Место России в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:09, реферат

Краткое описание

В целом философские исследования в современной России связаны с отказом от устаревших подходов в методологии и теории, поисками идей, которые в перспективе привели бы к обновлению мировоззренческих позиций. Использование гибких подходов – цивилизационного и культурологического способов мышления, развитие диалога и взаимодействия духовных традиций Востока и Запада способствуют выработке обновленной системы ценностей, ориентированных на перспективу вступления человечества в постиндустриальную эпоху.

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.docx

— 51.22 Кб (Скачать файл)

Исследования позволяют  сделать и некоторые оптимистические  прогнозы развития России. Это касается, прежде всего, семьи и демографической  ситуации, что во многом обусловлено  реализацией Национального проекта. Кроме того, проявляется стремление россиян реализовать родовую  потребность человека в общении, открытость для диалога и готовность более активно включиться в жизнь  страны.

 

 Заключение

Принято, что поиск особенностей того, что принято называть «особой российской цивилизацией», в традиционной логике выделения некоторых вечных, богом данных особых черт всех россиян, характерных для них во все времена – тупиковая, с научной точки зрения, попытка. Инвариантных особенностей, которые (1) не были бы характерны для других обществ когда либо, в том числе, в прошлом, (2) были бы характерны для всех этапов развития нашей страны на протяжении (3) всей ее многотрудной истории, найти удастся очень мало. Если еще пытаться найти те инварианты, которые должны быть характерны (4) для всех социальных слоев, то параметров, удовлетворяющих критериям (1) – (4) практически не найдется вообще.

Откуда же берется эта  упорная, столетиями воспроизводимая  уверенность в том, что россияне державны, соборны, православны, общинно-коллективны и духовны? Что это, выдумка?

Отнюдь. Да, мы в большинстве  своем 150 лет назад были на 99% религиозны и верили в богоданность крепостничества; 50 лет назад на 90% атеистичны, уверены в преимуществах социализма и презирали спекулянтов; сейчас мы на 50% хотим верить в бога (а так же магию и пришельцев), а на 50% не верим ни во что и в подавляющем большинстве, особенно молодежь, стремимся прежде всего к тому, чтобы иметь много денег и считаем конкуренцию «естественным» атрибутом любого цивилизованного общества…

И все же названные выше черты, приписываемые россиянам, не выдумка.

Во-первых, это устойчивый стереотип определенного типа общественного  сознания, который не случайно сформировался  как одна из доминант в кругу российской «элитной» интеллигенции» в конце XIX века, затем почти исчез в СССР, а в РФ начала XXI вновь стал быстро превращаться едва ли не в государственную идеологию. И этот тип общественного сознания, равно как соответствующих ему науки, искусства, пропаганды и агитации, неслучайно возникал и был востребован власть предержащими не раз и не два в нашей истории.

Во-вторых, и это особенно важно, названные выше черты российского  социума и его типичных представителей, действительно, существуют как… превращенные, особым типом духовного производства «переваренные» проявления действительных особенностей нашего общества и его  членов. Как я постарался показать выше наша эво- и ин-волюция привели к тому, что относительно долго и устойчиво у нас воспроизводились только близкие к позднефеодальным и мутантно-социалистическим формы социальной и политической организации – приоритет внешнего, государством навязываемого единства («соборность»), территориальность целостности («державность») и др. (тезис X).  Наше бытие на перекрестке различных социальных пространств и постоянные трансформации ослабили экономическую и социально-классовую детерминацию и повысили значимость субъективно-политических факторов, личности («вождизм», привычка к патернализму) и культуры («духовность»). Перечень легко продолжить, ибо именно эти черты я выводил (не постулировал!) выше на основе социально-исторического исследования, выдержанного в основном в рамках современной марксистской школы.

Другое дело, что эти  действительные особенности ныне преподносятся  как богоданные черты россиян, тогда  как на самом деле они представляют собой ни что иное как особые превратные формы – формы, создающие видимость иного, чем действительное, содержания.

Что же касается вопроса  о месте России общемировом цивилизационном  процессе, то он обсуждается очень  остро. Если одни ученые утверждают, что Россия – самобытная евразийская цивилизация, внесшая важный вклад в культуру человечества, то другие разделяют точку зрения о неполноценности России как цивилизации и необходимости ее включения в общемировую (главным образом европейскую) цивилизацию. Известный резонанс вызвали работы по актуальным проблемам социокультурной модернизации посткоммунистической России, выявления ее специфики на перекрестке культур Запада и Востока, поиска альтернативных сценариев будущего России. 

Вопрос, куда идет Россия, занимает умы многих ученых. Широкую известность получили исследования А. А. Зиновьева. В ряде книг, в том числе написанных в своеобразном жанре «социологического романа», он на основе изучения общественного строя и духовной ситуации в СССР и странах Запада изложил свое понимание сущности коммунизма, современного западного общества, перспектив развития человечества. 
       В целом философские исследования в современной России связаны с отказом от устаревших подходов в теории, поисками идей, которые в перспективе привели бы к обновлению мировоззренческих позиций. Использование гибких подходов – цивилизационного и культурологического способов мышления, развитие диалога и взаимодействия духовных традиций Востока и Запада способствуют выработке обновленной системы ценностей, ориентированных на перспективу вступления человечества в постиндустриальную эпоху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Список используемой литературы

1. Бузгалин А. Что есть Россия? Как не надо искать специфику России: научная статья – 2004.

2. Грядовой Д.И. Основы философских знаний: учеб. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.

3. Жиглов В.И. Будущее народа российского: научная статья – 2005.

4. Кон Г. Будет ли  конец России?: научная статья  – 2006.

5. Кофырин Н. Есть ли будущее у России?: научная статья – 2008.

6. Николаев А.А. Проблема будущего России: научная статья  -  2009.

7. Разин А.В. Философия: учеб. – М., 2006.

8. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003.

9. Франк С. Л. Реальность и человек. М., 1997.

10. Шафаревич И. Есть  ли у России будущее?: научная  статья – 1979.

11. Янов А. Идейная война: научно – популярная статья – 2002.

 

 


Информация о работе Место России в мире