Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 22:29, реферат
Современный подход к исследованию средневековой философии сегодня, в эпоху, когда идеологизированность науки практически канула в Лету, зачастую упускает из виду основную черту данной философии, а именно преемственность античных традиций. В процессе изучения философских трудов средневековых мыслителей, можно отметить, что большинство авторов патристики были хорошо знакомы с работами античных философов не хуже Священного писания.
Введение 3
Глава 1. Философия периода патристики 5
Глава 2. Биография Аврелия Августина 8
Глава 3. Учения Августина 10
Заключение 18
Список литературы 20
Реферат
по философии
Тема: “Личность и учение А. Августина”
Исполнитель:
Руководитель:
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение 3
Глава 1. Философия периода патристики 5
Глава 2. Биография Аврелия Августина 8
Глава 3. Учения Августина 10
Заключение 18
Список литературы 20
Современный подход к исследованию средневековой философии сегодня, в эпоху, когда идеологизированность науки практически канула в Лету, зачастую упускает из виду основную черту данной философии, а именно преемственность античных традиций. В процессе изучения философских трудов средневековых мыслителей, можно отметить, что большинство авторов патристики были хорошо знакомы с работами античных философов не хуже Священного писания. Причем следует заметить, что включение средневековыми философами выдержек из текстов авторов античности является не произвольным цитированием, а результатом тщательного осмысления христианских догм на основе путей поиска истины, которые предоставила нам античность.
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что средневековая философия, тесно связанная с христианской религией, является важной вехой в истории развития европейской философии. Четко определенное содержание и направленность средневековой философии выгодно отличает ее от своей предшественницы - античной философии и сменившей ее философии Ренессанса. В целом, философию средневековья творили преимущественно богословы, одним из которых был Аврелий Августин, которому и посвящена данная работа.
Аврелий Августин без сомнения является символом переходной эпохи V-го столетия; эпохи, когда один обветшавший мир гибнет, а другой строится на его руинах. Августин представляет собой неоднозначную личность, в которой слились все противоположности его века. Он воплотил в себе все контрасты нового времени: даже будучи одним из основателей средневекового католичества, он, наряду с этим, оставался пророком протестантства. Сегодня же мы можем признать его еще и родоначальником западного христианства во всех его ключевых ответвлениях.
Целью данной работы является рассмотрение философского учения одного из представителей периода патристики Аврелия Августина. Для достижения данной цели необходимо изучить особенности философии периода патристики и выявить главные черты учения Августина.
Средневековая философия представляет собой особое явление духовной жизни того периода времени. Признаки самостоятельности, характерные для философии античного рабовладельческого общества, были ею утеряны. Зарождается новая парадигма, которая представляет собой совокупность самых глубинных оснований жизни человека. Этот период времени характеризуется изменением отношения человека к себе самому, к окружающим, к государству и к власти, к истории и к знанию. Рождаются абсолютно новые авторитеты, социальные структуры, образуются новые народы. С приходом и укоренением христианства люди приобрели равные возможности в плане духовной жизни: все равны перед единым и единственным Богом; верующие могли обращаться к Нему лично и рассчитывать на его внимание и благосклонность.
Как правило, всю средневековую философию подразделяют на два периода, таких как патристика и схоластика. «Патристика (от лат. pater - отец) – это учение основателей богословия, заложивших основы христианской теологии в упорной борьбе против еретических идей». Схоластика (от греч. scholastikós - школа) являла собой исключительно школьную (университетскую, монастырскую) мудрость, в которой средствами формально-логических рассуждений доказывались христианские догмы. Схоластика формировалась в период с VIII (V) по XII вв. и ее расцвет пришелся на XIII - XIV века. Затем она прекратила свое существование, уступив место идеям эпохи Возрождения и Нового времени.
