Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 05:01, контрольная работа
Многогранность его дарования удивительна. В нём не только философ сочетался с учёным. В свой черёд философ и ученый неотделимы в нём от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он излагает свои идеи в диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Метафизика…………………………………………………………………......5
2. Учение о познании…………………………………………………………......7
3. Взгляды на искусство………………………………………………………….9
4. Учение о душе и учение о человеке……………………………………….....11
5. Учение о государстве………………………………………………………....15
Заключение…………………………………………………………………………...19
Список используемой литературы………………………………………………….22
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Метафизика……………………………………………
2. Учение о познании…………………………………………………………
3. Взгляды на искусство………………………………………………………
4. Учение о душе и учение о человеке……………………………………….....11
5. Учение о государстве…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………….
Введение
В истории мировой культуры Платон – великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель – философ, учёный, писатель – принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков. Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения. Платон – создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как философское воззрение старшим современником Платона Демокритом. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма, ‹‹линий Платона и Демокрита››.
Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве – поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, и о воспитании. Если в целом греки были создателями как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему›› идеализма.
В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как учёный. Такими были специальные вопросы математики, астрономии, музыкальной акустики.
Многогранность его дарования удивительна. В нём не только философ сочетался с учёным. В свой черёд философ и ученый неотделимы в нём от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях. Он излагает свои идеи в диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.
Платон – один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое человек, в чём трудности его исканий и свершений, в чём их завлекающая сила. ‹‹До сего дня платоновская мысль может считаться просто греческой мыслью, а вся доплатоновская мысль – лишь подготовкой к Платону››.
О Платоне можно писать трактаты - настолько интересным всеохватывающим является его творчество. Я же в своей работе попытаюсь охватить основные аспекты философии Платона: учение о познании, взгляды на искусство, социальные взгляды Платона а также показать уникальность мыслителя в истории человечества.
Метафизика понятие, которое имеет разную трактовку в зависимости от исторического периода. В данной статье мы хотели немного обсудить это понятие и увидеть его глазами Платона.
Зарождение метафизики, как термина, носит искусственный, даже случайно фактуальный характер.
Со временем метафизика наполняется содержанием и уже не зависит от случайных фактов.
Считается, что первым метафизиком был Платон, который отрыл сверхчувствительное, метафизическое измерение бытия. Такое познание мироздания было новым направлением в философии.
Идея сверхчувствительного и надфизического пространства реальности появилась благодаря Платону, который поставил вопрос: могут ли являться физические и механические явления завершающими или они сущность сопричины, которые сопутствуют более высоким причинам? Если отвечать на данный вопрос со стороны натурфилософии, то механические и физические причины являются конечными, а Платон убежден, что по сущности мезаническим и физическим может быть нечто немеханическое и нефизическое. Например, объяснение понятия красоты или «прекрасного» не может ограничиваться только описанием физических показателей – цвета, формы и т.д., ведь следует подняться разумом до осознания, что является прекрасным. Сверхчувствительность плана бытия опирается на мир идей, которые могут существовать в себе и для себя в иерархической форме, составляя подлинность бытия. Вершина мира – это идеология Блага, которое совпадает с Единым, где Единое – это принципиальная линия бытия, истины и ряда ценностей. Считается, что мир умопостигаемого – это причина мира чувственного.
Умопостигаемый мир вечен, он всегда присутствует, чувственный мир же существует в пространственно-временном измерении, это динамичный образ вечности, которая строится на идеал великого в малом. Это подобно суждению, что было, есть и что будет. Чувственность характеризуется движением, веянием времени и порождается в небесах или в космосе. Многие философы считают, что чувственность является зерном, зарождающим космос, а чувственный мир сравнивается с триумфом умопостигаемого над слепой потребностью материи. Человек в период познания мира, начинает вспоминать, активировать ячейки памяти, которые хранят информацию в глубинном сознании, а именно, то, что когда-то прибывало в мире идей и принято человеком в определенной степени своей идеальности. Платон утверждал, что бессмертные души рождаются на земле по несколько раз и они вступают в контакт с миром чувственности, что позволяет им извлекать из себя истину, не забывая о реальности, доступной им и по ту сторону и по другую.
Таким рассуждением Платон разрешил существующую проблему познаний и приближения мира идеальных сущностей. Платон считает, что математическое умножение – это низкая степень умопостигаемого, при помощи его мир хаоса чувственности приобретает порядок. Он считал, что математические сущности являются промежуточными между идеями и вещами. В реальном мире не существует идеальных геометрических фигур, а внутри человека они есть, так как этот зазор является не субъективным, он предшественник индивидуальности и жизненного опыта. Чувства способны поставлять несовершенные данные, но при подключения разума все приобретает определённую форму и порядок. Так и возникла платоновская теория о однопорядковой природе души и тела, а также наличия двух субстанций – видимой и невидимой, при этом высшей принято считать сверхчувствительную душу, а тело оболочкой, в которой хранится душа. Платон утверждал, что высший смысл человеческой жизни – это понятие идеи Блага для души.
Понятие идеи по Платону означает видимую сторону вещей, в дальнейшем это понятие обрело значение внутренней сущности вещей. Второе обозначение прочно укоренилось в метафизическом языковом обращении. Платон был сторонником метафизической структуры вещей. Он часто использовал в своих объяснениях такие слова и словосочетания – субстанция, сущность вещей, природа, действительная реальность вещей. Платоновская теория целостности представления о Едином как принципе бытия, познаний, истины, определенности и совершенства, субстанций и идей. Также Платон не забыл упомянуть о Диаде как принципа множества, дуальности и неопределенности.
