Локк о воспитании джентлемена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 12:21, творческая работа

Краткое описание

Кто такой «джентльмен, и какими качествами должен отличаться обладатель сего достойного звания? Это понятие впервые было введено в обращение английским философом Джоном Локком (1632-1704), социальная философия которого оказала огромное воздействие на формирование общественного мировоззрения в эпоху Просвещения.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия творческая работа.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Удовольствие и боль - простые представления. Между представлениями, получаемыми посредством органов  чувств, ощущения удовольствия и боли самые главные, всякое впечатление  сопровождается чувством удовольствия или чувством боли или не вызывает никакого чувства. То же относится к мышлению и настроению нашей души. Чувство боли и удовольствия, как всякое простейшее представление, невозможно ни описать, ни определить. Эти чувства могут быть известны, как все впечатления, только посредством собственного опыта.

От этих элементарных чувств Локк переходит к более  сложным. "Что называется добром и злом? Все вещи хороши или дурны, смотря по тому, вызывают ли они удовольствие или причиняют боль. Мы называем добром все то, что вызывает в  нас чувство удовольствия или его возвышает и устраняет боль или уменьшает ее. Наоборот, мы называем злом все, что возбуждает боль, увеличивает ее или лишает нас добра. Под именем удовольствия и боли я понимаю столько же телесные, сколько и душевные состояния. Обыкновенно их различают между собою, тогда как и те, и другие в сущности только различные состояния души, вызываемые изменениями, происходящими в теле или в самой душе".

Удовольствие и страдание  и причины их - добро и зло - суть центры, около которых вращаются  наши страсти. Представление о них возникает посредством самонаблюдения и исследования их различного влияния на изменение состояний и настроений души.

Далее следует определение  чувств более сложных: любви, ненависти  и радости.

«Любовь. Если кто-нибудь остановит свое внимание на представлении удовольствия, соединенного с присутствующим или отсутствующим предметом, он получит понятие о любви. Если кто-нибудь говорит осенью, лакомясь виноградом, или весною, когда его нет, что любит виноград, то это означает только, что вкус винограда доставляет ему удовольствие. Если же расстроенное здоровье или изменение во вкусе уничтожат это удовольствие, то нельзя ему будет сказать, что он любит виноград».

«Ненависть. Наоборот, мысль  о боли, причиняемой отсутствующим  или присутствующим предметом, и есть то, что мы называем ненавистью. Представления о любви и ненависти суть не более как состояния души в отношении к удовольствию и к боли вообще без различия причин, из которых они происходят».

Желание. «Желание - более  или менее живое чувство, происходящее от отсутствия того, что соединяется с представлением об удовольствии; оно повышается и понижается вместе с увеличением и уменьшением последнего чувства».

Радость. «Радость есть удовлетворенное  состояние души под влиянием сознания, что обладание добром достигнуто или будет достигнуто в скором времени».

Печаль Локк определяет как противоположное чувство. Таким  же характером отличаются определения  надежды, страха, сомнения, гнева, зависти  и иных страстей, свойственных всем людям.

Существует общее мнение, что характер писателя следует изучать в его сочинениях. Это мнение является безусловной истиной в отношении к Локку. Мы не замечаем в нем высокого вдохновения, зато находим трогательное внимание к нуждам обыкновенных людей.

Он держит себя запросто со своим читателем, хотя и сознает, что оттого проигрывает, может быть, во мнении многих. "Я знаю,- говорит он,- что моя откровенность вредит моей славе",- и продолжает быть откровенным.

В подтверждение сказанного приведу мысль Локка об ограниченности человеческого разума.

"Наша способность  познавания соразмерна с нашими  потребностями. Как бы ни был  ограничен разум человека, мы  должны благодарить за него  Создателя, потому что он далеко  оставляет за собой мыслительные  способности всех других обитателей  нашей Земли. Наш разум дает нам возможность составить себе необходимое понятие о добродетели и устроить земную жизнь так, чтобы она вела к лучшей жизни. Мы не в силах постигнуть сокровенных тайн природы; но того, что мы можем понять, совершенно достаточно, чтобы составить себе понятие о благости Творца и о наших собственных обязанностях. Мы не будем жаловаться на пределы нашего знания, если займемся тем, что для нас действительно полезно. За неимением солнечного света мы будем работать и при свечах; наша свеча горит довольно ярко для того дела, которое нам необходимо совершить. Если у нас нет крыльев, то мы во всяком случае можем ходить. Нам нет надобности знать все, а только то, что непосредственно относится к жизни. Человек напрасно забирается в глубины, теряя почву под ногами; он не должен переступать круга, отделяющего светлое от темного, доступное нашему уму от недоступного. Неразумно также сомневаться во всем, если многое в точности нам известно. Сомнение подрывает наши силы, лишает бодрости, заставляет опускать руки".         

Примирение философии с религией было главной задачей в жизни  Локка, и нетрудно себе представить, что задача эта была нелегкая. Ум Локка, смиренный религией, все же часто выходит из намеченного  им самим заколдованного круга, стремится к смелым выводам, которые потом приходилось оправдывать и кое-как связывать с религией.          

Признавая опыт единственным источником нашего знания, Локк на этом остановился  и не мог вывести тех следствий  из этого положения, которые потом  были выведены Кондильяком и послужили к разрушению многих основ нравственности и религии.

Ни один из последователей Локка в Англии не дошел до таких  крайностей, несовместных с благочестием и консервативностью англичан.

В заключение мы коснемся классификации наук, которой придерживался Локк. Он, как и древние греки, делит науки на физику, логику и этику. То, что Локк называет логикой, скорее можно назвать философией знания. Противоположная ей наука есть философия бытия, она распадается на философию природы и философию души, к последней относится теория нравственности, права и эстетики, или учение об искусствах. К философии знания принадлежит старая аристотелевская логика- в нее также входит наука о языке. Теологии мы не находим между науками, так как она, по мнению Локка, не наука, потому что основана на откровении. К философии Локк причисляет также философию истории. 

Заключение.

 

          Немецкий философ Кирхман сравнивает Локка с Сократом, который низвел философию с неба на землю и  заставил ее служить действительности. В области логики Локк явился прямым преемником Аристотеля. Продолжая исследование законов мышления, он приложил метод индукции к явлениям внутренней жизни. Это было сопряжено с еще большей трудностью, чем применение его к явлениям физическим, которое тоже подвигалось весьма медленно.          

Метод индукции имеет большую важность для обыкновенных людей, потому что  открывает им возможность тихим, но верным шагом добираться до истины. В этом отношении заслуги Джона  Локка, как, впрочем, и всей английской философии громадны.         

Они обусловлены характерной особенностью Локка являлось то, что он не был  ученым по профессии, а был просто выдающимся человеком своего времени. Он изучал философию и науки вследствие особой склонности к таким занятиям, которую не могли заглушить ни обязанности государственной службы, ни какие-либо политические планы и житейские интересы. Предаваясь философии, Локк не отрешался от жизни, но принимал деятельное участие в борьбе за религиозные воззрения и политические убеждения, подвергаясь преследованиям, изгнанию из отечества. Такие условия жизни обогащали его опытом, знанием людей. Результатом всего этого явилось глубокое и всестороннее понимание жизни и природы человека. Любовь к действительности была отличительной чертой Локка, и эта любовь помогала ему освободить философию от схоластики. Знакомство с жизнью спасло его от односторонности, свойственной кабинетным ученым. Джон Локк глубоко осознал важность индукции и эмпирического направления для философии и высказал это с такою ясностью, что убедил в этом большинство образованных людей.




Информация о работе Локк о воспитании джентлемена