Мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:37, доклад

Краткое описание

В зависимости от того, какие взгляды преобладают в той или иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависимости от способа включения соответствующих взглядов и представлений в структуру мировоззрения и способа их обоснования, можно говорить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных классов господствуют разные типы мировоззрения, которые отличаются своеобразной трактовкой явлений внешнего мира и самого человека.

Содержание

Введение
1. Мифологическое мировоззрение
2. Религиозное мировоззрение
3. Философское мировоззрение
4. Отличия философского мировоззрения от мифологического и религиозного
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ОТЛИЧИЯ.docx

— 34.99 Кб (Скачать файл)

В большинстве религий и конфессий (религиозные направления) религиозное  мировоззрение подкрепляется культом, церемониалом, выраженными в актах  богослужения. Некоторые конфессии  обставляют это очень пышно и  торжественно, что также достаточно мощно воздействует на чувственную, эмоциональную сферу. Кроме того, религия включает и материализованную  структуру - церковь, которая не только объединяет верующих вокруг учения и  выполняет свою посредническую функцию  связи Бога с человеком, но имеет  множество других функций, сложившихся  в зависимости от исторических условий  формирования той или иной религии.

Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком  как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь  и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное  отношение к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования  культуры, развивались, приобретали  многообразные формы на Востоке  и Западе, в разные исторические эпохи.

Но всех их объединяло то, что в  центре любого религиозного мировоззрения  стоит поиск высших ценностей, истинного  пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный  путь переносятся в потустороннюю  область - не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому  высшему, абсолютному критерию.

Согласно религиозному мировоззрению, действительностью управляют некие  сверхъестественные силы. В язычестве  эти силы зачастую похожи на людей  внешне или, по крайней мере, поведением (этот подход называется антропоморфизмом). В монотеистических религиях (начиная  с иудаизма) Бог не антропоморфен, хотя некоторые конфессии монотеистических религий и прибегают к антропоморфным образам по тем или иным причинам.

Основные характерные черты  религиозного мировоззрения:

- Религия опирается на образно-эмоциональную,  чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек является субъектом  религиозного сознания. Такой человек  переживает в реальных эмоциях  своё видение Бога, видение различных  картин, связанных с особенностями  того или иного религиозного  направления.

- Религия - не рефлексивный тип  мировоззрения. В религии отсутствует  работа сознания человека и  его мысли над собственным  сознанием, отсутствует размышление  над своими взглядами, психическим  состоянием, отсутствует их оценка. Другими словами можно сказать  так: отсутствует размышление  над собственными размышлениями.

- Важнейшими атрибутами религии  являются Вера и Культ. Вера - это способ осознания мира религиозным сознанием, это особые состояния религиозного сознания субъекта. Культ - это система ритуалов и догматов, это внешняя форма проявления Веры.

- Религия имеет этическую направленность. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности. В религиозном сознании культивируются чувства любви, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

Основная функция религии состоит  в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия  и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера  абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных  координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким  образом, религия придает смысл  и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему  преодолевать житейские трудности.

3. Философское мировоззрение

Философия унаследовала от мифологии  и религии их мировоззренческий  характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении  человека и его положении в  мире и т. д. Она унаследовала также  весь объем позитивного знания, которое  на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако философское мировоззрение  отличается от религиозного и мифологического  тем, что оно:

- основано на знании (а не  на вере либо вымысле);

- рефлексивно (имеет место обращенность  мысли на саму себя);

- логично (имеет внутреннее единство  и систему);

- опирается на четкие понятия  и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид  мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической  оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

- Космоцентризм - философское мировоззрение,  в основе которого лежит объяснение  окружающего мира, явлений природы  через могущество, всесильность, бесконечность  внешних сил - Космоса и, согласно  которому, все сущее зависит от  Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна  Древней Индии, Древнему Китаю,  иным странам Востока, а также  Древней Греции);

- Теоцентризм - тип философского  мировоззрения, в основе которого  лежит объяснение всего сущего  через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был  распространен в средневековой  Европе);

- Антропоцентризм - тип философского  мировоззрения, в центре которого  стоит проблема человека (Европа  эпохи Возрождения, нового и  новейшего времени, современные  философские школы).

