Место и роль философии в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

Каждый из нас слово «философия» так или иначе увязывает со словом «культура». И это правильно, ибо между ними существует глубокая связь, хотя бы в том плане, что и философия, и культура характеризуют присущую только людям сферу жизнедеятельности. А если их сопоставить, то станет ясным, что понятие «культура» гораздо шире, чем понятие «философия». В сферу культуры помимо философии входят мифология, религия, наука, искусство, политика и т.д. Культурой называют все то, что создано с помощью ума, сердца и рук человека. Культура есть сотворенные человеком материальные и духовные ценности. Вместе с тем, культура – не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность.
Таким образом, в понятии «культура» отражена специфика человеческого способа бытия. Культура есть то, что отличает человека от животного.
В своей контрольной работе я проведу анализ темы: «Место и роль философии в культуре».

Содержание

Введение 3
1. Возникновение философии. Философия и мифология. 4
2. Насилие и ненасилие в истории культуры 8
3. Смысл проблемы сознания 10
4. Общество как совокупность отношений. 14
5. Философия - особая форма культуры 18
6. Образ философии 20
7. Философия как высшая мудрость 22
8. Состав философского знания 23
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

филолсофия .docx

— 46.05 Кб (Скачать файл)

     В культуре христианства произошло важное культурное событие: обострение потребности  человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир. Христиан можно характеризовать как «новых» людей, появившихся в результате мощного, сравнимого с космическим, «этического взрыва», сопровождавшего пришествие Христа. Естественно, что античная метафора сознания не могла быть использована: требовались иные способы его описания. Начиная с Бл. Августина сознание рассматривается как такое состояние, в котором «Я» живет раздвоенной жизнью: ему приходится постоянно соотносить жизнь «по стихиям мира сего» и жизнь в Боге. В акте сознания особо выделяется способность понимать, что человек создан по образу и подобию Божьему, а потому должен соответствующим образом строить свой жизненный путь.

     В новое время на решение проблемы сознания решающее влияние оказало  мировоззрение антропоцентризма. Новое  время вошло в историю под  знаком того события, которое Ницше  выразил в афоризме «Бог умер». Человек  освободился от власти и опеки  Божественного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному  и неземному, стал объяснять свое происхождение только из природы, огласившись  в последствии с теорией Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Русские религиозные философы Н. Бердяев и В. Соловьев видели в этом глубокое противоречие: с одной стороны, человек соглашается со своим животным происхождением, а с другой – претендует на духовный аристократизм, приписывает себе способность сравняться в своих земных делах с Богом, от которого отказался; обезьяна захотела стать Богом.

     В условиях отказа от Божественного мысль  интерпретировалась только как состояние  личности, субъекта. Предполагалось, что  человеческая мысль сама себя порождает  и сама себя детерминирует. Отсюда и  новая метафора сознания: оно не восковая дощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, в котором содержаться идеи и  образы до того, как оно включится  в общение с миром. Ортега-и-Гасет так охарактеризовал эту метафору: «Вещи не входят в сознание, они содержаться в нем как идеи». В истории философии такое учение было названо идеализмом.

     Если  основной смысл античной метафоры сознания состоял в признании акта воздействия  внешнего мира на мир внутренний, т.е. акта восприятия, то в Новое время  акцент переносится с восприятия на воображение. Так, с точки зрения И. Канта, в нашем сознании наличествуют непосредственно данные знания о  чем-то как о целом, и мы обнаруживаем их, как только начинаем сознавать  себя. Сознание начинает рассматриваться  в качестве условия возможности  познать внешний мир, который  зависит от структур сознания. В  этой связи Лейбниц называл человека «маленьким божеством», а Кант –  верховным законодателем природы.

     Метафоры  сознания в философии Нового времени  и античности имели противоположные  смыслы, но они совпадали в том, что содержание сознания отождествлялось  с предметным. В разработке проблемы сознания философия Нового времени воспользовалась открытым в средние века умением сосредотачивать свое внимание на внутреннем опыте. Но если в средневековой философии сознание было по определению мистично, то в Новое время из его содержания устраняется всякое мистико-религиозное содержание.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общество  как совокупность отношений.
 

