Материалистическое понимание истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 12:38, реферат

Краткое описание

Основоположником материализма времен античности принято считать Демокрита. В этот же период основоположником идеализма стал античный философ Платон. Если рассматривать принципиальные различия между материалистами и идеалистами, то можно сказать, что материалисты считали, что окружающий мир познаваем. Идеалисты же, напротив, считали, что сознание не отражает объективный мир, но есть процесс самопознания абсолютного духа (идеи). Помимо двух вышеназванных существовала третья точка зрения, касающаяся вопроса познаваемости мира, – агностицизм. Это учение утверждало, что познать окружающий мир невозможно по причине ограниченной познавательной способности человека и постоянной среды изменяемости, в которой находится окружающий мир.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. фил. печать.docx

— 48.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Начнем, пожалуй,  с того, что разберемся в нашей теме. Со словом сущность вопросов не возникает. Что касается материалистического, здесь обсудим подробнее. Материализм упоминается еще в главном вопросе философии. Звучит он следующим образом: «Что первично: идея, дух, сознание, мышление или бытие, материя, природа? Исходя из ответов на этот вопрос, все философы делились на материалистов и идеалистов. Идеалисты считают, что идея первична, соответственно, материя вторична. Материалисты считают с точностью да наоборот, что материя первична, соответственно идея вторична. Однако были и такие, кто считал, что идея и материя являются равноправными началами. Такие философы назывались дуалистами. В данной работе нам предстоит разобрать суть и сущность непосредственно материалистов и их понимания истории, в общем.

Основоположником материализма времен античности принято считать Демокрита. В этот же период основоположником идеализма стал античный философ Платон. Если рассматривать принципиальные различия между материалистами и идеалистами, то можно сказать, что материалисты считали, что окружающий мир познаваем. Идеалисты же, напротив, считали, что сознание не отражает объективный мир, но есть процесс самопознания абсолютного духа (идеи). Помимо двух вышеназванных существовала третья точка зрения, касающаяся вопроса познаваемости мира, – агностицизм. Это учение утверждало, что познать окружающий мир невозможно по причине ограниченной познавательной способности человека и постоянной среды изменяемости, в которой находится окружающий мир. Материалистов, как сторонников идеализма, в истории было немало. Каждый старался по-своему объяснить извечные вопросы бытия и познания мира. Естественно, материализм, в понимании различных философов либо претерпевал некоторые изменения, либо вовсе зарождался новый его вид.

Материалистическое понимание истории если не тесно связано с марксисткой философией, то является частью ее однозначно, т.к. основными ее разделами были одни из главных видов материализма: диалектический материализм и исторический материализм.

Далее мы ознакомимся как с диалектическим, так и историческим материализмом. Т.к. суть данной темы предполагает подробный разбор исторического материализма, ему выделится большая часть.

Целью данной контрольной работы является разбор сути самого материалистического понимания истории. А именно сделать это удастся с помощью выполнения следующих поставленных задач:

  1. Разобраться с самим понятием материалистического понимания;
  2. Разобраться с философией марксизма, т.е. с тем, на примере чего и отражается вся сущность этого понимания;
  3. Познакомиться с направлениями философии марксизма.

Актуальность темы данной контрольной работы обосновывается необходимостью быть экономически подкованным, используя багаж знаний истории и философии.

 

  1. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ

 

Как упоминалось ранее, материалистическое понимание истории тесно связано с марксисткой философией. Основоположниками ее стали Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895),  сама философия же зародилась во второй половине XIX века и является частью довольно известного учения – марксизма.  Марксизм, по сравнению с марксистской философией является большим «контейнером» т.к. включает в себя еще и экономику (точнее, политэкономию) и социально-политическую проблематику (а именно, научный коммунизм).  Марксистская философия довольно хорошо прижилась, а в ряде стран, таких как СССР, социалистических странах Восточной Европы, Азии и Африки настолько, что получила статус официальной государственной идеологии и была превращена в догму (незыблемое утверждение). Учитывая последний факт, не лишним было бы рассмотрение причин, поспособствовавших возникновению самого марксизма и марксисткой философии. Таковых предпосылок несколько:

