Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 13:45, курс лекций

Краткое описание

1 Предмет и значение философии
2. Материализм,идеализм,дуализм
3. Субъективный и объективный материализм
4. Вульгарный и диалектический материализм

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 216.96 Кб (Скачать файл)

Учение Парменида и других элеатов сыграло огромную роль в истории философии. По сути дела, впервые в истории европейской цивилизации столь ярко и убедительно прозвучала мысль о мощи человеческого разума. Оказывается, что поиск мудрости мира может быть заключен не только и не столько в изучении природы, сколько в осмыслении свойств самого человеческого разума, в познании его способности мыслить. В трактовке Парменида - мыслить, значит быть. Мышление, логика - вот главная сила человека, вот что может позволить людям познать истину. Остальные же пути познания - ложные.

Слово «диалектика» впервые  применил Сократ (469-399 г.г. до н.э.). ОН обозначал им свой метод философствования, который по сути является искусством. В споре вскрываются внутренние противоречия в мыслях противника, которые ведут к ложным следствиям. Отбрасывая такие противоречивые мнения Сократ помогал рождению истины.

Но еще ранее, до появления  слова «диалектика» и понимания  ее как метода философии, складывалась диалектическая теория в философии. Уже древние мыслители исходили из представления о мире в котором происходят непрерывные процессы изменения, становления. Мир (космос) мыслится как совмещающий в себе, противоположности покоящегося и изменчивого. Непрерывный процесс движения лежит в основе бытия. В нем всякая вещь и свойство переходят в свою противоположность. Так Гераклит утверждал «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» подчеркивая всеобщность изменений. Источником изменений является борьба, «война». Но поскольку космос мыслится как завершенный и единый то противоположности перетекают друг в друга (твердое в жидкое, жидкое в газообразное, земля в воду, вода в воздух, воздух в огонь, огонь в эфир) без порождения чего-либо нового. Отсюда и утверждение о тождестве противоположностей: «Добро и зло - одно и тоже»

Оппозицией Гераклиту  стали взгляды Парменида и Зенона, которые обосновывали невозможность движения и изменения в виду их абсурдности. «Ахиллес никогда не догонит черепаху», утверждал Зенон. Но и этим своим парадоксом в отрицательной форме поставил вопрос о диалектической природе движения.

Платон (427-347 г.г. До н.э.) представлял диалектику как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно.

Аристотель впервые ставит проблему изменения как проблему развития. Диалектика Аристотеля в  изучении о причинах порождения из первосубстанции других вещей. Развитие есть такое изменение в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему. Оно порождается активностью присущей вещам формы.

Как искусство спора диалектика развивается в средние века. Для  отыскивания истины в споре спорящие опирались на формальную логику, которая противопоставлялась риторике и называлась тогда диалектикой.

В новое время идеи диалектики развивались в мышлении таких  философов как Декарт, Спиноза, Лейбниц, Дидро, Руссо. Декарт утверждал, что  природа развивается самостоятельно, порождая новые формы, ему вторит Спиноза в своем учении о субстанции. Лейбниц учил о непрерывности  развития, о появлении нового как  единства противоположностей. Руссо  и Вольтер переносят развитие в историю общества, а Кондорсе дополняет его учением о непрерывном  прогрессе.

В философии Канта диалектика апеллирует уже не кпредметам, а к отношениям. Кант ставит вопрос о истории природы, о происхождении солнечной системы из туманности, рассматривая идею бесконечности. Понять развитие, противоречивое по своей природе возможно диалектикой разума.

Важные диалектические идеи содержит философия Фихте и Шеллинга.

Развернутую систему диалектики создал Г. В.Ф. Гегель. Он провел в систему  понятийный аппарат диалектики, он выводит одну категорию из другой. Формирует закономерности отражающие универсальные связи мира, познания и мышления. Причем категории мышления, абсолютны, они привносятся в мир, а не берутся из мира.

Он видит источник движения в борьбе противоположностей внутри объекта, в отрицании старого  новым.

К числу наиболее значительных концепций развития относятся диалектико-материалестическая концепция. Она сложилась в 40х г. Прошлого века в учении Маркса и Энгельса. Развитие осуществляется как «отрицание отрицания», по спирали, а не по прямой линии, как «перерывы постепенности», превращения количества в качество, внутренние импульсы к развитию даются противоречием. Эта концепция била политизирована во в взглядах Ленина и Сталина, которые абсолютизировали элемент борьбы, отрицания, скачки взрывного характера - революции.

