Либерализация духовной жизни в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:01, реферат

Краткое описание

Государственное регулирование экономики т протяжении большей части XX в. усиливалось. Однако в последние полтора два десятилетия наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию. Понятие либерализации экономической деятельности Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности называется экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутреннию внешнеэкономическую либерализацию.

Содержание

1. Введение
2. Внешнеэкономическая либерализация
3. Понятие регионализации
4. Главная тенденция мировой экономики
5. Заключение
6.Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Титулка философия.docx

— 29.64 Кб (Скачать файл)

Некоммерческое акционерное  общество

«Алматинский университет энергетики и связи»

 

 

 

 

 

Кафедра социальных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА №3

на тему: «Либерализация духовной жизни в современном мире»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Выполнил: ст. Вершинин К.Ю.

гр. БРЭ 11-09

№ зачетной книжки: 113041

                                                                      Проверила: Шаракпаева Г.Д.

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2013 г.

 

                                               Содержание:

1. Введение

2. Внешнеэкономическая либерализация

3. Понятие регионализации

4. Главная тенденция мировой экономики

5. Заключение

6.Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Государственное регулирование  экономики т протяжении большей части XX в. усиливалось. Однако в последние полтора два десятилетия наметилась обратная тенденция. Национализация сменилась приватизацией, государственный контроль над ценами ослабевает, субсидирование отдельных отраслей снижается, а деятельность транснациональных корпораций все меньше поддается государственному регулированию. Понятие либерализации экономической деятельности Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной  деятельности называется экономической деятельности (дерегуляцией, экономической либерализацией). Различают внутреннию внешнеэкономическую либерализацию. Особенности внутри экономической либерализации с различных группах стран мира Внутри экономическая либерализация бурно идет в 80-90-е гг. прежде всего в странах с переходной экономикой, где суть экономической трансформации сводится к переходу от государственного регулирования и государственной собственности к преимущественно рыночному регулированию и частной собственности. В этой группе стран роль государства в жизни общества снижается, если судить подоле государственных расходов в ВВП: в России они снизились за 1992-1997 гг. с 76 до 41,5%, причем в основном за счет снижения государственных расходов на экономику. Процесс внутриэкономической либерализации охватил и некоторые регионы третьего мира (Латинскую Америку, Западную Азию, Северную Африку), где доля государственных расходов в ВВП тоже начала снижаться, хотя в 60—80-е гг. еще росла. В то же время не следует считать, что снижение государственных расходов относительно ВВП обязательно означает радикальное ослабление государственных институтов регулирования экономики в этих группах стран. Отказываясь от прямого владения и регулирования отраслей национальной экономики, их массового кредитования и субсидирования, установления цен и заработной платы, государство сосредотачивается на разработке и особенно, на проведении в жизнь рыночного законодательства (в том числе на защите прав участников хозяйственных сделок, акционеров и вкладчиков), борьбе с экономической преступностью и собирании налогов, борьбе с дефицитом госбюджета и инфляцией, поддержании курса национальной валюты и разумного уровня внутренней и внешней задолженности, т.е. активно занимается не прямым, но косвенным экономическим регулированием. Чрезмерное ослабление занимающихся этим государственных институтов может обернуться слабой рыночной инфраструктурой, большой теневой экономикой и экономической преступностью, слабым общественным порядком в целом, что и показывает пример России и ряда других стран — членов СНГ. Вероятно, либерализация хозяйственной жизни в странах с переходной и развивающейся экономикой должна идти параллельно с укреплением государственных экономических институтов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики и ее рост. Что касается развитых стран, то доля государственных расходов в ВВП здесь продолжает, хотя и медленно, расти, достигнув в странах — членах ОЭСР в 1995 г. почти 48% (в 1870 г. она составляла 8%, 1913 г.- 9, 1920 г,-15, 1937 г. - 21, 1960 г. - 18, 1980 г. —44 и в 1990 г. — 46%). Увеличение доли государственных расходов идет за счет расходов на науку и социально-культурные отрасли (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.)- Одновременно в ряде сфер и отраслей роль государства уменьшается, так как приватизируются предприятия государственного сектора, сокращается или прекращается вообще государственное регулирование рынков отдельных товаров и услуг.