  1. Сформировавшаяся ранее материалистическая «база», а именно: античная философия в лице Демокрита, Эпикура; английская философия XVII века в лице Бэкона, Гоббса и Локка;  философия французских просветителей XVIII века, в особенности философия Людвига Фейербаха середины XIX века, воплощающая атеистическо-материалистические  взгляды философа.
  2. Видимый научно-технический прогресс (НТП), отражающийся в открытии законов сохранения материи и энергии, эволюционной теории Чарльза Дарвина, открытии клеточного строения живых организмов, изобретении проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, а также многочисленных открытий в сферах производства и механизации труда (индустриальной сфере).
  3. Крах идеалов Великой Французской революции, т.е. свободы, равенства, братства, идеи просвещения, и их невозможность воплощения в реальной жизни.
  4. Резкое увеличение процента социально-классовых противоречий и конфликтов. Это можно увидеть на примере революции 1848 – 1849 гг., а также Парижской коммуны 1871 г.
  5. Острая проблема буржуазии, выраженная в кризисе традиционных буржуазных ценностей и превращении ее в консервативную силу. Сюда же можно отнести кризис в морально-этической сфере (буржуазном браке и нравственности). Среди главных произведений марксизма можно выделить:
  • "Тезисы о Фейербахе" (К. Маркс);
  • "Капитал" (К. Маркс);
  • "Экономическо-философские рукописи 1844 г." (К. Маркс);
  • "Манифест Коммунистической партии" (К. Маркс, Ф. Энгельс);
  • "Святое семейство" и "Немецкая идеология" (К. Маркс, Ф. Энгельс);
  • "Диалектика природы" (Ф. Энгельс);
  • "Анти-Дюринг" (Ф. Энгельс);
  • "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (Ф. Энгельс);
  • "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (Ф. Энгельс).

 

 

 

 

 

 

  1. МАРКСИСТКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ

 

Как уже можно было заметить, марксистская философия носит абсолютный материалистичный характер.  Философия состоит из двух разделов: диалектического материализма и исторического материализма. Вторым названием исторического материализма выступает материалистическое понимание истории, что, собственно и явилось новаторством Маркса и Энгельса в философской науке.

Рассмотрим, в чем же заключается суть исторического материализма:

  1. С целью успешного обеспечения своей жизнедеятельности люди, независимо от их воли, на каждом этапе общественного развития вступают в особый тип объективных отношений, а именно в производственные отношения. С самого начала исторического развития общественности это выражается в продаже собственного труда, материальном производстве и распределении произведенных результатов труда.
  2. Далее в сфере этих самых отношений выделяются два немаловажных понятия, такие как базис и надстройка. Базис представляет собой совокупность производственных отношений с уровнем производительных сил, что само по себе является отдельным понятием – образуемая совокупность  называется экономической системой. Что же касается самого базиса, можно отметить, что таковым он служит для институтов государства и общества, а также общественных отношений.
  3. Упомянутые институты также выполняют немалую функцию – они выступают в качестве надстройки, дополняющий экономический базис. Несложно заметить, что базис и надстройка взаимно влияют на друга. Если быть точнее, первоначалом в этом союзе является базис, надстройка же служит при нем неким «катализатором» реакции, но в отличие от стандартного толкования этого термина («ускоритель реакции»), надстройка может осуществлять прогрессивное ускорение, так и регрессивное. Иными словами, надстройка может, как ускорять развитие базиса, так и тормозить с такой же легкостью.
  4. На основе уровня развития производительных сил и производственных отношений, а также типизации базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации, чья совокупность по определению и составляет саму общественно-экономическую формацию.

Как известно, всего общественно-экономических формаций было 5: это первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего. Иногда к этой классификации в качестве отдельного звенья добавляют азиатский способ производства.

  1. Как было замечено ранее, базис и надстройка взаимодействуют. Это можно пронаблюдать на примере роста уровня производственных сил (т.е. прогрессивный рост базиса). Следствием из последнего вытекает изменение производственных отношений на внутреннем (базисном) уровне и смена общественно-экономической формации и общественно-политического строя на внешнем (глобальном, государственном) уровне. Также несложно заметить, учитывая вышесказанное, что уровень экономики, сам способ материального производства и уровень развития производственных отношений вкупе определяют судьбу государства и общества, соответственно и ход истории в целом.