Рассмотренный логический аспект учения об «идеях» вводит нас в учение Платона о познании. В свою очередь теория познания Платона неотделима от его учения о душе.
По Платону, знание возможно не для всякого. «Философия», буквально «любовь к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием, ни для того, кто совсем ничего не знает. Философия невозможна для того, кто уже владеет истинным знанием, т. е. для богов, так как богам незачем стремиться к знанию: они уже находятся в обладании знанием. Но философия невозможна и для того, кто ровно ничего не знает, - для невежд, так как невежда, довольный собой, не думает, что он нуждается в знании, не понимает всей меры своего невежества. Поэтому, согласно Платону, философ - тот, кто стоит между полным знанием и незнанием, кто стремится от знания, менее совершенного, восходить к знанию, все более и более совершенному. Это срединное положение философа между знанием и незнанием, а также восхождение философа по ступеням совершенства знания Платон обрисовал полумифически в диалоге «Пир» в образе демона Эроса.
Что же есть, по Платону, знание? Вопрос о знании освещается в ряде диалогов, из которых oсo6o важное значение имеют «Теэтет», «Менон», «Пир», «Государство».
При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из мысли о том, что виды знания должны соответствовать видам, или сферам, бытия. В свою очередь, для истинного понимания бытия Платон считал необходимым разрешить противоречие между двумя наметившимися в греческой мысли противоположными концепциями: элейской, утверждающей неизменность, тождественность, неподвижность истинного бытия, и гераклитовской (отчасти отраженной также у Протагора и доведенной до крайности у Кратила), признающей его вечную текучесть, изменчивость и подвижность.
Платоновское исследование гносеологических вопросов сложно. В названных выше диалогах в каждом из них в отдельности проблема познания ставится отнюдь не во всем своем содержании, а так, что предложенные Платоном в них решения восполняют друг друга итолько в своем соединении дают более или менее полный ответ на вопрос, что разумел Платон под знанием.
В русской и не только в русской научной литературе, посвященной Платону, чрезвычайную ценность представляют, в частности для освещения гносеологии Платона, исследования проф. А. Ф. Лосева. Этот выдающийся ученый, один из лучших во всем мире знатоков платонизма, дал не только превосходный по точности и обстоятельности философский и диалектический комментарий «гносеологических» диалогов Платона, но, что еще важнее, показал, каким образом точка зрения, развитая Платоном, например, в «Теэтете», дополняется в анализах «Менона», «Пира», «Государства» и т.д. В следующем ниже изложении теории познания Платона мы используем результаты ценного исследования проф. А. Ф. Лосева.
При рассмотрении учения Платона о знании необходимо прежде всего иметь в виду, что вопрос о знании отнюдь не ставится у Платона ни как отдельная, изолированная, ни как основная проблема философии. Такое значение гносеологическая проблема, получила только начиная с XVII в. и только в некоторых учениях и направлениях философии. Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, антропологии, от его космологии и мифологии, от его диалектики. Рассматривать Платона как гносеолога в немецком или английском вкусе XVIII в. - вроде Юма или Канта - означало бы утрату или отсутствие строгого исторического чутья. Отсутствием этого чутья отличаются работы по интерпретации Платона и платонизма, написанные, например, неокантианцами марбургской школы - Германом Когеном, Паулем Наторпом и др. В их изображении Платон выглядит как некий античный кантианец, как трансценденталист едва ли не марбургского чекана.
Исторически это не только «модернизация» или «стилизация» Платона под Когена. Это «стилизация», далекая от реального историзма, основанная на слепоте по отношению к исторически своеобразным чертам и характеру античного философствования.
Конечно, у Платона имеется ряд учений, и прежде всего зародыши последующего гносеологического и логического идеализма, которые могут быть истолкованы как предвосхищение не только теории врожденных идей Декарта, но даже трансцендентального априоризма Канта. Но все эти учения в крайнем случае составляют только трансцендентальный момент или аспект философии Платона и могут быть поняты только в связи с другими существенными ее моментами.
И напротив, правомерен и плодотворен подход А.Ф. Лосева, для которого так называемый «трансцендентализм» Платона только один, и притом отнюдь не последний, не завершающий, не высший, - аспект платонизма, но аспект необходимо подчиненный высшим его аспектам и прежде всего - диалектическому.
3. Взгляды на искусство
Отношение Платона к религии и искусству его народа определяется также его нравственно-политическими соображениями; со своей стороны, религия и искусство стояли в теснейшей связи между собой в стране, где поэты замещали богословов и давали религиозные откровения и где театр был составной частью культа. Собственная религия Платона была тем философским монотеизмом, для которого божество совпадает с идеей блага, вера в провидение — с убеждением, что мир есть творение разума и отображение идеи, почитание божества — с добродетелью и познанием.
Такой же характер имеют и его популярные суждения о Боге или богах; впрочем, эти суждения, в особенности в отношении веры в провидение и теодицеи, выходят за пределы строго последовательных выводов его системы; в мировоззрении Платона это тем более легко, что он не сравнил критически логическую и конкретную форму этой веры между собой, и, в частности, не ставил вопроса — возникшего гораздо позднее — о личностном характере божества. Наряду с божеством в абсолютном смысле, Платон называет идеи вечными богами, а космос и звезды — видимыми богами; в то же время философ не скрывает, что божества мифологии он считает созданиями фантазии, и высказывает резкое порицание многим мифам, имеющим безнравственное и недостойное божества содержание.