 Относительно развитых  стран можно сделать вывод,  что в тех сферах, где роль  государства была чрезмерной, она  уменьшается, а там, где оказалась  недостаточной, — возрастает. В  результате, во-первых, государственные  расходы все больше переключаются  на социально-культурные отрасли  и науку, т.е. главные отрасли  постиндустриальной экономики; во-вторых, государство все меньше использует  в экономике прямые рычаги  регулирования, к тому же требующие  больших расходов (государственная  собственность, государственные  инвестиции и субсидии), и все  больше прибегает к косвенным  рычагам (особенно рычаги денежно-кредитной  и налоговой политики). В целом  по мере упрочения рыночной  экономики и превращения ее  в постиндустриальную государственное  регулирование внутрихозяйственной  жизни во всех трех группах  стран становится более либеральным.  Так, начавшаяся в 80-е гг. в  развитых странах волна приватизации, т.е. продажи или передачи на  различных условиях государственной  собственности частным хозяйствующим  субъектам, в настоящее время  охватила большинство развивающихся  и пост социалистических стран. В мире приватизируются прежде всего такие отрасли производственной инфраструктуры, как производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, финансовая сфера.

 

2.Внешнеэкономическая либерализация на различных регионах мира 1. В развитых странах внешнеэкономическая либерализация на- чала сменять внешнеэкономический протекционизм как главное направление во внешнеэкономической политике еще в 50— 60-е гг. Если взять такой традиционный инструмент внешне торгового регулирования, как таможенные пошлины, то можно убедиться, что развитые страны снизили уровень своего таможенного обложения после Второй мировой войны в несколько раз- Сред неарифметический уровень тарифных ставок на импортные товары в ведущих десяти странах Запада составлял в 1913 г. 17%, 1931 г. — 32 и в конце 40-х гг. — 16%, а в 1999 г. он оценивается для США в размере 4,3%, Японии — 5,9, ЕС — 6,6%. Если считать по средневзвешенному уровню тарифных ставок на импортные товары, то по всей группе н 1999 г. этот показатель составил 3,9%. В последние два-три десятилетия активно идет процесс либерализации международного движения капитала, который также охватил прежде всего развитые страны, в результате чего в них полностью либерализован не только ввоз, но и вывоз капитала. В этой группе стран практически полностью либерализованы и валютно-расчетные отношения, а сохраняющийся валютный контроль используется преимущественно в целях получения статистических данных о движении валюты и состоянии расчетов с внешним миром. Международная передача технологии, если и регулируется, то прежде всего в целях избежание бесконтрольного вывоза военной технологии и товаров двойного назначения. Ощутимые ограничения сохраняются лишь при осуществлении такой формы международных экономических отношений, как международная миграция рабочей силы, так как в развитых странах были и остаются ограничения на приток рабочей силы из-за рубежа (кроме движения рабочей силы внутри ЕС). В развивающихся странах и государствах с переходной экономикой внешнеэкономическая либерализация началась намного позже (за исключением некоторых небольших стран, где уровень либерализации традиционно был высоким), — после краха модели импорт замещения. По этой причине, а также из-за желания использовать протекционистские таможенные пошлины для защиты своих неконкурентных на мировом рынке отраслей уровень тарифных ставок здесь остается выше, чем в развитых странах, превышая в ряде случаев 20—30%.