Характерными чертами, объединяющими средневековую философию с патристикой, прежде всего, является теоцентризм. Данное понятие означает, что в центре мироздания, жизни всех людей и отдельно взятого человека находится Бог - верховное существо и абсолютное начало. Эта концепция получила свое развитие в креационизме (от лат. creatio - создание) - учении о сотворении мира и человека Богом по его добровольной склонности и свободной воле в едином акте. Две эти концепции рождают и третью - провиденциализм (от лат. providentia - провидение) - учение, по которому развитие общества определяется внешними по отношении к нему причинами, а именно Богом. Важное значение для философии средневековья имеют персонализм и ревеляционизм.
Персонализм строится на понимании человека как неделимой личности, которая наделена разумом, совестью и свободой воли и сотворена по образу и подобию Бога. Каждая личность рассматривается в качестве особого замкнутого мира, внутри которого борются силы добра и зла, духа и плоти, разума и чувственности, долга и склонности. При этом борьба всегда происходит в присутствии судьи - совести и закона. Этот мир непроницаем для людей, но он открыт для Бога. Праведность и чистота помыслов имеют не меньшую значимость, чем правильные поступки.
Ревеляционизм (от лат. revelatio - откровение) представляет собой принцип религиозного познания мира. Он заключается в том, что наиболее надежным способом познания божественных истин является постижение скрытого смысла священных писаний, в которых заключено божественное откровение. При всем этом, рациональное познание не исключается, но божественное откровение считается наивысшим и более значительным для человека.
В общем и целом, античная философская мысль начинает приходить в упадок, что происходит на фоне роста и укоренения теологии, христианского вероучения, которое в это время обретает себя через осмысление и выработку собственных ключевых принципиальных положений. Все это протекает в довольно динамичной форме: происходит столкновение различных подходов и трактовок, разгорается соперничество религиозных сект друг с другом, усложняются отношения между христианской религией и светской властью и многое другое. Утверждение христианских догм и вероучения в целом было связано с жестокими расправами над инакомыслящими, официальным осуждением еретиков и приданием их анафеме.
Именно в этот непростой период и родилась патристическая философия, то есть учение отцов церкви, теоретиков богословия, которые в различной мере определили свое отношение к античной философии, развивали и высказывали свое видение на религиозные проблемы, обращая при этом свой взгляд к таким методам философии как логические рассуждения, сопоставление противоположностей и прочее.
Становление христианской патристики трудно вообразить без участия в ней платонизма. Данное влияние распространилось через школу неоплатонизма, последнюю крупную философскую систему западной античности. Ее основателем был античный мыслитель Плотин (203-270 гг. н.э.), родившийся в римской провинции и обучавшийся философии с целью познать образ мысли персов и индийцев. Он принимал участие в военном походе римского императора Гордиана III, а затем оказался в Риме, где и основал свою школу.
Одним из наиболее ярких представителей школы неоплатонизма и периода патристики в целом можно заслуженно считать Аврелия Августина.
Аврелий Августин, являющийся одним из самых знаменитых и влиятельных отцов христианской церкви, родился в Тагасте (в настоящее время Сук-Арас в Алжире), африканской провинции Нумидия 13 ноября 354 года. Свое начальное образование он получил благодаря матери, христианке Монике, которая была умной, благородной и благочестивой женщине. Однако, ее влияние на сына нейтрализовалось отцом-язычником. В юношеские годы Августин не обнаружил в себе склонности к изучению традиционного греческого языка, но был очарован и покорен латинской литературой. Окончив школу в Тагасте, он отправился на учебу в ближайший культурный центр, расположенный в Мадавре. Осенью 370 года, благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи - Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 372 году в конкубинате у него родился сын, названный Адеодатом.
В 373 году, после прочтения «Hortensius» Цицерона, в Августине просыпается жажда чего-то высшего. С этого момента он начинает изучать философию и вскоре примыкает к секте манихеев, последователем которой остается на протяжении порядка 10 лет. В то же время он стал преподавателем риторики сначала в Тагасте, а позже и в Карфагене. Но вскоре Августин, не найдя нигде ответов на мучавшие его вопросы, чуть не приходит в отчаяние, и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, доступ к которой открылся ему благодаря латинскому переводу, на время подпитывает его изголодавшийся ум.
