Материалистическое понимание истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 12:38, реферат

Краткое описание

Основоположником материализма времен античности принято считать Демокрита. В этот же период основоположником идеализма стал античный философ Платон. Если рассматривать принципиальные различия между материалистами и идеалистами, то можно сказать, что материалисты считали, что окружающий мир познаваем. Идеалисты же, напротив, считали, что сознание не отражает объективный мир, но есть процесс самопознания абсолютного духа (идеи). Помимо двух вышеназванных существовала третья точка зрения, касающаяся вопроса познаваемости мира, – агностицизм. Это учение утверждало, что познать окружающий мир невозможно по причине ограниченной познавательной способности человека и постоянной среды изменяемости, в которой находится окружающий мир.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. фил. печать.docx

— 48.20 Кб (Скачать файл)

а) Закон единства и борьбы противоположностей, который раскрывает основную движущую причину развития – борьбу;

б) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, раскрывающий непосредственно сам механизм развития. Иными словами, прогресс двигает/тормозит количество выполненных усилий и, соответственно, произведенного продукта, т.е. при любом изменении в количестве всегда происходит изменение в качестве. В данном случае, речь идет о количестве продукта или усилий, а качество характеризует исключительно продукт.

в) Закон отрицания раскрывает направленность развития по спирали, т.е. развитие прежнего до более высокого уровня. Т.е. развитие происходит от абстрактного к конкретному, и имеет следующий механизм: тезис (форма бытия) -  антитезис (противопоставление, существующее у каждого тезиса), синтез (взаимодействие тезиса и антитезиса), что составляет собой триаду Гегеля.

 

3. ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ В МАРКСИСТКОЙ ФИЛОСОФИИ. СУЩНОСТЬ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ

 

Как было уже сказано ранее, существует 5 общественно-экономических формаций:

  1. Первобытнообщинный строй.
  2. Рабовладельческий строй.
  3. Феодальный строй.
  4. Капиталистический строй.
  5. Социалистический строй.

Также было сказано, что марксисты выделяют как отдельную общественно-экономическую формацию азиатский способ производства. С этим мы разберемся чуть позднее, на этом этапе лишь дадим формулировку этого не совсем понятного термина.

Под азиатским способом производства марксисты понимают особый вид общественно-экономической формации с экономикой, основанной на массовом (коллективном) труде свободных (!) людей - земледельцев, жестко управляемым государством. Такая формация имела место в основном в долинах крупных рек, т.е. это, прежде всего, государства, такие как Древний Египет (р. Нил), Месопотамия (междуречье р. Тигра и Евфрата) и Древний Китай (из крупнейших – Хуанхэ и Янцзы). По нескольким причинам этот «особый вид» формаций прямо и безоговорочно нельзя отнести ни к одному из перечисленных выше пяти. На то есть ряд причин, каждая из которых в отдельности не требует каких-либо дополнительных знаний, ранее нам неизвестных. А именно:

  1. Использование (и, как следствие, преобладание) труда земледельцев. Определению его к феодальному обществу явно мешает жесткий государственный контроль над процессом труда.
  2. С другой стороны, если рассматривать этот «тотальный контроль» в области земледелия, под понятие рабовладельческого строя он опять-таки не подпадает. А все потому, что в самом определении понятия азиатского способа производства явно выделена следующая особенность – люди вполне свободны, т.е. о рабстве и речи быть не может.
  3. Т.е. понятие оказалось весьма противоречивым. По причине чего, марксисты и выделили его в отдельный тип общественно-экономических формаций.

Разобравшись в вышеупомянутом понятии, можно приступать к определению самой сущности материалистического понимания истории в философии марксизма. Первоначально, хотелось бы на основании уже использованных ранее понятий сформулировать главную мысль этой самой сущности. Как мы уже говорили, общественно-экономическая формация являет собой совокупность способа производства и производительных сил, т.е. совокупность базиса и надстройки. В зависимости от уровня развития этих  самых базиса и надстройки, общество и делится на общественно-экономические формации, что, в свою очередь, и составляет сущность материалистического понимания истории. Т.е., дальнейшей нашей задачей в рамках этой контрольной работы является не что иное, как просмотреть, как же меняются производительные силы, средства и способ производства, а также их совокупность в принципе, и на каком основании происходит закадычная смена общественно-экономических формаций. Перейдем к поэтапному рассмотрению общественно-экономических формаций, начиная с первобытнообщинного строя.

