Материя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

Проблема определения сущности материи весьма сложна. Сложность заключается в высокой степени абстрактности самого понятия материи, а также в многообразии различных материальных объектов, форм материи, ее свойств и взаимообусловленностей.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Единство мира находит свое отражение, например, в математике, которая  раскрывает некоторые общие связи  в окружающем мире.

Вносит свой вклад в раскрытие  сущности материального единства мира и кибернетика, устанавливающая общее в различных явлениях и процессах. И вообще, интеграция наук - свидетельство материального единства мира.

 

  1. Материальное единство многообразного мира.

В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представление, рассматривая материю как бесконечно развивающееся многообразие единого мира. Этот мир, в котором мы живем и частью которого являемся, состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не есть материя, но все их многообразие, их взаимосвязь, составляют материю – объективную реальность. Неисчерпаемая материя существует в бесконечном числе видов и свойств и обладает очень сложной организацией. Современные представления об этой организации, об уровне строения материи складываются в процессе научного познания и практики.

Философское понятие материи не следует смешивать с научными представлениями о строении и  свойствах материи, хотя наука способствует обогащению и конкретизации философского смысла материи. Современная наука предлагает рассматривать весь мир как единство трех сфер организации материи: микромира, макромира и мегамира. В каждую из трех сфер входят определенные уровни организации материи. Рассмотрим их:

1. Микромир: от элементарного уровня  до молекул. Объекты микромира отличаются от макротел не только по величине, количественно, но и качественно. На уровне элементарных частиц нет четкой разницы между веществом и полем. Например: фотон, который не имеет массы покоя, является одновременно и элементарной частицей (веществом) и квантом поля, то есть на уровне элементарных частиц свойства вещества сливаются со свойствами поля, образуя единую материю.

Элементарные частицы (фотоны, гравитоны, глюоны, кварки, лептоны) не состоят  из еще более элементарных частиц, они образуются как бы друг из друга, то есть в момент появления одних частиц другие полностью преобразуются. По-видимому, именно в закономерностях этого уровня скрыты те тайны Вселенной, которые помогают прояснить общую картину ее эволюции. Наряду с элементарными частицами (квантами полей) элементарный уровень организации материи включает и такой физический объект, как вакуум – особое состояние материи. В вакууме, в который "погружены" все частицы, постоянно происходят сложные процессы появления и исчезновения виртуальных частиц.

Виртуальные (virtualis – "возможный") частицы – потенциальные возможности  существования элементарных частиц, которые могут стать реальными  при определенных условиях. Физический вакуум способен скачком перестроить  свою структуру. Предполагают, что подобный фазовый переход вакуума и порождение в результате его бесконечного множества элементарных частиц и связан с началом нашей Вселенной – "Большим Взрывом".

На основе элементарных частиц строятся атомы, которые являются следующим  уровнем существования материи в микромире. В результате взаимодействия атомов формируется следующий уровень организации материи – молекулы.

2. На молекулярной основе строятся  неживая и живая природамакромира  – от молекул до размера  нашей Галактики.

В живой природе выделяют уровни:

– доклеточный (ДНК, РНК, белки и  т.п.);

– клетки и одноклеточные организмы;

– многоклеточные организмы (растения, животные);

– популяции (сообщество особей одного вида, например человечество);

– виды и биоценозы (системы взаимодействия популяции с окружающей средой);

– биосфера (система взаимодействующих  биоценозов);

– техно- и ноосферы – создаваемая  человечеством искусственная природная  среда, то есть особая форма развития материи, существующая только в рамках человеческого общества.

Далее следуют уровни неживой природы:

– планеты – особый тип макротел, включающий ядро, литосферу, атмосферу  или гидросферу;

– звезды – огромные плазменные тела, стянутые электромагнитными и гравитационными  полями. В недрах звезд постоянно  протекают ядерные реакции, выделяющие огромную энергию: планеты и звезды составляют планетные системы (Солнечная система), галактики – огромные скопления звезд, планетных систем, межзвездной пыли и газа, взаимодействующих между собой. Материальное единство многообразного мира

Наша Галактика образует эллипсоидный спиралеобразный диск, диаметром 100000 световых лет и толщиной 1500 световых лет (скорость света 300000 км/с). Наше Солнце – рядовая звезда Галактики –  находится на ее окраине и вращается  вокруг ее ядра, делая один оборот за 200 миллионов земных лет.