Наряду с такой концепцией возможна и иная интерпретация диалектики - гуманистическая. Превращая людей  не в пассивные элементы своего класса, а разрешающая диалектику единичного и общего в истории в пользу человека.

Наряду с диалектикой  существовали другие методы мышления: это - софистика, эклектика, метафизика, дот манизм

Софистика как совокупность видов аргументации, в использовании  правил логики приводила к псевдо-истине, поскольку софизм - преднамеренное нарушение правил логики для доказательства не истинного, а желаемого. Но в движении познания софистика способствует выявлению  проблемы логического противоречия системы знаний.

 

Эклектика - есть механическое соединение фактов и формулировок, элементов, относящихся к разным сторонам объекта, что ведет к  ложному отражению мира. Эклектики  подменяют логическое основание  сообразное поставленной целью. Сегодня  эклектика применяется в рекламе, в средствах массовой информации.

Метафизика - способ мышления противоположный диалектическому. Как метод она имеет ряд принципов:

Объекты рассматриваются  вне связи друг с другом.

Признается развитие, но не видит причины саморазвития, самодвижения; признаются изменения предметов, процессов  количественного, но не качественного.

Истина абсолютна, застывшая, конечная она не есть процесс.

Долгое время метафизика обслуживала теологию, потом понималась как анти-диалектика.

Метафизика возникла в  античности, несмотря на многочисленные эмпирические подтверждения гераклитовской диалектики. Представители элейской школы (Парменид, Зенон и др.) выдвинули концепцию неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (равного самому себе) бытия. Мыслители же более поздних эпох вносили в нее новые моменты. В XVII – XVIII веках метафизический способ мышления был правомерным и необходимым. Это было обусловлено потребностью в предварительном исследовании самих предметов как таковых в их устойчивости, неизменности, вне их взаимосвязи, с тем, чтобы затем систематически изучать происходящие с ними изменения.

Развитие естествознания в XIX веке показало полную несостоятельность  метафизики. В ХХ веке было бы абсурдно отвергать всеобщую связь явлений, их развитие. Возникает новая метафизика, сосредоточившая свои усилия на поисках  различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Оно стало  рассматриваться как монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность или как вечное движение по одному и тому же кругу, как сумма, связь состояний покоя.

С точки зрения соответствия содержания науки конца ХХ века и исторической практике человечества материалистическая диалектика наиболее предпочтительна, диалектический материализм определяет диалектику как учение о развитии природы, общества и мышления, то есть о развитии его наиболее полном и глубоком виде. Диалектика предметов, процессов окружающего мира, природы и общества является объективной, отражение в сознании объективной диалектики превращает ее в субъективную, диалектику познания мира и диалектику мира и диалектику мышления. Таким образом субъективная диалектика вторична, она совпадает с объективной по содержанию, но различна по форме.

Такое понимание диалектики делает ее наукой, в которой совпадают:

^ Диалектика бытия - становящаяся  теорией развития мира на уровне  природных проявлений и общественного  бытия.

Диалектика отраженного  мира в двух формах - диалектика как  теория познания, раскрывающая как достигаются знания и диалектика как логика, раскрывающая законы диалектического мышления.

Диалектика как наука  имеет своим объектом бытие как  объективное так и субъективное, предметом ее являются связи и развитие этого бытия (мира). Как наука, как система знаний диалектика включает понятия, категории, принципы и законы.

Принцип - наиболее общая  идея, итог познания объективных закономерностей, вокруг которой формируется теория. Основные принципы диалектики:

принцип всеобщей связи;

принцип развития;

принципы историзма, причинности, системности.

 

9. Развитие демократии  привело к подготовке юридических  людей. Людей, которые

обучали ораторскому искусству, красноречию, политике, их назвали софистами.

Софисты в своих выступлениях использовали софистические рассуждения - софизм.