 

  1. Первобытнообщинная формация (строй)

Вспомним, что означает это понятие. В этот период времени деятельность людей сводилась к нескольким видам: а именно, охоте и собирательству. Люди в это время жили общинами, в первую очередь это понятие означает, что все было общим. Т.е. существовала общинная собственность, в которой явным приоритетом пользовались старцы (люди преклонного возраста, по мнению общины, каким-то необъяснимым образом, конечно, не без божьей помощи, дожившие до почтенного возраста). На почет старцев было несколько причин, в первую очередь, они намного старше всей общины, соответственно, опыта у них больше, с их помощью, дескать «и мы доживем до их лет». Несложно понять, что в этот период продолжительность жизни, по сравнению с более привычной нашей, была в разы меньше. Причиной тому явилось отсутствие элементарной медицины. Второй, но не менее важной причиной стала пища. Точнее, не она сама, а тот факт, что ее попросту негде было хранить. Соответственно, она быстро портилась. Вкупе с этим, грубо говоря, «голод никто не отменял». И тут, с нашей точки зрения, возникала дилемма – не умрешь от голода, так от болезни, и наоборот. А с точки зрения же первобытного общества, еда – средство для обеспечения жизнедеятельности, пища не может приносить вред. Следствием из этого являлась смерть, косившая всех людей, солидарных с этим мнением. Здесь на помощь приходили жрецы. К их мнению прислушивались, они же и решали, что есть можно – что нет. Если вернуться к экономике, что, собственно, на данном этапе и является нашей целью, то следует выделить (где-то и подытожить) несколько моментов.

Во-первых, что касается средств производства. Они на этот момент времени были самые, что ни на есть примитивные. Если вспомнить историю, можно даже уточнить, что именно это были камни, отесанные для удобства охоты, палка-копалка, различные деревянные колья, и т.д. Т.е. на этом этапе жизненный прогресс только зарождался. Как следствие из последнего – низкий уровень экономического развития. Включая логику, можно понять и следующее – полное отсутствие возможности производства прибавочного продукта, о стоимости и говорить не приходится, т.к.  до понятия «рынок» еще, мягко говоря, далеко. Как было подмечено ранее,  поскольку мы рассматриваем первобытнообщинный строй все, так или иначе, сводится к общине. Средства производства, пускай даже и примитивные, были в собственности общины, что является немало важной деталью. Что же касается труда, то можно отметить, что таковой носил всеобщий характер, результаты труда являлись сугубо коллективной собственностью. И как логическое дополнение к коллективной собственности и равноправию следует отсутствие классового разделения.

 

  1. Рабовладельческая формация (строй)

В период действия этой общественно-экономической формации люди поняли, что довольно невыгодно работать всем и умирать в довольно-таки раннем возрасте опять же всем. Основной предпосылкой к появлению рабства явилась в некотором роде жадность. Люди стали стараться ухватить себе «кусок» больше, и в зависимости уже от размера ухваченного «куска» уже делились на классы. Т.е. зародилась частная собственность. Далее ввиду того, что ресурсы, как человеческие (физические), так и материальные ограничены часть народа, соответственно оставалась без пищи, питья и крова. Тут уже начало прогрессировать сознание тех, кто богаче. Дескать, «почему это я должен работать, если у меня уже есть какой-то материальный достаток и собственность». Ответом стало следующее: «лучше я, имея на то возможность, покормлю и напою опустившихся и оказавшихся без собственности людей, а они будут на меня работать». Почти сразу же такая гениальная мысль пришла в сознание людей того времени, правда ее вид несколько изменился. Если быть точнее, «почему я, такой богатый и могущественный, должен что-то полезное совершать в отношении этого «человека», у которого даже собственности нет, сделаю я его своей рабочей силой, захочу – накормлю, не захочу – не накормлю». Сформировалось и начало утверждаться рабство как основа труда. Рабов можно купить, подарить, продать или убить. Иными словами, обедневшие люди стали марионетками в руках собственников средств производства. В качестве заключения можно подчеркнуть следующее:

    • основным способом производства и основой экономики в целом стало рабство;
    • рабы не обладали собственностью ни на средства производства, ни  тем более на результаты своего труда;
    • побуждающей силой такого труда являлся страх насильственной расправы (причинение физического вреда жизни и здоровью раба);
    • частной собственностью на все средства производства, соответственно, обладали «кукловоды» - рабовладельцы.