3. Такие потрясающие воображение  масштабы вводят нас в МЕГАМИР.  Масштаб той части мегамира, которая  поддается научному изучению  – более 10.000.000.000 световых лет.

Галактики разных типов образуют скопления  – системы галактик. Это особый уровень организации материи, обладающий свойствами целостности. Несмотря на огромные расстояния между галактиками (сотни миллионов световых лет), системы галактик подобны молекулам в капле воды.

Кроме галактических систем есть еще  более огромные объекты – например МЕТАГАЛАКТИКА – система взаимодействующих скоплений галактик. Метагалактика состоит из разбегающихся галактических систем, то есть она расширяется. Считают, что этот процесс начался примерно 20 миллиардов лет назад, в результате БОЛЬШОГО ВЗРЫВА, то есть фазового перехода вакуума из одного состояния в другое. Таким образом, Большой Взрыв – не творение мира из ничего, а качественное преобразование вечной материи. Современная астрофизика допускает возможность возникновения и существования наряду с нашей Метагалактикой множества других миров, которые все вместе образуют многоуровневую Большую Вселенную – материальный мир с его бесконечным разнообразием форм и видов материи.

Несмотря на чрезвычайное многообразие материального мира, все явления и процессы в нем взаимосвязаны. Различные космические источники энергии (излучения, поля и т.д.) влияют на циклы жизнедеятельности растений, животных и человечества; даже массовые вспышки эпидемий и размножение саранчи зависят от уровня солнечной активности: процессы на элементарном уровне оказываются определяющими развитие Большой Вселенной (фазовые переходы вакуума) и т.п.

Поэтому изучение единства и взаимосвязи  многообразных по форме явлений  земной и космической природы  приобретает в наше время не только теоретический, но и практический интерес.

Ф. Энгельс: "Действительное единство мира состоит в его материальности, доказывается длинным и трудным  развитием философии и естествознания".

Материальное единство мира проявляется  во взаимодействии всех уровней организации материи, включая человека и человеческое общество. Каждый материальный объект, в том числе и человек – продукт глобальной космической эволюции, самоорганизации единой материи.

 

Систематизируя известные сведения о строении материи, можно указать следующую ее структурную картину.

Во-первых, следует выделить три  основных вида материи, к которым  относятся: вещество, антивещество и  поле. Известны электромагнитные, гравитационные, электронные, мезонные и др. поля. Вообще говоря, с каждой элементарной частицей связано соответствующее ей поле. К веществу относятся элементарные частицы (исключая фотоны), атомы, молекулы, макро- и мегатела, т.е. все то, что имеет массу покоя.

Во-вторых, в самом общем виде можно выделить следующие структурные  уровни материи:

  1. Элементарные частицы и поля.
  2. Атомно-молекулярный уровень.
  3. Все макротела, жидкости и газы.
  4. Космические объекты: галактики, звездные ассоциации, туманности и т.д.
  5. Биологический уровень, живую природу.
  6. Социальный уровень - общество.

В-третьих, исходя из приведенной выше классификации, можно выделить три различных сферы материи: неживую, живую и социально-организованную - общество. Выше мы рассматривали эти сферы в иной плоскости. Дело в том, что всякая классификация относительна, а поэтому в зависимости от потребностей познания можно давать самую различную классификацию уровней, сфер и т.д., отражающих сложную, многогранную структуру материи. Подчеркнем, что избранное то или иное основание классификации есть лишь отражение многообразия самой объективной реальности. Можно выделить микро-, макро- и мегамир. Этим классификация структуры материи не исчерпывается, возможны и другие подходы к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 11. ПРОГРЕСС. КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. РОССИЯ, ВОСТОК И ЗАПАД В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР.

 

  1. Понятие прогресса.