     Общество  являет собой некое единое целое, состоящее из людей связанных  различной степенью общности, что  позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно высоком уровне развития людей. Следует  заметить, что в самом слове  «общество» наличествует корень «общ-», выражающий именно единение, единство каких-то единичностей. Обществу исторически предшествовало «сообщество», характерное для первобытных форм единения людей. Данная форма общности уходит в глубь дремучей старины, во времена стадного существования наших предков. Слово «сообщество» употребляется и применительно к животным: некоторые из них живут именно сообществами. Далее, термин «сообщество» сейчас употребляется применительно к человеческим объединениям – группам разной величины и принципов объединения. Например, научное сообщество, журналистское сообщество. Да и в обыденном сознании понятие общества нередко фигурирует в смысле объединения какого-то числа людей для определенных целей: спортивное общество, общество художников и т.п. Но эти общества или сообщества являют собой составные части общества как множества, образующего целое государство.

     Человеческое  общество – это высшая ступень  развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности  и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных  институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как  самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой: ведь общество изначально вписано в контекст взаимоотношения не со всем Космосом, а непосредственно с той территорией, на которой расположено то или иное конкретное общество.

     Когда же мы говорим о человеческом обществе в целом, то имеем в виду такое  объединение, которое включает в  себя всех людей. Без этого общество было бы лишь известным количеством  отдельных, разрозненных лиц, порознь  живущих на данной территории, и  не связанных нитями общности интересов, целей, деяний, трудовой активности, традиций, экономики, культуры и т.п. Люди созданы, чтобы жить в обществе.

     Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые  поколения, т.е. все человечество в  его истории и перспективе. Объединение  людей в целостную систему  происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов. В человеческое общество никто не зачисляется по заявлению: естественный факт рождения человека с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.

     Общество  на любой ступени его развития – это многостороннее образование, сложное сплетение множества  разнообразных связей и отношений  людей. Жизнь общества не исчерпывается  жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, право, политика и  т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и  их результатов и есть то, что  составляет общество как целое. Человеческое общество – это внутри себя расчлененная целостная система, которая исторически  возникла и непрерывно развивается, проходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют характер любого элемента, входящего в систему, направляют его развитие. Следовательно, всякий элемент этой системы может быть понят не в своей единичности, а лишь в той связи, которая  ведет к целому. Общество – это  единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных  для данного строя взаимосвязей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфер жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

     Нет общества вообще, как нет и человека вообще, а есть конкретные формы  общественной организации людей. Не смотря на все различие конкретных обществ, у любого общества есть черты, которые отличают его от стада  животных и вообще от всего того, что не есть общество.

     Именно  общество являет собой основное условие  более или менее нормального  бытия и развития людей, ибо одинокий человек, предоставленный самому себе, бессилен против стихий природы, против хищных зверей и «бесчеловечных людей». Общество, ограждая личные свободы  человека, вместе с тем ограничивает эту свободу определенными нормами, обычаями, правами и обязанностями. Но эти ограничения вытекают из существа дела, т.е. из интересов членов общества.

     В заключение ещё раз можно подчеркнуть, что общество – это целостная  система жизнедеятельности людей. Под обществом имеют в виду союз людей, объединившихся с целью  достижения результатов, недоступных  силам каждого в отдельности. Общество есть такое целое, в котором отдельные лица участвуют, в состав которого они входят, но которое вовсе не образуется их арифметической суммой или механической массой. Когда говорится об обществе, то имеется в виду соединение именно людей, тем самым принципиально отличая человеческое общество от различного рода сообществ животных, которые они образуют инстинктивно, движимые биологическими потребностями. Общество, по словам Д. Дидро, дает человеку власть над другими животными. Благодаря обществу человек не довольствуется родной стихией, но простирает свою власть на море. Тот же союз оделяет его лекарствами от болезней, помощью в старости, дает утешение в горестях и печалях. Он же, так сказать, дает ему силу бороться с судьбой. Уничтожьте общительность, и вы разрушите единство рода человеческого, от которого зависит сохранение жизни и все ее счастье. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Философия - особая форма культуры
 

     Философия есть сложный и изменчивый культурный феномен, который не укладывается в  какую-то раз и навсегда данную рубрику. Она может сближаться с наукой, искусством, религией и даже принимать  их облик. У нее есть много общего с ними. Границы, отделяющие ее от них, не являются жестко определенными. Но ее нельзя подвести ни под понятие науки, ни под понятие искусства или религии. Это особая форма культуры, относительно самостоятельная область духовной деятельности, отличающейся от всех других ее областей.

     В целом соотношение философии  с наукой, искусством и религией можно изобразить следующей схемой.

     Ранняя  история философии есть история  зарождения теоретической науки. Родив  ее, философия сделала великое  историческое дело. Но этим культурная миссия философии не исчерпывается. Когда рожденное ею дитя встало на ноги, она не ушла с головой в  жизнь своего ребенка, как это  делают некоторые родители, а стала  жить собственной жизнью и заниматься новыми делами. В ее истории - множество ролей, которые она играла и продолжает играть: она была и руководством к жизни, и упражнением ума, и учением о счастье и добродетели, и изощренной схоластической игрой в абстракции, и служанкой религии, и средством создания социальных утопий, и сферой мистических прозрений и откровений, и особым типом языка, и особого рода художественной «поэзией понятий»… Все это невозможно втиснуть ни в форму науки, пи в какую-либо иную форму. Кроме одной: это все вмещается в единственную форму - в форму философии.

     Разнообразие  философских идей и учений настолько  велико, что может казаться невозможным вообще найти что-либо общее, объединяющее их под знаком философии. 

     Немецкий  философ В. Виндельбанд пишет: «С философами, по-видимому, дело обстоит приблизительно так, как с отдельными личностями, носящими имя Павла, по отношению к которым также никто бы не мог найти общего признака, на основании которого они носят это общее имя». Но, продолжает он, эта аналогия слитком рискованна: если ее принять, то «общая история философии была бы бессмыслицей. Она имела бы тогда ровно столько же смысла, как если бы кому-нибудь впало в голову написать историю всех людей, называвшихся Павлами».

     Какова  же главная нить, связывающая в  единое целое разнообразные исторические варианты философии? Вряд ли ее удастся  представить в виде границы, очерчивающей содержание философии. Тематика философских  размышлений не имеет границ. Различные  вопросы то входят в поле зрения философов, то выходят из него: философия  постоянно всматривается в общественную жизнь и откликается на нужды  современности, зачастую ставя вопросы, которые затем получают решение  в науке и практической деятельности людей. Наряду с преходящими, временными зонами философского интереса есть и  «вечные» проблемы, которые всегда составляют предмет философии: смысл  жизни, соотношение материи и  духа, тайна бесконечности, перспективы  ожидающего человечество будущего, идеалы добра, справедливости, гуманизма и  др. Но и постановка таких проблем  не остается неизменной, так же как и предлагаемые философами их решения. Сущность и специфика философии, скорее всего, не столько в ее тематике, которая за исключением некоторых «вечных» проблем непостоянна, сколько в ее подходе к поднимаемым ею проблемам. Этот подход заключается в осознании и осмыслении исходных, предельных оснований в любых областях познания, жизни и деятельности человека. 
 
 

    1. Образ философии
 

     Положение философии в культуре таково, что  она, с одной стороны, представляет собою нечто всем знакомое, поскольку  каждый в свой жизни так или иначе сталкивается с философскими вопросами и в большей или меньшей степени философствует; а с другой стороны, она требует глубокой эрудиции и развитых навыков абстрактного мышления, так что на профессиональном уровне ею могут заниматься лишь немногие. «Простые люди», задумываясь иногда над такими вещами, как смысл жизни, свобода, истина, бытие Божие и т.д., не имеют возможности опереться в своих размышлениях на традиции и результаты многовековой философской разработки этих проблем. Книжная философская премудрость представляется им малопонятной. Ее логические тонкости, длинные и извилистые пути рассуждений, ускользающие от понимания абстракции кажутся излишними умствованиями. Широкой публике философия известна, главным образом, понаслышке. На этой основе формируются представления о ней, получающие распространение в культуре, - образы философии.

Информация о работе Место и роль философии в культуре