Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:19, реферат
Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что на протяжении всей истории развития философского знания прослеживается противостояние материализма и идеализма.
Объектами исследования в данной работе являются два философских учения — материализм и идеализм.
Введение..........................................................................................................3
Материализм и идеализм...............................................................................4
2.1 Материализм........................................................................................................4
2.2 Идеализм..............................................................................................................5
2.3 Различия между материализмом и идеализмом...............................................6
Исторические формы материализма.............................................................7
3.1 Античный материализм......................................................................................7
3.2 Метафизический материализм Нового времени..............................................8
3.1 Диалектический материализм............................................................................9
Разлития между диалектическим и метафизическим материализмом.....10
Заключение.....................................................................................................11
Список использованной литературы...........................................................12
Содержание
2.1 Материализм...................
2.2 Идеализм......................
2.3 Различия между материализмом и идеализмом....................
3.1 Античный материализм...................
3.2 Метафизический материализм Нового
времени.......................
3.1 Диалектический материализм...................
Введение
Актуальность выбранной
мною темы обусловлена тем,
что на протяжении всей
Объектами исследования в данной работе являются два философских учения — материализм и идеализм.
Предмет исследования — различия между материализмом и идеализмом, возникшие в ходе их исторического развития, а также исторические формы материализма и различия между диалектическим и метафизическим материализмом.
Основным и фундаментальным разделом философского знания является онтология — учение о бытии, его устройстве, свойствах, изменении и развитии. Основной вопрос онтологии — что лежит в основе всего? И в зависимости от того, как ученые-философы отвечали на этот вопрос они делились на материалистов, которые утверждали, что в основе бытия лежит материя и идеалистов, которые считали, что первоосновой всего является дух, идея, Бог.
Материализм и идеализм
Материализм
Материализм — монистическое (т.е. признающее основой мира одно начало) философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Различают вульгарный и последовательный материализм. Первый трактует сознание как вид материи («мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь» К. Фогт), второй — как ее свойство, возникающее на определенном этапе развития материального мира из свойства, присущего всей материи, — отражения. Положение о первичности материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир: будучи закономерным продуктом развития материи, сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его.
Материализм утверждает, что в основе качественного разнообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия. Ее поиски составляли одну из главных задач материализма с самого его возникновения. Фалес считал, что все в мире состоит из воды, Анаксимен – воздуха, Гераклит – огня. В конце XIX в. Э.Геккель предложил на роль первоматерии эфир.
В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. [1]
Идеализм
Идеализм - философское
направление, противоположное
Идеализм, как философское учение, неоднороден в своей структуре. Различают две его главные разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм. Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф.Аквинский, Гегель). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).
Буржуазными
философами это направление
Различия материализма и идеализма
По мере развития
философской мысли внимание
Так философы-материалисты, начиная с Демокрита, считали, что идеальные, духовные явления производны от материальных и потому тождественны им, представляют собой тоже самое по своим свойствам, что и материальные явления. По мнению Демокрита душа, как и весь окружающий мир состоит из атомов, но более легких.
Позиция философов-идеалистов,
начиная с Платона, напротив, состояла
в том, что идеальное
Идеалисты не отрицают
существования связи между
Идеалисты исходят из того, что духовное существует в виде особого мира идей. Концепция идеализма представляет идеальное не только, как нечто совершенно отличное от материального, но и как приоритетную субстанцию, существующую до и независимо от материального мира, как явление, существующее изначально и объективно, обладающее способностью порождать все материальное.
Однако
и в позиции идеалистов есть
свои уязвимые места. К их
числу относится вопрос о
причинах возникновения мира. Этот
вопрос связывается с вечным
мировым разумом, абсолютной
Исторические формы материализма
Античный материализм
Античный материализм – это наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии.
Наиболее чётко материалистичес
Метафизический материализм Нового времени
Метафизический материализм XVII—XVIII вв. характеризуется тем, что наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой, в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир. Метафизический материализм (Л. Фейербах) отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеет к построению однозначной картины мира, преувеличивая ту или другую его сторону: устойчивость, повторяемость, относительность. Вечное пространственно-временное существование материи и ее непрерывное движение являются для французских материалистов XVIII века несомненным фактом.
Метафизический материализм наиболее последователен и наименее противоречив из всех разновидностей материализма. Его представителями обычно называют Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозу, Локка и других. В общем виде смысл этой доктрины следующий: материя есть бытие, принципиально непознаваемое. («Кто говорит, что материя - не вещь в себе, тот тем самым идеалист» (Шопенгауэр)). Сущности не может быть без сознания, а потому материя - не сущность, а только неидеальная субстанция. Движение, время и пространство - субъективно. Сознание - либо атрибут, либо модус материи. Наше знание о мире (сущности) не суть знание о материи (субстанции). Субстанция действительно не зависит от нашего знания, но сущность ни в коем случае не атрибут материи. Материя - это вещь в себе. [1]
Диалектический материализм
Основоположником данного философского учения являются К.Маркс и Ф.Энгельс. Диалектический материализм — один из разделов марксистской философии.
Главным утверждением К.Маркса , состоит в представлении, что весь мир — это различные формы проявления материи, в том числе разум и мышление. Они представляю собой деятельность высокоорганизованной материи, мозга, то есть сознание и разум есть там, где есть человек, а вне него и до него никакого сознания и никаких идей нет.
Одним из постулатов марксистской философии является атеизм. Религия, по Марксу, родилась из страха первобытных людей перед стихией, а позже ею воспользовались высшие классы для порабощения низших слоев населения.
Материя несотворима, неуничтожима, бесконечна в своих свойствах и проявлениях. Она способна к саморазвитию. Ее познание бесконечно. Есть вещи непознанные, но нет непознаваемых. В мире нет чудес. За чудо признается о, что мы еще не знаем и не можем объяснить. Но неизвестное сегодня, обязательно станет известным завтра.
Данное философское учение господствовало в СССР в течение почти всего XX столетия, и остается господствующим до настоящего времени в Северной Корее, КНР и на Кубе. [3, с 111]
Различия диалектики и метафизики
Можно выделить основные различия между диалектическим и метафизическим материализмом по следующим пунктам: