Милетская школа. Основание материализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:53, реферат

Краткое описание

Материалистические учения на грани VII-VI веков до н. э. возникли в Милете - крупнейшем в VI в. до н. э. из всех малоазиатских греческих городов. С конца VII до конца VI в. до н. э. здесь жили и учили три мыслителя: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. Греческая же мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира.

Содержание

Вступление……………………………………………………….4
Понятие материализма…………………………………………4
Основание материализма………………………………………5
Заключение……………………………………………………...10
Список литературы…………………………………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

Философия 2 курс.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 

Анаксимен (585 - 525 гг. до н.э.) - третий представитель милетской натурфилософии, ученик и последователь Анаксимандра, автор сочинения "О природе".

Как и его предшественники, другие милетские философы, Анаксимен осмысливает реальность с позиции противоположностей. Однако в качестве бесконечной, непрерывной среды - "апейрона", в отличие от Анаксимандра, он принимает одну из стихий - воздух. Последний, сгущаясь и разрежаясь порождает все видимое многообразие мира. По свидетельству того же Симпликия "разрежаясь, (воздух) становится огнем, сгущаясь - ветром, потом облаком, (сгустившись) еще больше - водой, потом землей, потом камнями, а из них - все остальное". Отсюда следует, что непрерывная среда, "апейрон", вне зависимости от того, что принимается за ее основу - одна из стихий или некая иная природа, представляет собой и материал для построения мира и порождающую его силу.

Сказанное об учениях милетских философов согласуется со свидетельством Аристотеля о том, что "все принимающие такое единое (начало) оформляют его противоположностями, например плотностью и разреженностью или большим и меньшим, а эти (противоположности), вообще говоря, сводятся, очевидно, к избытку и недостатку... По-видимому, - продолжает Аристотель, - и само мнение, что единое, как избыток и недостаток суть начала всех вещей, очень древнего происхождения, только высказывалось оно по-разному: так, старые (философы) считают двойное (начало) действующим, единое - страдательным; наоборот, некоторые из позднейших полагали скорее единое действующим, а двойное страдательным".

Осознание природы как непрерывно меняющегося  целого, как некой динамической среды, представляющей собой и субстанциальное и генетическое начало имело большое значение для формирования мышления первых натурфилософов, у которых все сущее мыслится как подвижное отношение противоположностей. Таким образом, первые греческие философы нашли тот единственный инструмент, ту единственную абстракцию, которая помогла внести упорядоченность в текущую неопределенность вещей и событий и, тем самым, обеспечили переход к мышлению не только классификационными, но и сравнительными понятиями - противоположностями, - одной из первых тотальных формализаций, прошедшей затем через всю историю философии.

Заключение

 

Милетская школа - первая из древнегреческих философских  школ (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) –  сосредоточила свое внимание на поиске материальной причины всего сущего – того первовещества, из которого произошло многообразие видимого мира. Как бы ни определяли мыслители это первовещество - как воду ли (Фалес), как апейрон (Анаксимандр) или как воздух (Анаксимен), едины они были в убеждении, что реально, по истине существует лишь оно, а единичные вещи из него, из него возникающие и в него, погибая, возвращающиеся, имеют только видимость существования и самостоятельности. Все возникшие вещи представляют собой лишь ту или иную степень сгущения первоначала.

Фалес, Анаксимандр и Анаксимен положили начало новому типу мышления о природе, сделав ее предметом системного, беспристрастного исследования.

Милетские «физики» – типичные философы ранней греческой философии, которым Аристотель дал собирательный образ, назвав их «физиками», философами, которые изучают природу. Именно они пытаются первыми увидеть мир умственным взором и пытаются начать поиск единства с миром. По их убеждению не было бы существенным ничего, что не было бы природой. Люди, божества, мир образуют единый универсум, весь находящийся как бы в единой плоскости – они суть части или аспекты одной и той же природы, в которой действуют одни и те же силы.

Милетских физиков считали материалистами, потому что они ограничивались одной  причиной бытия – материальным первоначалом, чем у Фалеса являлась вода, у Анаксимандра – «беспредельное», у Анаксимена – воздух. Но у Анаксимандра можно встретить существенный шаг вперед. Возможно, их размышления кажутся нам нелепыми, но это будет неверное суждение. Потому что в их суждениях просматривается некая закономерность, которую они пытаются объяснить уже рациональной мыслью. И именно эта интеллектуальная революция (переход от мифологии к рациональному мышлению), представляющая столь внезапный и глубокий переворот, получила название «греческое чудо» (это понятие ввел известный французский филолог, историк религии и философии Эрнест Ренан). И, действительно, если проследить ход развития досократовской философии, то будет видно, что она произвела свое влияние возможно даже на всю последующую философию, и на некоторые вопросы еще не найдены ответы.

