Материализм и идеализм как два основных направления философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

Вторая сторона - основного вопроса философии - вопрос о том, что познаваем ли мир, могут ли представления и понятия людей быть объективной истиной, или мир непознаваем и объективной истины во взглядах людей быть не может. Материализм признаёт принципиальную познаваемость мира и рассматривает познание как отражение внешней действительности. Идеалисты в тех случаях, когда они признают познаваемость мира, отрицают, что в сознании людей отражается объективная реальность.

Содержание

1.Введение
2.Идеализм, как одно из направлений философии.
3.Материализм, как главное направление в современной философии
4.Заключение
5.Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии1.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Слово «материализм» начали употреблять  в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Г.В. Лейбниц) для противопоставления идеализму.

Под содержанием материализма понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма  понимается общая его структура,  определяемая в первую очередь методом мышления, в связи  с которым и посредством которого разрабатывается и обосновывается данное течение материализма.

Таким образом, в содержание материализма заключено, прежде всего, то общее, что присуще всем школам и течениям материализма, в их противоположности  идеализму и агностицизму, а с формой материализма связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения материализма. Но такое разграничение вместе с тем относительно, условно.

Форма материализма, воздействуя на его содержание, вносит в него существенные коррективы, благодаря чему, например, диалектический материализм не  только по форме, но и по содержанию качественно отличен от вульгарного материализма, от метафизического материализма и всех других видов материализма, хотя имеет с ними то общее, что присуще всякому материализму вообще.

Если  речь идёт о последовательных ступенях  развития одного и того же вида материализма, то эти ступени рассматриваются как его этапы. Когда же происходит коренное изменение формы материализма, смена старой его формы новой, говорят что меняется вид материализма . Изменение формы материализма совершается в первую очередь под влиянием прогресса научного  знания и общественного развития.

Каждое  создающее эпоху в естествознании 20 века, открытие – в физике (теории относительности, квантовой механики, использование атомной энергии, проникновение в глубь элементарных частиц, др.), в молекулярной биологии (раскрытие «механизма» биосинтеза, физико-химических основ наследственности и др.), в кибернетике, астрономии и других науках – требовало непрестанного изменения и развития формы и содержания диалектического материализма путём его обогащения обобщениями новых естественно-научных  открытий. При этом сохраняются все принципы диалектического материализма, получающие подтверждение, развитие и конкретизацию.

 

 

 

 

 

 

Соответственно  трём главным ступеням развития выделяются основные виды материализма:

Наивный или стихийный материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.

 

Метафизический, или механический материализм 17 -18 вв. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой: в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир.

Диалектический  материализм , в котором материализм и диалектика органически соединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учение о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы. Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией.

Наряду  с основными  видами материализма существовали промежуточные – переходные от одного основного  вида материализма к другому.  В развитии материализма внезапные перевороты всегда подготавливались постепенно.  В качестве переходных выделялись следующие виды материализма:

Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному материализму. По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы материализма в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не освободились от антропоморфизма и гилозоизма.

Древнейшим  материалистическим философским течением в Индии  было учение локаята (или  чарвака). Локаята отрицала существование  какого-либо другого мира, кроме  материального. Философия локаята  возникла, по-видиму, в эпоху, когда древний родовой строй сменился в Индии государством и когда наряду с древними Варнами воинов и духовенства (брахманами) стала возвышаться варна торговцев, а из земледельцев начали выделяться свободные крестьяне и ремесленники.

Согласно  учению локаята о бытии,  весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и их сочетаний, нет ни какой другой реальности. Вера в существование бога, души, рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для восприятия.  Вещи, природы состоят из воздуха (или ветров), огня (или света), воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы.

Материализм эпохи Возрождения соединил в  себе черты наивного материализма и  наивной диалектики с первыми  элементами метафизических взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным материализмом и ещё не сформировавшимся метафизическим материализмом.

Первым  философом, сознательно поставившим  перед собой задачу разработки научного метода  на основе материалистического понимание природы, был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В согласии с передовыми умами своего века, Бэкон  провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама  «повинуется» природе, т. е. руководится познанием её законов. Поэтому Бэкон различает два вида опытов: 1) «плодоносные» и 2) «светоносные».  Плодоносными он называет опыты, цель которых – принесение непосредственной пользы человеку, светоносными – те, цель которых не непосредственная польза, а познание законов явлений и свойства вещей.

Материализм, непосредственно предшествовавший диалектическому материализму  и  частично развивавшийся параллельно ему, уже выходил за границы метафизического материализма, содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического материализма и не распространял материализм на общественные явления.

Этот  вид материализма зарождается в 18 веке (напр. Дж. Толанд) и в начале 19 века (напр. А Сен-Симон) и в особенности русские революционные демократы.

В трудах русских просветителей объективно были выражены стремления решить вопрос о назначении философии. Так Козельский, Аничков, Батурин, Десницкий, Третьяков стремились, освободить философию из под опеки теологии, трактовали её как вполне самостоятельную науку. Философские воззрения этих  просветителей были вполне материалистическими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Заключение

 

 

Главная магистральная линия развития материализма в 19 веке проходила в направлении обогащения её диалектикой, которая достигла на почве идеализма наивысшего развития в философии Гегеля.  Встала задача слияниния диалектики с материализмом путём её материалистической переработки. Этот процесс был начат, но не доведён до конца представителями русского материализма 19 века; продолжая материалистическую традицию М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева,  ―

А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский сделали попытку соединить диалектику Гегеля с материализмом.

    В Германии Фейербах произвёл революцию, когда он отбросил абсолютную идею Гегеля, игравшую в гегелевской системе роль творца всего сущего, и вернулся снова к материализму.

    Диалектический материализм, будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники. Это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий, в которых он отражается; неразрывная связь всех научных представлений (теорий, гипотез, законов, понятий), всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращения в абсолют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Литература:

 

  • Введение в Философию. Учебник для ВУЗов  М. 1989г. Т.1
  • Мир философии. Ч.1 Политиздат, 1991г.
  • Философия (учебное пособие) под общей редакцией Узунова В.Н.,Симферополь, «Таврия», 2000г.
  • БСЭ. т.15 стр.492-494
  • Краткий очерк истории философии под редакцией М.Т. Новчука и др., издательство «Мысль» М. 1975г.
  • Основы современной философии С-Петербург,1999г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,


Информация о работе Материализм и идеализм как два основных направления философии