 Так, в России средневзвешенный  уровень тарифных ставок на  импортные товары колеблется  в последние годы в пределах 13—14%, в Китае в 1997 г. он составлял  17% и к концу столетия его  планируется снизить до 15%. В этих  двух группах стран больше  всего ограничений на ввоз  и особенно вывоз капитала. Поданным  МВФ, подобные ограничения существовали  в 126 из 182 стран — членов МВФ,  преимущественно в развивающихся  странах и государствах с переходной  экономикой. Здесь намного ощутимее  государственное регулирование  и остальных форм международных  экономических отношений. Тем  не менее в этих двух группах  стран в настоящее время уровень  внешнеэкономической либерализации  выше, чем он был несколько  десятилетий назад, хотя, возможно, псе еще ниже, чем в конце  XIX — начале XX в. Сочетание либерализации  и протекционизма во внешнеэкономической политике Говоря о тенденции к внешнеэкономической либерализации, особенно во внешней торговле, надо учитывать растущий противовес ей в виде нетарифных ограничений. Квотирование импорта, антидемпинговое законодательство, правила оформления и оценки импортных товаров, технические стандарты и санитарные нормы для них являются часто более эффективным барьером на пути импорта, чем таможенные пошлины. В начале 90-х гг. под них подпадало 18% ввозимых в развитые страны товаров, особенно продовольствия, текстиля и транспортных средств. В сочетании с тарифным регулированием это дает возможность осуществлять гибкие протекционистские меры по отношению к некоторым отраслям и сферам. Нельзя' забывать и о том, что во всех странах (даже развитых) для иностранного капитала существуют закрытые или ограниченные для его приложения отрасли и сферы, особенно это относится к оборонной промышленности, транспорту и многим другим отраслям сферы услуг. Можно сделать вывод, что во внешнеэкономической политике даже развитых стран либерализация сочетается с протекционизмом, хотя и этом сочетании преобладает первая. Понятие открытой и закрытой экономики Открытая экономика — это такое национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер; в закрытой экономике большинство рынков, отраслей и сфер для них закрыто. Однако в мире почти нет полностью открытых, т.е. полностью либерализованных экономик, за исключением нескольких небольших государств. Поэтому нередко говорят о более открытых или менее открытых экономиках. Так, российская экономика более открыта, чем китайская, если судить по уровню тарифных ставок на импортные товары, доле импортных товаров на внутреннем рынке, либеральности валютно-расчетных отношений и другим показателям. В тех случаях, когда протекционизм явно преобладает над либерализмом во внешнеэкономической деятельности, говорят о закрытой экономике. В мире стран с такой экономикой осталось немного. Это объясняется тем, что, как доказал мировой опыт, существует высокая корреляция между уровнем внешнеэкономического либерализма и темпами экономического роста. Расчеты по 117 странам мира, проведенные экономистами Гарвардского университета, показали, что там, где в последнюю четверть века проводилась политика закрытой экономики, среднегодовой прирост ВВП в расчете на душу населения составил 0,7%, а там, где придерживались политики открытой экономики, ВВП на душу был в пять раз выше.

 

3.Понятие регионализации Интернационализация, перерастающая в глобализацию, превращает весь мир в поле деятельности ТНК. Однако статистика показывает, что не только национальные, но и транснациональные компании тяготеют в своей внешнеэкономической деятельности прежде всего к соседним странам. Подобная ориентация страны на свой и соседние регионы мира называется регионализацией, Примером может быть внешняя торговля России. В 1997 г. на другие страны — члены СНГ приходилось около 22% российского экспорта и импорта товаров, на страны Европы — около 52% и на соседние азиатские страны, прежде всего Китай, — около 8%. Таким образом, более 80% внешнеторгового оборота России приходится на соседние страны и регионы, хотя наша страна активно торгует и со многими отдаленными странами мира (например, на США в указанный год приход ил ось более 6% внешнеторгового оборота России). Другим примером может быть                    Европейский союз, где на взаимные капиталовложения приходится более 55% всего ввоза и вывоза капитала (если судить по прямым инвестициям). Особенности регионализации по странам и формам внешнеэкономических связей Многие развивающиеся страны и государства с переходной экономикой в своих внешнеэкономических связях ориентируются на развитые страны, а не на своих соседей по региону, такие же развивающиеся или пост социалистические страны, к тому же нередко небольшие по величине рынка. Так, во внешней торговле Африки доминирует Западная Европа (52% африканского экспорта в 1996 г.). Особенно велики отклонения в международном движении капитала. Например, в экспорте товаров из США на другие американские страны приходится около 40%, а в экспорте прямых инвестиций — менее 1/3. Это связано с тем, что прямые инвестиции являются не только орудием сращивания экономик (как, например, взаимные капиталовложения в ЕС), но способом проникновения нате рынки, где рост экспорта товаров и услуг сталкивается с большими трудностями — высокими пошлинами, сильной конкуренцией и т.д. Еще более ярким примером могут быть портфельные инвестиции, ориентированные не на стратегию завоевания (удержания) зарубежных рынках, а прежде всего на доходность зарубежных ценных бумаге поправкой на их рискованность и ликвидность, Так, лишь 1/4 американских портфельных инвестиций за рубежом размещена в остальных странах Северной и Южной Америки.? Что касается регионализации остальных форм международных экономических отношений, то надо иметь в виду следующее. Валю mo-расчетные отношения достаточно сильно привязаны к торговле товарами и услугами, меньше — к движению капитала. Поэтому характер регионализации внешней торговли страны, в первую очередь, вывоза капитала, а во вторую очередь, ввоза его, определяет характер регионализации ее валютно-расчетных отношений.

 Примером может служить  кризис японской иены в 1998 г,, последовавший за экономическим  кризисом в Восточной и Юго-  Восточной Азии — главных регионах  для японской внешней торговли  и: вывоза японского капитала. Меньше регионализация проявляется  в международной торговле знаниями»  Центры производства и экспорта  знаний расположены преимущественно  в ведущих развитых странах.  Поэтому, как и сто лет назад,  покупатели знаний ориентируются  на Западную Европу, Северную  Америку, а в последние десятилетия  — также на Японию, Однако потоки  международной миграции рабочей  силы носят преимущественно региональный  характер. Рабочая сила из Индии,  Пакистана, Йемена и Египта  мигрирует в основном в соседние  арабские нефтедобывающие страны; поляки, турки, алжирцы, марокканцы  и тунисцы — в соседнюю Западную  Европу, латиноамериканцы — преимущественно  в пределах своего региона  или направляются в Северную  Америку, а мигранты из СНГ  направляются в основном в  Россию. В целом регионализация  является заметным и, как полагают  некоторые экономисты, все более  важным явлением хозяйственной  жизни мира. В качестве доказательства  они приводят тот факт, что  хотя международные экономические  отношения в целом в последние  десятилетия развиваются достаточно  быстро, наиболее динамично они  развиваются внутри регионов  и между соседними регионами.  Более того, существует точка  зрения, согласно которой это  — препятствие для глобализации. Но если исходить из предположения,  что в очень отдаленном будущем  мировое хозяйство превратится  в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний, то регионализацию можно рассматривать как движение к этой цели, которое осуществляется пока в ограниченных масштабах, в рамках регионов и частично между соседними регионами. С этой точки зрения, регионализация —. не препятствие для глобализации, а путь к ней. В отличие от 20—30-х гг. современная регионализация — это не усиление экономических связей исключительно внутри отдельных регионов и группировок {например, внутри стерлинговой зоны, т.е. где все расчеты осуществлялись в фунтах стерлингов) за счет ослабления их с другими странами и регионами, а ускоренное развитие региональных связей при достаточно высокой динамике последних между регионами. Понятие международной экономической интеграции и интеграционных объединений Регионализация является базой для международной экономической интеграции. Этот термин означает процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями. Примером может быть стабильно идущее на протяжении всего XX в. усиление связей американских корпораций с канадскими и мексиканскими (многие из них являются филиалами американских ТНК) или бурный рост взаимосвязей между западноевропейскими компаниями в последние десятилетия.

Информация о работе Либерализация духовной жизни в современном мире