Милетская школа важна не своими достижениями, а исканиями. Она была вызвана  к существованию благодаря контактам  Греции с Вавилонией и Египтом. Философские  построения Фалеса, Анаксимандра и  Анаксимена следует рассматривать, как научные гипотезы.

Милетская школа первая предложила понимание материальной первоосновы мира, и тем самым заложила основы европейской науки.  

Литература

 

1. Фролов  И. Т. Введение в философию:  учебник для вузов. В 2 ч.  Ч. 1, М., Политиздат, 1989.

2. Асмус В. Ф., История античной философии. М., Высшая школа, 1965.

3. Иовчук  М. Т., Ойзерман Т. И., Щипанов  И. Я. Краткий очерк истории  философии. М., Мысль, 1981.

4. Чанышев  «Ионийская философия»

5. Лебедев  «Фрагменты ранних греческих  философов» М.1999 г.

6. Целлер  Э. «Античная философия» С.-П. 2000 г.

7. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 3-е изд. – М.: Культура и спорт, Юнити-ДАНА, 2004. – 584 с.

8. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд. – М.: Политиздат, 1999. – 690 с.

9. Философия: Учеб. пособие: 3-е изд., испр. И доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998 – 343 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭССЭ  на тему:

«Природа  покорится лишь тому, кто сам покорится  ей»

Ф. Бекон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Природа  покоряется лишь тому, кто сам подчиняется  ей» (Ф.Бэкон). 

 

Ф.Бэкон - английский философ эпохи нового времени, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.  Он автор знаменитого афоризма: «Знание – сила». Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью. Его последователи: Р. Декарт, Т. Гоббс.

Автор в своем  высказывании говорит о взаимосвязи  природы и общества. Я разделяю заявленную точку зрения философа и  понимаю его озабоченность данной проблемой, так как воздействие общества на природу должен представлять собой не только процесс разрушения, но и созидания.

В период нового времени природа рассматривалась, как объект экспериментирования  человека. Осуществлялся принцип  господства человека над природой, покорения ее и подчинения.

В курсе обществознания понятие природа употребляется  как в широком смысле – весь мир в многообразии его форм, так  и в узком смысле – совокупность естественных условий существования  человеческого общества.

Природа воздействует на развитие общества как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт - все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Природа также выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.).

Покоряя природу, человечество использует полезные свойства природных ресурсов в целях удовлетворения  экономических и духовных потребностей.

Общество, влияя  на природу, наносит ей определенный ущерб, ухудшая ее. Извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира – приводит к деградации природной среды. В двадцатом веке на нашей планете возникла глобальная экологическая проблема, из-за разрушительного воздействия людей на природу. Суть которой заключается в глобальных изменениях климата, образовании парникового эффекта, «озоновых дыр», « кислотных дождей», отравлении озёр и рек, вымирании лесов, обеднении животного и растительного мира. В результате таких взаимоотношений, природа принялась ухудшать здоровье людей, снижать качество их жизни. Например, если рассматривать экологическую ситуацию в нашем регионе, то следует отметить ухудшение окружающей среды – интенсивная вырубка леса привела к истощению водных ресурсов. Ранее река Ветлуга была судоходной, а ныне превращается в мелкую речку. Ущерб нанесен растительному и животному миру: сокращается поголовье диких животных, птиц, исчезают некоторые виды растений.

На современном  этапе исторического развития изменились представления о взаимосвязи общества и природы. Основополагающим стал принцип – партнерства, сотрудничества, открытого диалога человека и природы, принцип экогуманизма.

Основными формами  взаимодействия общества и природы должны быть не только природопользование, но и обеспечение экобезопасности, охрана окружающей природной среды - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения,  истощения, разрушения. Поскольку эта проблема охватывает все мировое сообщество, следует искать пути решения совместно. Необходимо разрабатывать и осуществлять международные программы охраны окружающей среды; переходить к новой экологичной технологической культуре - внедрять безотходные ресурсо и природосберегающие технологии, экозащитные системы. Например, в нашем городе построено экологически чистое, использующее новые природосберегающие технологии российско–германское предприятие «Кроностар», выпускающее экологически-чистую продукцию.

Переходя к  выводам, отметим, что с современной  точки зрения проблема взаимоотношений природы и общества, которая была рассмотрена в данном эссе по высказыванию Ф. Бэкона «Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей», является очень важной в глобальном масштабе и волнует все мировое сообщество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Милетская школа. Основание материализма