В 383 году он покидает Африку и направляется в Рим, а в 384 году – в Медиолан, где получает должность преподавателя риторики. Здесь, благодаря местному епископу Амвросию, Августин ближе знакомится с христианством. После этого он стал читать послания апостола Павла и услышал от викарного епископа Симплициана историю обращения в христианство Мария Викторина. Эти события произвели радикальную перемену в образе мыслей и жизни Августа. Как гласит предание, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам (13:13). После этого он, вместе с матерью Моникой, сыном Адеодатом, братьями, другом Алипием и двумя учениками удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. По образцу цицероновских «Тускуланских бесед», Августин составил несколько философских диалогов. На Пасху 387 года он, вместе с Адеодатом и Алипием, принял крещение от руки Амвросия. Этому событию Католическая церковь даже посвятила особый праздник - 3 мая. Вскоре он всесте с матерью вернулся в Африку, предварительно распродав всё своё имущество. Однако в Остии Моника скончалась.
Часть сведений о дальнейшей жизни Августина основана на «Житии», составленном его учеником Поссидием, который общался со своим учителем почти 40 лет. Согласно Поссидию, вернувшись в Африку, Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, в котором уже было 6 христианских церквей, греческий епископ Валерий произвел Августина в пресвитеры, а в 395 году был посвящен в епископы.
Умер Аврелий Августин 28 августа 430 года, во время первой осады Гиппона вандалами.
Останки Августина Аврелия были перенесены его последователями в Сардинию, с целью спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королём лонгобардов и погребены в Павии в церкви святого Петра.
В
1842 году, получив согласие Папы, они
были вновь перевезены в Алжир
и находятся там возле
Блаженный Августин является одной из самых интереснейших когда-либо существовавших исторических личностей. Трудно подвергнуть его оценке ввиду богатства и многогранности элементов, из которых состоят учения Августина и которые в той или иной степени оказали влияние на становление его внутреннего мира.
Все творчество Августина можно условно подразделить на три этапа. Первый этап (с 386 по 395 год) характеризуется влиянием античной, преимущественно неоплатонической, догматики, в трудах мыслителя прослеживается отвлеченность и высокий статус рационального. На этом этапе в 386 году из-под пера Августина выходят в свет философские «диалоги» «Против академиков», то есть скептиков; в том же году - труд «О порядке», который является первой работой, где дается обоснование семи свободных искусств в качестве подготовительного цикла для изучения философии. Затем в 387 году выходят «Монологи», «О жизни блаженной», «О бессмертии души»; в период с 388 по 389 годы - «О количестве души», «Об учителе», «О музыке»; в котором содержится знаменитое определение музыки Musica est ars bene modulandi с подробным толкованием. Далее следуют «Об истинной религии» (390 год), «О свободной воле» или «О свободном решении» (388 - 395 гг.); цикл антиманихейских трактатов. Часть трудов данного периода творчества Августина также называют кассициакскими, в честь загородного дома Cassiciacum неподалёку от Медиолана, где мыслитель работал в период с 386 по 388 годы.
Второй этап протекает в период времени с 395 по 410 год и характеризуется преобладанием экзегетической и религиозно-церковной проблематики: «О книге Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные и антидонатистские трактаты, а также «Исповедь.
Третий этап - с 410 по 430 год включает в себя постановку вопросов о сотворении мира и проблемах эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов, «О граде Божьем», критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах».
Учение
Августина о соотношении
В учении «О бытии» рассматривается сотворение Богом материи и наделение её различными формами, назначениями и свойствами; тем самым Бог является творцом всего сущего в нашем мире. Деяния Бога есть благо, следовательно, и все сущее есть благо, именно потому оно и существует.
Зло же не субстанция-материя, а недостаток, её порча, порок и повреждение, небытие.
Бог есть не что иное, как источник бытия и блага, чистая форма, наивысшая красота. Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё гибнущее. Мир один и нескольких миров быть не может.