Марксистская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 17:06, реферат

Краткое описание

Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии на волне рабочего движения, как идейное выражение этого процесса. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоритическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенность к проблемем земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь.

Вложенные файлы: 1 файл

Марксистская философия.docx

— 26.93 Кб (Скачать файл)

     Марксистская  философия 

     Классическая  марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии на волне  рабочего движения, как идейное выражение  этого процесса. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоритическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенность к проблемем земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь.

     Философия марксизма есть исторический и диалектический материализм. Материализм был применен к исследованию природы, общества и  самого человека. Марксистской философии  присуща диалектика, как метод  философского мышления и теория развития. Для этой философии характерна ориентация на практическое изменение мира, в  котором существует человек труда.

     Философия марксизма называется диалектический и исторический материализм. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Философия марксизма зародилась в 1840-х годах в Германии, и ее появление было обусловлено рядом обстоятельств:

  1. Началом индустриальной революции, ускоренным становлением капиталистического способа производства и революционными событиями в Европе, поставившими перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества.
  2. Возникла потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это - открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы.
  3. Сложились теоретические предпосылки, позволившие сделать дальнейшие шаги в развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия - гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Фейербаха.

     Философская эволюция Маркса и Энгельса выразилась в переходе от идеализма к материализму и явилась основой для переосмысления ими своих экономических и  социально-политических взглядов. Существенное влияние на формирование философских  позиций Мракса и Энгельса оказали английская политическая экономия в лице А.Смита и Д.Рикардо и французский утопический социализм (А. де Сен-Симон и Ш.Фурье).

     1844-1848 годы – весьма ответственный  период в жизни Маркса и  Энгельса. когда происходит их  знакомство и выработка философских  основ нового мировоззрения в  процессе пересмотра философского  наследия Гегеля и Фейербаха.

     Главными  положениями новой философии  стали:

     Органическое  сочетание принципа материализма с  диалектическим методом познания природы  и общества, что нашло выражение  в развитии диалектического и  исторического материализма. Используя  разработанный Гегелем диалектический метод мышления, Маркс и Энгельс  применили его к анализу объективной  действительности, утверждая, что субъективная диалектика (диалектика мышления) есть ни что иное, как отражение в  сознании людей объективной диалектики, то есть развития и связей самой  природы и общества.

     Центральной категорией марксизма стала «практика», понимаемая как целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем  самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества). Практика также рассматривалась  как основа, источник и цель познания и объективный критерий истины.

     Совершенно  новаторским в марксизме стало  рассмотрение общества как сложноорганизованной системы, в которой ведущую роль играло материальное бытие, имеющее  в своей основе экономическую  деятельность людей, порождающую социально-классовое  деление общества. Тезис о первичности  общественного бытия и вторичности  общественного сознания явился способом решения основного вопроса философии  применительно к обществу. Это  позволило преодолеть односторонность  социального идеализма, господствовавшего  в истории философской мысли  до середины XIX в.

     Распространение материалистического принципа в  объяснении мира на понимание истории  позволило увидеть внутренние социальные противоречия как источника развития общества. Исторический процесс предстал как поступательная смена общественно-экономических  формаций и лежащих в их основе способов материального производства.

     Гуманистическая направленность марксистской философии  связана с поисками путей освобождения человека от социального отчуждения. Именно этой идеей проникнуты все  совместные ранние работы Маркса и  Энгельса, связанные с переосмыслением  антропологического материализма Фейербаха.

     Общие мировоззренческие установки вовсе  не исключали особенностей философских  взглядов каждого из основоположников марксизма. Так, Энгельс сосредоточил свое внимание на изучении проблем  философии природы, в работах  «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг» он дает философский анализ достижений естествознания в создании научной картины мира. Выдвинутые им принципы классификации форм движения материи и исследование процесса антропогенеза и социогенеза не потеряли свое значения для современной науки.

     Философские взгляды Маркса по сути своей антропоцентричны, так как его интересуют, прежде всего, проблемы сущности человека и условий его существования в обществе. Этому посвящена его ранняя работа «Экономическо-философские рукописи 1844 года», впервые опубликованная в 1932 г., в которой он исследует условия отчуждения человека в обществе. В основе социального отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение человека в сфере экономике, связанное с возникновением частной собственности, что приводит к отчуждению человека от самого процесса труда и его продуктов, а также к отчуждению в сфере общения, к разрыву социальных связей. Процесс исторического развития рассматривается им как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе. Коммунизм как идеал общественного развития должен привести к ликвидации отчуждения и созданию условий для свободного и гармоничного развития человека. По сути дела создание основного труда его жизни «Капитала» было вызвано не просто интересом к анализу тенденций развития буржуазного экономического строя, но и поиском реальных условий освобождения человека от позорных последствий принудительного труда. Таким образом, в отличии от абстрактного гуманизма Фейербаха гуманизм Маркса опирается на глубокий анализ самой действительности.

