Материализм и идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:19, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что на протяжении всей истории развития философского знания прослеживается противостояние материализма и идеализма.
Объектами исследования в данной работе являются два философских учения — материализм и идеализм.

Содержание

Введение..........................................................................................................3
Материализм и идеализм...............................................................................4
2.1 Материализм........................................................................................................4
2.2 Идеализм..............................................................................................................5
2.3 Различия между материализмом и идеализмом...............................................6
Исторические формы материализма.............................................................7
3.1 Античный материализм......................................................................................7
3.2 Метафизический материализм Нового времени..............................................8
3.1 Диалектический материализм............................................................................9
Разлития между диалектическим и метафизическим материализмом.....10
Заключение.....................................................................................................11
Список использованной литературы...........................................................12

Вложенные файлы: 1 файл

Философия КР.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение..........................................................................................................3
  2. Материализм и идеализм...............................................................................4

2.1 Материализм........................................................................................................4

2.2 Идеализм..............................................................................................................5

2.3 Различия между материализмом и идеализмом...............................................6

  1. Исторические формы материализма.............................................................7

3.1 Античный материализм......................................................................................7

3.2 Метафизический материализм Нового времени..............................................8

3.1 Диалектический материализм............................................................................9

  1. Разлития между диалектическим и метафизическим материализмом.....10
  2. Заключение.....................................................................................................11
  3. Список использованной литературы...........................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Актуальность выбранной  мною темы обусловлена тем,  что на протяжении всей истории  развития философского знания  прослеживается противостояние  материализма и идеализма. 

Объектами исследования в данной работе являются два философских  учения — материализм  и идеализм.

Предмет исследования —  различия между материализмом и  идеализмом, возникшие в ходе их исторического развития, а также  исторические формы материализма и  различия между диалектическим и  метафизическим материализмом.

Основным и фундаментальным разделом философского знания является онтология — учение о бытии, его устройстве, свойствах, изменении и развитии. Основной вопрос онтологии — что лежит в основе всего?  И в зависимости от того, как ученые-философы отвечали на этот вопрос они делились на материалистов, которые утверждали, что в основе бытия лежит материя и идеалистов, которые считали, что первоосновой всего является дух, идея, Бог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материализм и  идеализм

Материализм

  Материализм  — монистическое (т.е. признающее основой мира одно начало) философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Различают вульгарный и последовательный материализм. Первый трактует сознание как вид материи («мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь» К. Фогт), второй — как ее свойство, возникающее на определенном этапе развития материального мира из свойства, присущего всей материи, — отражения. Положение о первичности материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир: будучи закономерным продуктом развития материи, сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его.

Материализм утверждает, что в основе качественного разнообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия. Ее поиски составляли одну из главных задач материализма с самого его возникновения. Фалес считал, что все в мире состоит из воды, Анаксимен – воздуха, Гераклит – огня. В конце XIX в. Э.Геккель предложил на роль первоматерии эфир.

В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научного знания, совершенствованию научных методов, что в свою очередь оказывало благотворное влияние на успехи человеческой практики, на развитие производительных сил. [1]

 

Идеализм

  Идеализм - философское  направление, противоположное материализму. В решении основных вопросов  философии идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его Богом. Идеализм рассматривает сознание в отрыве от природы.

   Идеализм, как философское учение, неоднороден в своей структуре. Различают две его главные разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм. Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф.Аквинский, Гегель). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли).

        Буржуазными  философами это направление рассматривается  подчас как подлинно философское. Марксизм-ленинизм доказывает несостоятельность этой точки зрения, однако подчеркивает наличие гносеологических корней у любой формы идеализма. Развитие теоретического мышления приводит к тому, что в условиях классового общества идеализм возникает как наукообразное продолжение мифологических, религиозно-фантастических представлений. По своим социальным корням идеализм в противоположность материализму выступает, как правило, в качестве мировоззрения консервативных слоев и классов, не заинтересованных в правильном отражении бытия, в коренной перестройке общественных отношений. При этом идеализм абсолютизирует неизбежные трудности в развитии человеческого познания и этим тормозит научный прогресс. Вместе с тем отдельные представители этого направления, ставя новые гносеологические вопросы и исследуя формы процесса познания, серьезно стимулировали разработку ряда важных философских проблем.[1]

 

Различия материализма и идеализма

  По мере развития  философской мысли внимание как  философов-материалистов, так и философов-идеалистов вновь и вновь возвращалось к выявлению специфики этих двух направлений и их отличия друг от друга. При этом решение этих вопросов в рамках идеализма и материализма всегда были неоднородны. 

     Так философы-материалисты, начиная с Демокрита, считали, что идеальные, духовные явления производны от материальных и потому тождественны им, представляют собой тоже самое по своим свойствам, что и материальные явления. По мнению Демокрита душа, как и весь окружающий мир состоит из атомов, но более легких.

      Позиция философов-идеалистов, начиная с Платона, напротив, состояла  в том, что идеальное представляет  собой совершенно иной вид  реальности, качественно отличающийся  от материального. Главная мысль  учения Платона: идеи вечны и неизменны, а материальные предметы изменяются и гибнут.

     Идеалисты не отрицают  существования связи между двумя  видами бытия, однако это взаимодействие  вовсе не означает, что они  тождественны.

       Идеалисты исходят  из того, что духовное существует  в виде особого мира идей. Концепция идеализма представляет идеальное не только, как нечто совершенно отличное от материального, но и как приоритетную субстанцию, существующую до и независимо от материального мира, как явление, существующее изначально и объективно, обладающее способностью порождать все материальное.

          Однако  и в позиции идеалистов есть  свои уязвимые места. К их  числу  относится вопрос о  причинах возникновения мира. Этот  вопрос связывается с вечным  мировым разумом, абсолютной идеей,  выступающими в качестве первопричины. Именно эти идеальные субстанции, по Гегелю, и порождают всю существующую действительность. Это объяснение комментировалось материалистами как совершенно необоснованное, мистическое. [3, с176]

Исторические  формы материализма

Античный материализм

Античный материализм – это наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии.

Наиболее чётко материалистическое мировоззрение выражено в творчестве Демокрита. Для всего периода Древней Греции Демокрит был наиболее знающим и образованным человеком. Гегель и Маркс называли его энциклопедическим умом Греции. Демокрит учил, что весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты.  И вода, и воздух, и земля, и огонь состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых.  Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте. Атомы и пустота - единственная реальность. Соединения первоначал – атомов (бытие) ведут к появлению (рождению), а их распад к исчезновению (смерти) предметов – переходу их в пустоту (небытие). Атомы - вечные, неделимые, неизменные; мельчайшие элементы материи. Движение - важнейшее свойство атомов и всего реального мира Пустота: не имеет плотности, едина, бесформенна. Бытие: абсолютно плотно, множественно, определено своей внешней формой. Атом - абсолютно плотный, не имеющий в себе пустоты, не воспринимаемый чувствами из-за маленьких размеров.  Атомизм  представляет собой одно из величайших учений. Он содержит в себе принцип предела делимости материи: атом мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный в созидании и последний в разложении вещественный элемент сущего. А это - гениальный взлет мысли на принципиально новый уровень философского постижения бытия. [2, с 25]

 

Метафизический  материализм Нового времени

Метафизический материализм XVII—XVIII вв. характеризуется тем, что  наука быстро дифференцируется, расчленяясь  на обособленные отрасли, которые выходят  из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и  диалектикой, в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир. Метафизический материализм (Л. Фейербах) отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеет к построению однозначной картины мира, преувеличивая ту или другую его сторону: устойчивость, повторяемость, относительность. Вечное пространственно-временное существование материи и ее непрерывное движение являются для французских материалистов XVIII века несомненным фактом.

Метафизический материализм наиболее последователен и наименее противоречив из всех разновидностей материализма. Его представителями обычно называют Ф. Бэкона, Гоббса, Спинозу, Локка и других. В общем виде смысл этой доктрины следующий: материя есть бытие, принципиально непознаваемое. («Кто говорит, что материя - не вещь в себе, тот тем самым идеалист» (Шопенгауэр)). Сущности не может быть без сознания, а потому материя - не сущность, а только неидеальная субстанция. Движение, время и пространство - субъективно. Сознание - либо атрибут, либо модус материи. Наше знание о мире (сущности) не суть знание о материи (субстанции). Субстанция действительно не зависит от нашего знания, но сущность ни в коем случае не атрибут материи. Материя - это вещь в себе. [1]

 

 

 

 

 

Диалектический  материализм

 Основоположником данного философского учения являются К.Маркс и Ф.Энгельс. Диалектический материализм — один из разделов марксистской философии.

Главным утверждением К.Маркса , состоит в представлении, что  весь мир — это различные формы  проявления материи, в том числе разум и мышление. Они представляю собой деятельность высокоорганизованной материи, мозга, то есть сознание и разум есть там, где есть человек, а вне него и до него никакого сознания и никаких идей нет.

Одним из постулатов марксистской философии является атеизм. Религия, по Марксу, родилась из страха первобытных людей перед стихией, а позже ею воспользовались высшие классы для порабощения низших слоев населения.

Материя несотворима, неуничтожима, бесконечна в своих свойствах  и проявлениях. Она способна к саморазвитию. Ее познание бесконечно. Есть вещи непознанные, но нет непознаваемых. В мире нет чудес. За чудо признается о, что мы еще не знаем и не можем объяснить. Но неизвестное сегодня, обязательно станет известным завтра.

Данное философское  учение господствовало в СССР в течение почти всего XX столетия, и остается господствующим до настоящего времени в Северной Корее, КНР и на Кубе. [3, с 111]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различия диалектики и метафизики

    Можно выделить основные различия между диалектическим и метафизическим материализмом по следующим пунктам:

  1. Подход к рассмотрению различных явлений.
  • диалектический материализм рассматривает явления в мгновенной связи с окружающим миром и в зависимости от него
  • метафизический материализм рассматривает явления вне связи с окружающим миром

Информация о работе Материализм и идеализм