Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:01, реферат
Государственное регулирование экономики т протяжении большей части XX в. усиливалось. Однако в последние полтора два десятилетия наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию. Понятие либерализации экономической деятельности Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутреннию внешнеэкономическую либерализацию.
1. Введение
2. Внешнеэкономическая либерализация
3. Понятие регионализации
4. Главная тенденция мировой экономики
5. Заключение
6.Литература
Некоммерческое акционерное общество
«Алматинский университет энергетики и связи»
Кафедра социальных дисциплин
СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА №3
на тему: «Либерализация духовной жизни в современном мире»
Выполнил: ст. Вершинин К.Ю.
гр. БРЭ 11-09
№ зачетной книжки: 113041
Алматы 2013 г.
1. Введение
2. Внешнеэкономическая либерализация
3. Понятие регионализации
4. Главная тенденция мировой экономики
5. Заключение
6.Литература
1.Введение
Государственное регулирование экономики т протяжении большей части XX в. усиливалось. Однако в последние полтора два десятилетия наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию. Понятие либерализации экономической деятельности Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутреннию внешнеэкономическую либерализацию. Особенности внутри экономической либерализации с различных группах стран мира Внутри экономическая либерализация бурно идет в 80-90-е гг. прежде всего в странах с переходной экономикой, где суть экономической трансформации сводится к переходу от государственного регулирования и государственной собственности к преимущественно рыночному регулированию и частной собственности. В этой группе стран роль государства в жизни общества снижается, если судить подоле государственных расходов в ВВП: в России они снизились за 1992-1997 гг. с 76 до 41,5%, причем в основном за счет снижения государственных расходов на экономику. Процесс внутриэкономической либерализации охватил и некоторые регионы третьего мира (Латинскую Америку, Западную Азию, Северную Африку), где доля государственных расходов в ВВП тоже начала снижаться, хотя в 60—80-е гг. еще росла. В то же время не следует считать, что снижение государственных расходов относительно ВВП обязательно означает радикальное ослабление государственных институтов регулирования экономики в этих группах стран. Отказываясь от прямого владения и регулирования отраслей национальной экономики, их массового кредитования и субсидирования, установления цен и заработной платы, государство сосредотачивается на разработке и особенно, на проведении в жизнь рыночного законодательства (в том числе на защите прав участников хозяйственных сделок, акционеров и вкладчиков), борьбе с экономической преступностью и собирании налогов, борьбе с дефицитом госбюджета и инфляцией, поддержании курса национальной валюты и разумного уровня внутренней и внешней задолженности, т.е. активно занимается не прямым, но косвенным экономическим регулированием. Чрезмерное ослабление занимающихся этим государственных институтов может обернуться слабой рыночной инфраструктурой, большой теневой экономикой и экономической преступностью, слабым общественным порядком в целом, что и показывает пример России и ряда других стран — членов СНГ. Вероятно, либерализация хозяйственной жизни в странах с переходной и развивающейся экономикой должна идти параллельно с укреплением государственных экономических институтов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики и ее рост. Что касается развитых стран, то доля государственных расходов в ВВП здесь продолжает, хотя и медленно, расти, достигнув в странах — членах ОЭСР в 1995 г. почти 48% (в 1870 г. она составляла 8%, 1913 г.- 9, 1920 г,-15, 1937 г. - 21, 1960 г. - 18, 1980 г. —44 и в 1990 г. — 46%). Увеличение доли государственных расходов идет за счет расходов на науку и социально-культурные отрасли (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.)- Одновременно в ряде сфер и отраслей роль государства уменьшается, так как приватизируются предприятия государственного сектора, сокращается или прекращается вообще государственное регулирование рынков отдельных товаров и услуг.
Относительно развитых
стран можно сделать вывод,
что в тех сферах, где роль
государства была чрезмерной, она
уменьшается, а там, где
2.Внешнеэкономическая либерализация на различных регионах мира 1. В развитых странах внешнеэкономическая либерализация на- чала сменять внешнеэкономический протекционизм как главное направление во внешнеэкономической политике еще в 50— 60-е гг. Если взять такой традиционный инструмент внешне торгового регулирования, как таможенные пошлины, то можно убедиться, что развитые страны снизили уровень своего таможенного обложения после Второй мировой войны в несколько раз- Сред неарифметический уровень тарифных ставок на импортные товары в ведущих десяти странах Запада составлял в 1913 г. 17%, 1931 г. — 32 и в конце 40-х гг. — 16%, а в 1999 г. он оценивается для США в размере 4,3%, Японии — 5,9, ЕС — 6,6%. Если считать по средневзвешенному уровню тарифных ставок на импортные товары, то по всей группе н 1999 г. этот показатель составил 3,9%. В последние два-три десятилетия активно идет процесс либерализации международного движения капитала, который также охватил прежде всего развитые страны, в результате чего в них полностью либерализован не только ввоз, но и вывоз капитала. В этой группе стран практически полностью либерализованы и валютно-расчетные отношения, а сохраняющийся валютный контроль используется преимущественно в целях получения статистических данных о движении валюты и состоянии расчетов с внешним миром. Международная передача технологии, если и регулируется, то прежде всего в целях избежание бесконтрольного вывоза военной технологии и товаров двойного назначения. Ощутимые ограничения сохраняются лишь при осуществлении такой формы международных экономических отношений, как международная миграция рабочей силы, так как в развитых странах были и остаются ограничения на приток рабочей силы из-за рубежа (кроме движения рабочей силы внутри ЕС). В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой внешнеэкономическая либерализация началась намного позже (за исключением некоторых небольших стран, где уровень либерализации традиционно был высоким), — после краха модели импорт замещения. По этой причине, а также из-за желания использовать протекционистские таможенные пошлины для защиты своих неконкурентных на мировом рынке отраслей уровень тарифных ставок здесь остается выше, чем в развитых странах, превышая в ряде случаев 20—30%.
Так, в России
3.Понятие регионализации Интернационализация, перерастающая в глобализацию, превращает весь мир в поле деятельности ТНК. Однако статистика показывает, что не только национальные, но и транснациональные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятельности прежде всего к соседним странам. Подобная ориентация страны на свой и соседние регионы мира называется регионализацией, Примером может быть внешняя торговля России. В 1997 г. на другие страны — члены СНГ приходилось около 22% российского экспорта и импорта товаров, на страны Европы — около 52% и на соседние азиатские страны, прежде всего Китай, — около 8%. Таким образом, более 80% внешнеторгового оборота России приходится на соседние страны и регионы, хотя наша страна активно торгует и со многими отдаленными странами мира (например, на США в указанный год приход ил ось более 6% внешнеторгового оборота России). Другим примером может быть Европейский союз, где на взаимные капиталовложения приходится более 55% всего ввоза и вывоза капитала (если судить по прямым инвестициям). Особенности регионализации по странам и формам внешнеэкономических связей Многие развивающиеся страны и государства с переходной экономикой в своих внешнеэкономических связях ориентируются на развитые страны, а не на своих соседей по региону, такие же развивающиеся или пост социалистические страны, к тому же нередко небольшие по величине рынка. Так, во внешней торговле Африки доминирует Западная Европа (52% африканского экспорта в 1996 г.). Особенно велики отклонения в международном движении капитала. Например, в экспорте товаров из США на другие американские страны приходится около 40%, а в экспорте прямых инвестиций — менее 1/3. Это связано с тем, что прямые инвестиции являются не только орудием сращивания экономик (как, например, взаимные капиталовложения в ЕС), но способом проникновения нате рынки, где рост экспорта товаров и услуг сталкивается с большими трудностями — высокими пошлинами, сильной конкуренцией и т.д. Еще более ярким примером могут быть портфельные инвестиции, ориентированные не на стратегию завоевания (удержания) зарубежных рынках, а прежде всего на доходность зарубежных ценных бумаге поправкой на их рискованность и ликвидность, Так, лишь 1/4 американских портфельных инвестиций за рубежом размещена в остальных странах Северной и Южной Америки.? Что касается регионализации остальных форм международных экономических отношений, то надо иметь в виду следующее. Валю mo-расчетные отношения достаточно сильно привязаны к торговле товарами и услугами, меньше — к движению капитала. Поэтому характер регионализации внешней торговли страны, в первую очередь, вывоза капитала, а во вторую очередь, ввоза его, определяет характер регионализации ее валютно-расчетных отношений.
Примером может служить
кризис японской иены в 1998 г,,
последовавший за
Информация о работе Либерализация духовной жизни в современном мире