     Марксистское  решение проблемы отчуждения человека, поставленное Руссо, опирается на представление, что капиталистическое общество являет собой бесчеловечную среду, которая порождает социальные неравенства. Марксизмом весь исторический процесс  был разделен на две крупные эпохи:

     1. Предыстория (первобытное, рабовладельческое,  феодальная и буржуазная формации). В этих обществах человек не  свободен, поскольку подавлен властью  общины или государства, стихией  рынка и т.д. На смену предыстории  должна придти подлинная история,  которая будет твориться людьми  сознательными. Идея социалистической  революции – идея радикального  способа перехода общества из  состояние несвободы в царство  подлинной свободы. В Марксизме  революция рассматривается как  изменение экономических основ  общества, преодоление частной собственности,  как источника эксплуатации человека  человеком. Этот переворот должен  осуществить пролетариат, как  неимущий класс, а сама революция  станет двигателем исторического  процесса. По мнению марксистов, коммунизм станет новой эпохой  в истории человечества, эпохой  полного контроля человека над социальным и природным миром. Становление коммунизма это длительный процесс, период глубоких преобразований во всей системе общественных отношений, смена самого образа жизни людей. В итоге утвердится ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе.

     «Манифест Коммунистической партии» – первое программное произведение марксизма. «Капитал» – основное произведение марксизма в котором Маркс  раскрыл экономическое строение современного ему капиталистического общества. В «Диалектике природы» Энгельс разрабатывал марксистское учение о материи, ее свойствах, формах и способах существования.

     Марксизм  состоит из трех частей: материалистическая философия, политическая экономия, теория научного социализма. В Западной Европе – Меринг, Лафарг, Каутский и т.д. Благодаря их усилиям, марксизм стал международным явлением. В России марксистская теория стала проникать  в 80х годах 19 века благодаря Плеханову  и его соратникам. Ленинизм –  это марксизм эпохи подготовки и  практического осуществления пролетарских революций в некоторых странах  Европы.

     Взгляды Ленина изложены в «Философские тетради», «Государство и революция», «Материализм и империокритицизм». Взгляды Ленина были очень радикальными. В марксистской теории он видел, прежде всего, инструментальную функцию, которая обслуживала бы практику политической борьбы.

     Основное  в системе марксизма – это  дух активного преобразования общества в стремлении устроить мир разумно  и справедливо.

     Судьба  учения Маркса и Энгельса весьма драматична, так как дальнейшее развитие марксизма  как социально-политического и  философского течения сопровождалось бесчисленными фальсификациями  и односторонними интерпретациями. В этой связи можно говорть о многообразии версий марксизма в контексте разных эпох и особенностей национального восприятия его учения в разных странах. Так, применительно к России можно говорить о ленинской, плехановской, сталинской и других версиях марксизма.

     Основные  этапы становления  и развития марксистской философии

     Младогегельянский период в творчестве Маркса и Энгельса. Активное освоение теоретического наследия немецкой классики. Гегельянская позиция в философии. Демократические симпатии Маркса и Энгельса в социально-политической области. Этот период охватывает 1839-43 гг.

     Критика идеализма Гегеля. Начало формирования собственно марксистских взглядов. Переход  на позиции материализма и коммунизма. 1843-44 гг.

     Окончательное оформление философских идей марксизма. 1845-50 гг. Развитие философских, социально-философских и методологических положений марксизма в работах Маркса и Энгельса в оставшийся период их жизни.

     Развитие  марксистской философии в трудах учеников Маркса и Энгельса в 70 - 90-е  годы XIX столетия.

     Ленинский этап в философии марксизма. Он охватывает 1895 - 1924 гг.

     Марксистско-ленинская  философия в СССР в 20 - 80-е годы XX столетия.

     Западный  марксизм в XX веке.

     Современное состояние марксистской мысли.

     Основные  философские идеи марксизма

     Идея  практики;

     Идеи  и принципы материалистической диалектики;

     Диалектико-материалистическое понимание истории;

     Концепция отчуждения.

     Наиболее  значимые философские  труды классиков  марксизма

     Работы  К.Маркса: "К критике гегелевской  философии права". 1843; "Экономическо-философские  рукописи 1844 года"; "Тезисы о Фейербахе" (1845), "Нищета философии" (1847); "Восемнадцатое  брюмера Луи Бонапарта" (1852); "Капитал" (1857-70).

     Работы  Ф.Энгельса: "Наброски к критике  политической экономии"(1844); "Анти-Дюринг"(1878), "Диалектика природы" (1873-76); "Происхождение семьи, частной собственности и государства"(1884); "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии"(1886), "Письма об историческом материализме"(1890-94);

     Совместные  работы К.Маркса и Ф.Энгельса: "Святое семейство"(1845); "Немецкая идеология" (1846); "Манифест Коммунистической партии" (1848).

     Краткое изложение основных положений философии  марксизма

     Идея  практики:

     Переработка Марксом и Энгельсом идеалистической  диалектики Гегеля и основных положений  материализма того времени осуществлялась не через механическое их соединение, а сквозь призму принципа человеческой деятельности. Это проблема конкретизации  сущности человека: или он просто живет  в мире, созерцая его, или же изменяет действительность, делает её пригодной  для себя. Труд как деятельность по изменению природы и общественных отношений - это сущностный параметр бытия человека. Синонимом труда, категорией, конкретизирующей понятие  труда, у Маркса и Энгельса выступает  практика. Под ней они понимали чувственно-предметную, целенаправленную деятельность человека, ориентированную  на освоение и преобразование условий его существования и параллельно с этим - на совершенствование самого человека.

Информация о работе Марксистская философия