Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 19:25, реферат
Марксистское положение о том, что истинно научное осознание практики как базы познания и аспекта истины нереально без признания существования материи, объективного мира вне и независимо от практической деятельности людей, ориентировано против субъективного осознания практики как личного фурора, персональной деятельности человека, ублажения его желаний и стремлений.
Такими противоположностями, которые служат движущей силой развития личности ребенка и всемерно учитываются в воспитании и обучении, чаще всего являются возникающие у него новые потребности в чем-либо и имеющиеся в данный момент возможности их удовлетворения.
Задание № 3. Анализ текста
1-ая из указанных доктрин разглядывает место и время как без помощи других (вне и независимо от материи), предметно имеющиеся. Место и время абсолютны. Но так как это формы передвигающейся материи, они обоснованы ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется собственной пространственно-временной структурой. Ряд философов и физиков пришли к выводу: так как наши представления о пространстве и времени изменяются, следовательно, они субъективны. Меж тем абстрактные понятия места и времени являются относительными, они могут изменяться, уточняться с развитием науки, но отсюда не следует, что меняются в зависимости от этого, приспосабливаясь к нашему опыту, конкретные место и время. Изменчивость представлений о пространстве и времени значит только, "что наш опыт" и наше познание все наиболее адаптируются к объективному месту и времени, все правильнее и поглубже их отражая. Обоснование объективности места и времени имеет актуальное значение для современной физики, встретившейся с их новенькими качествами в области микромира. Открытие неевклидовых геометрий, вместе с подтверждением материальности электромагнитного поля, сделали предпосылки для коренного конфигурации представлений о пространстве и времени. Признавая существование объективной реальности, т. е. движущейся материи, независимо от нашего сознания, материализм неизбежно должен признавать также объективную реальность времени и пространства, в отличие, прежде всего, от кантианства, которое в этом вопросе стоит на стороне идеализма, считает время и пространство не объективной реальностью, а формами человеческого созерцания. Коренное расхождение и в этом вопросе двух основных философских линий вполне отчетливо сознается писателями самых различных направлений, сколько-нибудь последовательными мыслителями.
Место и время владеют качествами абсолютности и относительности. При этом абсолютность тут мыслится не в ньютоновском смысле. Она, в конце концов, проявляется в том, что, независимо от смены явлений, от всех конфигураций в материальных телах, место и время объективно есть. Само-собой разумеется, по другому говоря, ни один материальный объект, какими бы он качествами ни владел, не может оказаться вне времени и места. Совместно с тем характеристики пространства и времени могут изменяться с конфигурацией параметров материи. Эта теория доказывает, что не владеющие самостоятельным бытием вне движения материальных объектов, как специальные дела вещей, явлений, действий. Значит, разобраться в сущности времени и пространства вообще, их конкретных типов в частности можно только в том случае, если рассматривать пространство и время в тесной связи с их содержанием. В качестве последнего выступают многообразные вещи, предметы, явления и процессы материального мира. Лишь в таком плане вырисовываются свойства и характеристики пространства и времени. Ф. Энгельс отмечал, что «само по себе время не состоит ведь из реальных частей и лишь произвольно делится на части нашим рассудком; только действительное наполнение времени поддающимися различению фактами принадлежит к тому, что поддается счету; а что должно означать накопление пустой длительности,— этого нельзя себе даже представить». Аналогичная логика суждений может быть применена по отношению к пространству. Все это убеждает в несубстанциональном характере времени и пространства, в необходимости рассматривать данные формы бытия в связи с содержанием последнего15.
Поскольку времени и пространства как таковых, как независимых феноменов не существует, постольку всегда можно говорить о них как о времени и пространстве какого-то конкретного процесса или предмета. Значит, и свойства пространства и времени не должны представлять из себя чего-то оторванного от материальных объектов. В этих свойствах отражаются качественно-количественные отношения, существующие в материальном мире. Так, когда мы говорим о таком свойстве времени, как длительность, мы подразумеваем, что само это свойство есть результат определенного в своей продолжительности, не вечного существования одной вещи относительно другой.
На основании пространственно-
Специфическими чертами рассматриваемых форм бытия материи являются: трехмерность места и одномерность времени; однородность и изотропность места и анизотропия времени; непрерывность места и времени на макроуровне.
Пространство и время - это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они - формы бытия всех предметов и действий, которые были, есть и будут в нескончаемом мире. Не только лишь действия наружного мира, да и все чувства, мысли происходят в пространстве и во времени. В мире все простирается и продолжается. Место и время также владеют своими чертами. Место имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время только одно - направление от прошедшего через настоящее к будущему. Место и время есть объективно, их существование независимо от сознания. Их характеристики и закономерности также объективны, не являются порождением постоянно субъективной мысли человека. "Пространство - это союз отношений выражающих координацию материальных объектов, их размещение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентацию). Надо сказать то, что место выражает порядок расположения сразу имеющихся объектов, их протяженность. Время - совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг дружку состояний (явлений), их последовательность и продолжительность". Приведенные определения носят диалектико-материалистический нрав. Они демонстрируют невозможность отдать понятия места и времени в их отрыве от материи, невозможность их рассмотрения как неких полностью самостоятельных сущностей. Не для кого не секрет то, что тут место и время не мыслятся по другому, как определенные характеристики нескончаемой совокупы материальных объектов. Лишь через существование крайних, благодаря тому, что они владеют протяженностью, размерами, взаимным расположением друг относительно друга, последовательностью смены состояний и продолжительностью их бытия, мы можем осознать, что такое место и время. Зависимость места и времени от материи описывает и все их главные характеристики. При всем этом следует выделить, что хотя они в равной степени есть формы существования материи, но меж ними есть и различия. А потому они имеют ряд параметров, как общих, так и отличающих их друг от друга. Общим свойством, во-1-х, является их объективность. Так как материя не зависит от сознания людей, постольку место и время также независимы от него. В этот вопрос идеалисты внесли неурядицу.