Специфика философского знания такова, что философские проблемы не могут быть решены однажды и  раз навсегда. Они вновь и вновь  встают в процессе развития общества, человечества и требуют нового осмысления, приобретая высшую важность на переломных этапах истории. В особенности это относится к проблемам, прямо затрагивающим жизнь и развитие общества. К числу последних принадлежит и проблема, связанная с трактовкой общественного прогресса.

Вопрос об общественном прогрессе  не нов. Он затрагивался и специально рассматривался многими мыслителями. Они по-разному трактовали общественный прогресс, сам подход к его рассмотрению был у них не одинаков. Не обошла этого вопроса и русская мысль. У русских мыслителей он приобретал особую актуальность в связи с их поиском исторического пути России, выявлением места России в отношении Запада.

Общественный прогресс есть, прежде всего, определенная идея. Всякая идея имеет свою историю - она когда-то возникла, а затем претерпевала определенную трансформацию. История идеи обычно помогает понять суть реальности, которую она отражает. Поэтому изучение развития взглядов на прогресс и его критерии в истории философии является актуальным.

Само слово "прогресс" происходит от лат. progressus, означающего "движение вперед", "успех". Обычно понятие прогресса соотносят с понятием развития. Иногда развитие отождествляется с прогрессом, но подобное отождествление следует признать неверным. Развитие определенной системы - это процессы, сопряженные с возникновением в ней чего-то нового, качественно иного, ранее не бывшего. Однако не всякое развитие может быть оценено как прогрессивное. Помимо прогресса существует регресс, и само понятие прогресса обретает смысл лишь в отношении к своему противоположному понятию регресса. То есть, наряду с прогрессом существует развитие, которое следует признать регрессивным. Возможно и развитие, которое не есть ни прогресс, ни регресс. Именно таким образом преимущественно воспринимается философами развитие в неживой природе.

Признаком развития является возникновение нового, в определении же прогресса действуют иные признаки. Прогресс сегодня понимается как "направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему". Социальный прогресс — "глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях".

В определениях прогресса, таким образом, всегда присутствует указание на направление изменений, при котором они приобретают характер прогресса, но в разных определениях это направление обозначается не вполне одинаково. Соответственно, критерии прогресса в истории философии определялись по-разному.

 

  1. Критерии прогресса.

Понятие прогресса нерасторжимо связано  с вопросом о критерии прогресса. В различных концепциях философии  истории выдвигаются разные критерии прогресса. У просветителей главным  критерием прогресса было развитие разума и его внедрение в жизнь. Вообще прогресс может мыслиться или как движение к какому - то конечному высшему состоянию, или как бесконечное восхождение и развертывание.

Философы и социологи используют различные подходы к изучению общественного прогресса.

В материалистическом понимании истории критерием общественного прогресса выступает уровень развития производительных сил общества, причем развитие производительных сил характеризует, по мысли К. Маркса и Ф. Энгельса, степень овладения человеком природой. К. Маркс и Ф. Энгельс разделили жизнь общества на духовную и материальную, разумея под материальной жизнью общества материально - производственную деятельность людей; духовную жизнь они интерпретировали как вторичную, производную по отношению к материальной. В развитии материального производства они усматривали и движущую силу истории, и основание общественного прогресса. По мысли К. Маркса и Ф. Энгельса, человек является важнейшим элементом производительных сил общества и потому высший уровень развития производства предполагает в качестве своей предпосылки развитие самого человека.

В марксистской концепции присутствует представление и о цели истории. В этом качестве здесь предстает  коммунистическое общество, в котором  находят разрешение все противоречия и конфликты, с которыми была сопряжена история человечества.

В марксистской философии был разработан формационный подход. С точки зрения формационного подхода, исторический прогресс понимается как смена общественно-экономических  формаций. Общественно-экономическая  формация - это исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Она включает в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейно-бытовые. Основу общественно-экономической формации составляет способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. В развитии, исторического процесса Маркс выделял пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Формационный подход к развитию общества существует наряду с культурологическим и цивилизационным подходами.

Информация о работе Материя