 

3. Феодальная формация (строй)

В этот период времени, как и по сей день в принципе, деление на классы сохранилось, только понятие классы заменилось понятием сословия. Существовали следующие: собственники («кукловоды») земли и работавшие на них крепостные, находящиеся в подчинении у своих хозяев. Как можно уже заметить, классы несколько видоизменились, утратили свое существование рабы. Однако утратили только формально, т.к. по своей сути зависимые крепостные, также являющиеся «говорящими орудиями труда» недалеко ушли от рабов. Основным различием между крепостными и рабами было то, что крепостным в плане жилья и питания повезло больше – им же хозяева выделяли и то, и другое, правда, в зависимости от их поведения и, откровенно говоря, настроения «барина». Сходство между ними очевидное – в обоих случаях производство двигается зависимыми людьми, как частью собственности своих хозяев, также сохранилась главная идея собственников «почему я должен работать, если есть люди, не обладающие никакой собственностью, но при этом умеющие обращаться с землей». В качестве еще одного отличия можно отметить, что отношение к крепостным, по сравнению с рабами, стало более гуманным. Основным двигателем труда здесь служило крепостное право и экономическое принуждение. Нетрудно заметить, что привилегиями (в некотором роде даже полномочиями) власти обладали непосредственно собственники главного средства производства – земли – феодалы. В заключение по этому типу общественно-экономической формации можно сказать следующее:

  • А) частная собственность успешно продолжила свое существование;
  • Б) основным средством производства являлась земля;
  • В) способ производства остался прежним – принуждение, теперь уже крепостных, а не рабов.

 

  1. Капиталистическая формация (строй)

Прогресс, как известно, не стоит на месте и вскоре начался активный процесс индустриализации, т.е. запуск и вытеснения машинным производством ручного труда. Как и в предыдущих двух общественно-экономических формациях, сохранилась частная собственность на средства производства. Только сами средства производства, опять же, несколько видоизменились. Теперь таковыми являлись предприятия и их непосредственное имущество (например, станки), т.е. то, на чем, собственно и можно было работать и создавать новый общественный продукт. Что же касается понятия сословия, оно сменилось прежним понятием классы. Классы выделялись следующие: капиталисты (собственники средств производства, еще назывались буржуазией) и работающие на капиталистов по найму. Как и при феодальном строе, «у руля» были собственники производства: всеми вопросами,  касающимися производства, занимались сами капиталисты. Капиталистами они назывались, в основном, по причине первообразующей само это понятие – капитал, т.е. ввиду того, что они заведуют всеми финансами, организуют производство. Как это не было отмечено, в двух последних формациях начало существовать понятие прибавочного продукта. При капиталистическом строе капиталисты осуществляют присвоение прибавочного продукта и его последующее распределение с целью получения дальнейшей прибыли. Основным двигателем труда здесь служит экономическое принуждение, т.к. рамки, в которые загнан рабочий, не позволяют ему обеспечить сое нормальное существование иным способом, кроме как за заработную плату, получаемую им за выполнение той или иной работы.

 

  1. Коммунистическая формация (строй)

Одной из особенностей это формации является существование ее лишь в теории и никогда ранее на практике. При этом типе общественно-экономической формации все средства производства сосредоточены в руках

общественных (негосударственных) форм правления, т.е. частной собственности уже по определению не существует. Как следствие из последнего полное отсутствие деления общества на классы. Последнее предполагает также и отсутствие классовой борьбы. Для этого периода характерно:

  • Высокий уровень развития производства, свободу человека от тяжелого физического труда, занятость его в интеллектуальной сфере.
  • Крах товарно-денежных отношений по причине всеобщего достатка
  • Принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»
  • Явный приоритет общественных интересов по сравнению с личными.
  • Ненужность государства по причине самоуправления в обществе.
  • Основной движущим принципом труда является личный интерес, а точнее, заинтересованность в признании обществом и общественной похвале.

 

6. Социалистическая формация (строй)

Данный строй является переходной формой между капитализмом и коммунизмом.

На этапе перехода должно осуществляться передача средств производства в руки общества при параллельном сохранении товарно-денежных отношений, а также обязательном развитии производительных сил. Главный принцип социализма – «от каждого по его способностям, каждому — по его труду». Социализм можно пронаблюдать на примере СССР. Однако стоит заметить, что классическая теория марксизма не предполагает социализм как отдельную общественно-экономическую формацию, т.к. является первой фазой при коммунизме.  В общем же смысле,  под социализмом понимается общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В  данной работе, подробно рассмотрев типы экономических формаций, мы сформулировали основную суть материалистического понимания истории в марксистской философии. А также мы справились со всеми поставленными и задачами и успешно достигли поставленной цели. Также в качестве заключения можно отметить, что философия как наука является довольно интересной, и, разбираясь в данной теме, мы узнали много нового о таких философов, как Маркс и Энгельс и их большом вкладе в развитие философии.

Информация о работе Материалистическое понимание истории