Это такие рассуждения, в  которых допускались логические неточности, ошибки с

целью получить определенный вывод. В этом направлении софисты  достигли

наибольшего развития. Напр: 1) То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не

потерял рога. Ты имеешь рога. Здесь есть лог ошибка: средний  термин

отсутствует, т.к. понятие  не потерял имеет разный объем. 2) Спор Протогора и

Эватла. Если суд объявит Эватла то он заплатит, в противном случае Эватл

выиграет свое первое дело и он заплатит Протогору по договору. Если суд решит

Эватл не должен платить он не заплатит, а если суд решит, что Эватл должен

платить за обучение, то он проиграл свое дело по договору и не заплатит. 3)

Эпиминид сказал, что все критяне лгуны, но Эпиминид сам критянин,

следовательно он лгун, но раз Эпиминид лгун, значит он сказал неправду,

следовательно критяне не лгуны и Эпиминид сказал правду и т.д. (из того, что

Эпиминид лгун не вытекает, что он сказал неправду). В последствии софистами

стали называть людей, которые  в своих речах стремились не к  выяснению истины,

а к доказательству определенной точки зрения любой ценой. Ошибки софистов: 1)

Абсолютизация относительного значения. К старшей группе софистов относится

Протагор, Горний, Продик. Протагор говорил «все значения, оценки истины

относительны, истины как  таковой не существует. Человек есть мера всех вещей»

Т.е. всякое значение добытое  человеком субъективно. Кроме этих положений

Протагор занимался текучестью (изменчивостью) материи и наших  мыслей,

поскольку каждому утверждению  можно противопоставить противоположное

утверждение. Горний доказывал, что ничто не существует. Если и есть нечто

существующее, то оно не опзнаваемо, то оно все равно невыразимо и

неизъяснимо. Софисты младше группы: Ликофран, Элкудан, Фразимах.Фразимах

продолжает учение старшей  группы об относительности человеческих знаний. И

это учение распространяет на все социальные, этические нормы. Он говорил

«справедливость в обществе, это, то что полезно сильному» т.е. каждая власть

устанавливает законы полезные ей самой. Для всех софистов (и старш и младш)

характерно критическое  отношение к социальным нормам, власти, очевидным

знаниям и т.д. Cофисты – термин, которым в древнегреческой литературе обозначали учителей мудрости и красноречия, философов 2-ой пол. V – 1-ой пол. IV вв. до н. э., которые впервые в Греции стали преподавать своё искусство за плату. Софистика, как показывает научное исследование этого течения, – явление далеко не однозначное. Хотя этот термин вошёл в обиход в значении искусно вводящего в заблуждение рассуждения, само по себе слово "софист" означало просто "мудрец" и до середины века не имело никакого одиозного оттенка. Изменением значения слова история обязана противникам софистов, среди которых наиболее известными являются Сократ, его ученики Ксенофонт и Платон, а также Аристофан, высмеивавший софистику в своих комедиях.

Появление подобных врагов софистики  было связано, прежде всего, с тем, что  духу античности было чуждо использование "мудрости" в качестве средства к существованию. Так, Сократ считал, что философ, преподающий бесплатно, волен беседовать с кем угодно, тогда как тот, кто берёт деньги за уроки, становится, в определённом смысле, рабом своего ученика. Сами софисты, очевидно, не придавали большого значения подобного рода доводам  и очень часто запрашивали  за свои уроки довольно большие суммы, которые могли позволить себе лишь знатные люди. Чтобы привлечь к себе учеников, они активно использовали разного рода рекламу, например, по словам Исократа, обещали приблизить своих учеников к богам. Кроме того, некоторые софисты, например Гиппий и Горгий, одевались в пурпурные одежды, что также делалось для того, чтобы привлечь к себе внимание1.

 

Однако, говоря о деятельности софистов и её общественной оценке, нельзя не заметить одну важную деталь. Хотя мы и говорим о противоположности  взглядов на многие проблемы софистов, с одной стороны, и Сократа  и сократиков – с другой, представляется весьма трудным провести чёткую грань между представителями этих двух философских течений. Рассуждения Сократа не менее утончённы, чем рассуждения софистов, а все аргументы последних гораздо менее знамениты, чем софизмы сократиков. Сократовец Аристипп брал деньги за свои уроки, хотя, как уже было замечено выше, подобные действия софистов стали одной из главных причин их осуждения Сократом и его последователями. Таким образом, можно сделать вывод, что многое из того, что внесли в общество софисты, явилось абсолютно новым, непривычным и в некотором роде шокирующим для людей, и из-за этого многие их положения отвергались и оспоривались даже не будучи основательно осмысленными.

Рассматривая роль софистов в общественной жизни Древней  Греции, нельзя не сказать об одном  очень важном обстоятельстве, а именно о том, что они явились по сути первыми представителями интеллигенции не только в своей стране, но и в истории человечества. Софистов, также как и их противника Сократа, можно назвать деятелями древнегреческого Просвещения, программой которого является свобода в религии и морали, политике и науке, искусстве и культуре, провозглашаемая от имени разума2.

Информация о работе Лекции по "Философии"