В зависимости от материальных критерий может изменяться кривизна места (что отыскало отразилось в разработке неевклидовых геометрий). Эйнштейн показал, что в различных инерциальных системах отсчета длины отрезков и промежутки времени различны. Эти примеры свидетельствуют о относительности места и времени.
Отметим очередное общее свойство места и времени. Сиим свойством является их внутренняя противоречивость. Прошлые два характеристики являются примерами ее проявления. Бесконечность места и времени складывается соответственно из конечных длительностей отдельных действий. Какие же характеристики различают место и время друг от друга? Личным свойством места является его трехмерность. Она выражается, во-1-х, в том, что тело в пространстве сумеет передвигаться в любом направлении: ввысь, вниз, на право, на лево, вперед, назад. Во-2-х, все материальные тела владеют трехмерной пространственной формой - протяженностью в длину, ширину и глубину. Математически трехмерность места выражается во взаимооднозначном согласовании меж его точками и тройками чисел - их координатами в данной случайной системе координат. Время, в отличие от места, одномерно. Это значит, что ежели задано начало отсчета во времени, то начало либо конец какого-нибудь процесса, длина временного промежутка будут описаны одним числом. Не считая того, время наконец-то владеет свойством необратимости. Во времени нереально движение вспять. Оно течет постоянно и всюду в одном и том же направлении: от прошедшего к истинному, от реального к будущему. Отсюда, заметим попутно, следует необратимость во времени причинно-следственных связей. Из вышеуказанных параметров места и времени также вытекает то, что место владеет качествами симметрии, а время - асимметрично. Симметричность места наконец-то выражается в том, что объекты, расположенные в одной части места, могут являться зеркальным отражением, как мы привыкли говорить, материальных объектов в иной части места относительно определенной полосы. Имеет место и симметрия места относительно оси вращения его около случайной точки. Симметрия пространства проявляется в симметричной конфигурации разных материальных тел. К примеру, в форме кристаллов, строения бабочек. В классической физике и специальной теории относительности господствующее значение имеют постулаты о однородности и изотропии места и однородности времени, вытекающие из их параметров. Однородность пространства состоит в равноправии всех его точек, а изотропия - в равноправии всех его направлений. Однородность времени подразумевает равноправие всех моментов времени. Это означает, что в каждой точке места, в любом направлении и в хоть какой момент времени законы физики действуют идиентично. Изменение представлений о пространстве и времени, связанное с созданием неевклидовых геометрий, открытием специальной теории относительности, вызвало большой резонанс и в области философии. Пространство это категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов.
Время это категория для
обозначения продолжительности
существования и
С открытием поля, по словам Эйнштейна, стала вероятной победа над ньютоновским абсолютным местом, так как не стало отграниченных друг от друга предметов. Все оказалось заполненным материей не стало пустоты.
“Что касается понятия места,- писал А.Эйнштейн,- то... ему предшествовало психологически наиболее обычное понятие места. Место есть сначала (малая) часть земной поверхности, которой присваивается какое-либо заглавие. Вещь, “место” которой определяется, есть “материальный предмет”... Обычной анализ указывает, что “место” является также группой материальных предметов”. С данной нам точки зрения “пространство (либо место) есть вид порядка материальных объектов”; при всем этом, что ясно, “не имеет смысла говорить о пустом пространстве”. Таково существо реляционной концепции места.
“Однако,- продолжал А.Эйнштейн,- можно... мыслить другим образом. Мы можем поместить в какой-нибудь ящик определенное количество зернышек риса либо вишен и т.п. Встает вопрос о свойстве материального объекта, “ящика”, которое обязано быть признано “реальным” в том же смысле, как реален и сам ящик. Это свойство можно именовать “пространством” ящика. Могут существовать и остальные ящики, которые в этом смысле имеют “пространство” различной величины. Понятие “пространство” приобретает смысл, который не зависит от связи с отдельным материальным предметом.
Список используемой литературы
Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1992.
Аскольдов С. Цит. соч. – Цит. по: Аскин Я.Ф. Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. – М., 1988.
Ахунов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.
Бердяев Н.А. И мир объектов // Мир философии: В 2 т. – М., 1991.
Гуревич А.Я. Цит. соч. Цит. по: Финогентов В.Н. О становлении диалектической концепции времени Аскольдов С.А. Время онтологическое, психологическое и физическое // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990.
Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. – 1969. – №3.
Кочергин А.Н. «Философский лабиринт и задачи и упражнения по философии» - 1992 г. М.
Ленин В.И. – Сочинения, т. 18.
Маркс К, Энгельс Ф. – Сочинения, т. 20.
Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. – М., 1977
Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.