Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 16:57, контрольная работа
На протяжении многих веков философская теоретическая мысль направлена на осмысление проблем бытия системы «мир – человек».
Важными для философии являются вопросы о развитии мира, о судьбе и предназначении человека, человечества, т.е. вопросы человеческого бытия.
Таким образом, философия – это дисциплина, которая изучает существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
На основании осмысления специфики философского знания философию можно определить как теоретическое мировоззрение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.
Введение 2
1. Отличие философского знания от мифологического и религиозного 3
2. Отличие философии от частных естественных и социально-гуманитарных наук 6
3. Объект и предмет философии 9
4. Определение философии 12
Заключение 14
Список использованной литературы 16
Предметом философии по определению П.В. Алексеева, А.В. Панина является всеобщее в системе «мир-человек». Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы - «мир» и «человек». Каждая из сторон, в свою очередь, подразделяется на уровни, а взаимоотношения между этими сторонами - на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.18
Отметим, что предмет философии часто менялся с течением времени.
Выделим несколько примеров предметов философии для изучения:
- предметом исследования метафизики являются механизмы, структура, связи и фундаментальные законы бытия и сущего;
- гносеология называет своим предметом изучения формы, пути, методы и качества познавательной деятельности;
- у аксиологии следующие предметы: субъективная и объективная ценность, её природа и критерии, различия подходов и взглядов в определении ценности, влияние времени и других процессов и величин на отношение к важности явления и прочее.
Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.19
Таким образом, основной предмет философии представляется как разумность, способность познавать, абстрагироваться.
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости.20
Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит. Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа – научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства.21
Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.
По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.
Можно выделить существенные моменты, свойственные философскому знанию:
1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).
2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т. д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т. д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение).
3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.
4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.22
По определению В.В. Миронова, философия представляет собой сложно организованную систему знания, претендующую на обобщение, синтез всего наличного знания и совокупной человеческой культуры.23
Итак, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.
На основе изложенного в работе можно сделать следующие выводы о специфике философского знания:
1. Философское знание
является системно-
2. Философское знание является целостным выражением мира.
3. Философское знание является ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.
4. Философское знание имеет много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат. Однако, оно не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание.
Можно выделить следующие особенности философского знания:
- имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
- носит предельно общий, теоретический характер;
- содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
- во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
- является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
- изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
- имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
- испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
- в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;
- опирается на категории - предельно общие понятия;
- неисчерпаемо по своей сути;
- ограничено познавательными способностями человека как познающего субъекта, так как имеет неразрешимые, "извечные" проблемы: происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир.
3. Анохина В.В.. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: Учебно-методический комплекс для студентов факультета философии и социальных наук специальности, Мн.: БГУ, 2005. - 231 с.
4. Анохина
В.В.. Пропедевтика. Исторические типы
классической философии: учебно-методический комплекс
для студентов факультета философии и
социальных наук специальности, Мн.: БГУ,
2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookucheba.com/
5. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. - 1999. -№5.
6. Воронцов Б. Н. Философия, ее предмет, предназначение и смысл. - Рыбинск: РГАТА, 2000.
7. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. – С.484-485
8. Коген Г. Науки о духе и философия // Кантовский сборник. Научный журнал. Калининград, 2008. № 1 (27).
9. Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. - М.: Контур, 1998. - Раздел второй.
10. Микешина Л. А. Специфика философской интерпретация // Вопросы философии. -1999. - №11.
11. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.
12. Новиков К. Е., Счастливцев Р. А. Специфика философской интерпретации // Вопросы философии. - 1999. - №11.
13. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? – М.: Паука, 1991.
14. Рассел Б. Проблема философии. - Новосибирск: Наука, 1991.
15. Родзинский Д.Л.. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: МПСИ, 2009. - 448с.
16. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 2004. - 511 с.
17. Философия: учебник для вузов / Под ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005. - 928 с.
18. Хусточкина А.Н. Взаимоотношения естественных и гуманитарных наук в неокантианстве // Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 5. – С.49-57
19. Ярошовец В. И. Экзистенциально-
1 Анохина В.В.. Пропедевтика. Исторические типы классической философии: Учебно-методический комплекс для студентов факультета философии и социальных наук специальности, Мн.: БГУ, 2005. - С.30
2 Анохина
В.В.. Пропедевтика. Исторические типы
классической философии: учебно-методический комплекс
для студентов факультета философии и
социальных наук специальности, Мн.: БГУ,
2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://bookucheba.com/
3 Анохина
В.В.. Пропедевтика. Исторические типы
классической философии: учебно-методический комплекс
для студентов факультета философии и
социальных наук специальности, Мн.: БГУ,
2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://bookucheba.com/
4 Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2008. – С.15
5 Хусточкина А.Н. Взаимоотношения естественных и гуманитарных наук в неокантианстве // Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 5. – С. 51
6 Коген Г. Науки о духе и философия // Кантовский сборник. Научный журнал. - Калининград, 2008. № 1 (27). – С.85
7 Алексеев Л. П. Образная ткань философского произведения // Вопросы философии. - 2011. - №11.
8 Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. – С. 14
9 Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. – С.484-485
10 Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2008. – 608 с.
11 Алексеев Л. П. Образная ткань философского произведения // Вопросы философии. - 2011. - №11.
12 Алексеев Л. П. Образная ткань философского произведения // Вопросы философии. - 2011. - №11.
13 Хусточкина А.Н.Взаимоотношения естественных и гуманитарных наук в неокантианстве // Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 5. – С. 51-57
14 Родзинский Д.Л.. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: МПСИ, 2009. - С.9-11
15 Родзинский Д.Л.. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: МПСИ, 2009. - С.9-11
16 Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2008. – С.50
17 Родзинский Д.Л.. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: МПСИ, 2009. - С.9-11
18 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - М.: Проспект, 2008. – С.50
19 Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 2004. – С.4
20 Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 2004. – С.2
21 Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 2004. – С.2-3
22 Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 2004. – С. 4
23 Философия: учебник / Под ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005. – С.846