   Также в рамках своей теории Маркс и Энгельс выдвигают и разрабатывают следующий ряд понятий:

  • Средства производства
  • Отчуждение
  • Прибавочная стоимость
  • Эксплуатация человека человеком

 

Средства производства в толковании марксистской философии это уникальный товар, функция труда высшего уровня, дающая возможность производить новый товар. Однако стоит отметить, что одних средств производства недостаточно, они работают лишь вкупе с силой, обслуживающей их, - так называемой «рабочей силой».  В процессе эволюции способа производства и на пути его к капитализму происходит постепенное отчуждение основной работающей массы от средств производства, и, как следствие, от результатов их же труда. Под отчуждением, в общем, марксисты понимают процесс превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельную, довлеющую над ним враждебную силу. В ходе того же процесса эволюции, сосредоточение основного товара, т.е. средств производства, происходит в руках нескольких собственников, когда основная рабочая сила, поставленная тем самым в крайне неудобное положение ввиду отсутствия у них как средств производства, так и самостоятельных (либо дополнительных) источников заработка, просто вынуждена идти в наем к собственникам за заработную плату с целью обеспечения своих первичных потребностей. Именно под такими потребностями, как несложно заметить, следует понимать потребность в еде, воде и крыше над головой. Суть понятия прибавочной стоимости легко можно проследить на довольно доступном примере: команда рабочих упорно трудится некоторый промежуток времени, насколько длительный не так важно, по истечении которого, она представила готовый к эксплуатации автомобиль n-ной стоимости. После оплаты всего труда рабочих, возврата денег за запчасти кредиторам, аренды помещения, оплаты за коммунальные услуги остается некоторая сумма денег, часть которой идет в карман капиталисту (тому самому собственнику), а часть вкладывается в дальнейшее развитие и производство для получения в будущем еще большей прибыли. Эта разница как раз и является прибавочной стоимостью. Т.е., если обобщить, то прибавочная стоимость являет собой разницу между стоимостью товара, произведенным рабочей силой, всеми издержками производства и стоимостью их труда (в виде зарплаты).  Выход из сложившейся ситуации Маркс и Энгельс видели в установлении новых социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений и, соответственно, установлении одноименной общественно-экономической формации, что бы позволило:

а) ликвидировать частную собственность на средства производства, т.е. ликвидировать капиталистов как понятие в принципе;

б) ликвидировать эксплуатацию человека человеком, а также присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) группой лиц во главе с собственником, т.е. выполнить попытку ликвидации отчуждения как процесса;

в) заменить частную собственность общественной (государственной) в отношении средств производства;

г) делить результаты труда (произведенный продукт) между всеми членами общества согласно принципу «справедливого деления».

Вторым разделом марксисткой философии является диалектический материализм, в основу которого успешно была положена диалектика Гегеля с существенным изменением в лидирующих принципах – у марксистов соответственно материалистические, диалектика Гегеля же опирается на идеалистические принципы. Согласно известному выражению Энгельса, гегелевская диалектика посредством марксистов была поставлена «с головы на ноги».  В качестве основных положений этого раздела теории марксистов выделяются следующие:

  1. Основной вопрос философии тяготеет в пользу бытия, дословно – бытие определяет сознание.
  2. Самосознание есть не самостоятельная сущность, а видимая оболочка, которую предоставляет нам та или иная материя. Иными словами, сознание – это свойство материи отражать саму себя.
  3. Материя не стоит на месте ни в пространстве, ни в прогрессе, т.е. находится в постоянном движении и развитии.
  4. Бога нет. Нет ни как материи, ни как чего-то бестелесного. Он существует лишь благодаря богатой человеческой фантазии для объяснения явлений, смысл которых человечество не сумело постигнуть. Главной функцией этого «идеала» есть подача утешения и надежды человечеству, особенно его мало грамотной части. Т.о. Бог являет собой образ идеального человека, индивидуальный для каждого соответственно, и как следствие из вышесказанного – никакого влияния в окружающую действительность этот идеал не несет.
  5. Одно из положений, сопутствующих уже одному из главных принципов любой материалистической теории – материя вечна, изменчива и бесконечно. Ей свойственно принимать любую форму и изменяться с течением времени.
  6. Важнейшим фактором человеческого развития является практика – т.е. преобразование посредством человека окружающей действительности и его самого в частности.
  7. Раз уж было сказано, что основой диалектического материализма послужила диалектика как наука, то следует отметить, в чем именно она сохранилась в этой теории. Изменений не произошло вот в чем: марксисты, учитывая  и принимая роль гегелевской диалектики, пришли к выводу, что развитие окружающей действительности происходит именно по ее главным законам:

Информация о работе Материалистическое понимание истории