Марксистская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 17:06, реферат

Краткое описание

Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии на волне рабочего движения, как идейное выражение этого процесса. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоритическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенность к проблемем земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь.

Вложенные файлы: 1 файл

Марксистская философия.docx

— 26.93 Кб (Скачать файл)

     Практика  первична и определяет духовный мир  человека, его культуру. Она имеет  общественный характер, служит основой  общения между людьми, предпосылкой различных форм общежития.

     Практика  исторична, её способы и формы  изменяются во времени, становятся все  более утонченными, способствуют проявлению самых различных сторон человеческой сущности, позволяют открыть в  окружающем мире все новые стороны.

     О необходимости введения в философию  идеи практики, Маркс впервые говорит  в работе "Тезисы о Фейербахе", где критикует материализм Фейербаха  за его созерцательный характер.

     Практика - это предметная деятельность, имеющая  следующую структуру: потребность - цель - мотив - собственно целесообразная деятельность - средства - результат.

     Хотя  практика и противоположна теории, между ними существует тесная взаимосвязь  по следующим пунктам:

     Практика  является источником теории, выступает  в роли "заказчика" тех или  иных разработок. Вещи, не имеющие практического  значения, разрабатываются крайне редко.

     Практика  является критерием истинности теории.

     Практика - цель любой теории.

     Практика  как целостный процесс описывается  с помощью категорий опредмечивания и распредмечивания.

     Опредмечивание - это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему этот предмет становится человеческим предметом. Деятельность опредмечивается не только во внешнем мире, но и в качествах самого человека.

     Распредмечивание - это процесс, в котором свойства, сущность, логика предмета становятся достоянием человека. Человек присваивает формы и содержание предшествующей культуры.

     Диалектика  опредмечивания и распредмечивания в философии марксизма наглядно демонстрирует структуру практики, показывает механизмы преемственности в развитии культуры.

     Материалистическая  диалектика

     Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического  метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. Марксистскую философию часто называют диалектическим и историческим материализмом, подчеркивая, что её ядро составляет метод материалистической диалектики.

     Термин "диалектика, "диалектический", употребляется в работах классиков  марксизма в двух основных значениях: "объективная диалектика" и "субъективная диалектика".

     Объективная диалектика - это сама жизнь, которая  представляет собой целостную систему, существующую и развивающуюся согласно диалектическим законам и принципам.

     Субъективная  диалектика - это воспроизведение  объективной диалектики в различных  формах деятельности человека, но, прежде всего, в познании. Иногда, вместо выражения "субъективная диалектика" используется понятие "диалектического метода".

     Разработка  материалистической диалектики как  теории и метода осуществлялась Марксом  и Энгельсом в следующих работах: "Немецкая идеология", "Святое семейство", "Капитал", "Тезисы о Фейербахе", "Диалектика природы", "Анти-Дюринг".

     Главное в диалектике - понимание мира как  органической системы. Это означает, что он состоит из множества разнообразных, но необходимым образом связанных  между собой элементов. И, - что  самое главное, - он содержит причину  своего развития в самом себе. Диалектика имеет место там, где развитие мира осуществляется за счет внутреннего  противоречия. Таким образом, диалектика выступает в качестве учения о  мире как целостной системе, главным  законом которой является закон  противоречивой, необходимой связи  её элементов.

     Под "связью" в диалектике понимается такое отношение между вещами или процессами, когда изменение  свойств или состояний в одних, автоматически влечет за собой изменение  свойств или состояния в других.

     Понятие развития - центральное в диалектике. Оно рассматривается как саморазвитие. Процесс развития Маркс и Энгельс  подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов:

     Закона  единства и борьбы противоположностей.

     Закона  взаимного перехода количественных и качественных изменений.

     Закона  отрицания отрицания.

     Каждый  из этих законов выражает определенную сторону целостного процесса развития: закон единства и борьбы противоположностей характеризует источник развития; закон  взаимного перехода количественных и качественных изменений - механизм развития, а закон отрицания отрицания - цель развития.

     Большинство критиков марксистской философии полагают, что утверждения об объективном  характере диалектики безосновательны. Если диалектика и имеет право  на существование - то только в качестве одного из методов познания.

     Представление о диалектике как системе методов  познания занимает важное место в  марксизме. В отличие от своих  более поздних критиков, Маркс  и Энгельс считали диалектический метод всеобщим методом познания.

     Диалектический  метод - это система методов и  принципов, позволяющих воспроизвести  в мысли объективную логику предмета или явления.

     Основные  методологические принципы марксистской диалектики

     Принцип системности.

     Принцип восхождения от абстрактного к конкретному.

     Принцип единства исторического и логического.

     Категории марксистской диалектики

     Категориальный  аппарат своей философии Маркс  и Энгельс почти полностью  заимствовали у Гегеля. Категории  выстроены в систематическое  единство, согласно логике движения мысли  от наиболее общего и абстрактного к конкретному. В начале стоит  категория единичного, в конце - категория  действительности. Переход от одной  категории к другой осуществляется по законам диалектики.

     Таким образом, диалектика, в качестве метода, представляет собой систему взаимосвязанных  и взаимозависимых законов, принципов  и категорий, предписывающую строго определенных порядок познания и  преобразования действительности. 
 


Информация о работе Марксистская философия