Возникновение философии как мировоззрения  относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней  Греции. Первоначально возник материализм  как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция  на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального  единства мира и высказал прогрессивную  мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего  сущего - воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Философия рождается в  полемическом диалоге с системой религиозно-мифологических взглядов на мир. Её собственные позитивные воззрения  складываются непосредственно в  ходе критического переосмысления и  преобразования того духовного материала, который был оставлен людям в  наследство их предшествующим развитием. Естественно, что на первых порах она оказывается связанной рамками этого материала, находится в сильной, хотя и негативной зависимости от него.

Именно поэтому философия и  выступает сначала вовсе не как  особая наука, не как особая область  знания, чётко выделяющая предмет  своего исследования, круг своих специальных  проблем, а как «любовь к мудрости»  или «мудрость вообще», - она рассматривает  всё, что попадает в поле зрения мыслящего  существа. Её предмет сливается с  предметом мышления вообще, - это  «мир в целом», без каких бы то ни было уточнений и ограничений. Философия выступает тут как  синоним мировоззрения вообще. На этой стадии пока ещё не приходится говорить о философии как об особой науке - по той простой причине, что  нет ещё других наук. Есть лишь слабые ростки математических, астрономических  и медицинских знаний, вырастающие  на почве практического опыта  и ориентированные вполне прагматически. Неудивительно, что «философия»  с самого начала включает в себя все эти немногочисленные зародыши научного познания и помогает им развиваться  в своём лоне, стараясь освободить их от тех магически-знахарских наслоений, с которыми они переплетены в  составе религиозно-мифологического  мировоззрения. Развитие философии  совпадает тут полностью и  без остатка с развитием научного понимания окружающего мира.

Но именно поэтому в состав её размышлений, естественно, попадает и  всё то, что впоследствии составит её специальный предмет: исследование универсальных закономерностей, в  рамках которых существует и изменяется как «бытие», так и «мышление», как постигаемый космос, так и  постигающая его душа.

Философское мировоззрение рассматривает  мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения  вычленяет законы мира - те силы, которые  правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования  философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые  называются категориями. Мировоззрение  может существовать вне философии, но философия обязательно формирует  мировоззрение.

4. Отличия философского мировоззрения от мифологического и

религиозного

В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она  приходит на смену мифологии и  религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.

Философия - это не безусловная  вера, а размышление, философия - это  не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое  осмысление уже сложившихся представлений  о мире. Как уже было отмечено выше, философия - это рефлексия, а  это значит, что она имеет дело не с самим предметом бытия, а  с мыслью о бытии, с определенным, уже сложившимся сознанием бытия. Философия - это анализ наших представлений  о бытии, поэтому чрезвычайно  высока степень ее абстракции. Рефлексия - взгляд внутрь, взгляд в себя. По высказыванию Н. Бердяева, философское мировоззрение - результат не праздного любопытства  не занятых в какой-либо деятельности людей, а плод трудных и долгих размышлений.

Философия выражала появившуюся потребность  разбираться с помощью разума (т.е. рационально) в понятиях, в тех  проблемах, которые возникали в  ходе исторического процесса, поэтому  отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение  мира в системе понятий. Кроме  того, философское мировоззрение, в  отличие от мифологического и  религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук.

Мифологическое и религиозное  мировоззрение - это групповое, коллективное сознание. Философия же возникает  тогда, когда появляется необходимость  индивидуального, личностного осмысления. Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует  человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем. Цель теоретической  философии, представленной в ее истории, - расширить информационное поле для  такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она будет более весома и значима.

Философия и религия являются близкими по ряду оснований:

- Они близки по предмету отражения.  И та, и другая направлены на  поиски смысла бытия, выражают  потребности в гармонизации отношений.

- Они близки по форме отражения.  Они обе - духовное отношение  человека к действительности, выраженное  в наиболее общей, абсолютной  форме, ибо и Бог, и философия  - определенные абсолюты.

- Они близки и тем, что это  ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного  знания является их целью, а  формирование духовной жизненной  концепции в соответствии с  важными для человека ориентирами  жизнедеятельности).

И, тем не менее, это различные  формы духовной деятельности. Их различия заключается как по предмету, так  и по способам отражения человеком  мира:

- Философия как рефлексия, как  размышление исходит в своих  позициях из естественной реальности  бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные  причины развития. Религия ориентирует  на сверхъестественное, на потусторонний  мир, на запредельное бытие,  только на трансцендентность.

- Бог для философии является  понятием бытия, которое также  требует своего анализа, как  и любое другое понятие, поэтому  к философским дисциплинам можно  отнести философию религии. Для  религиозного мировоззрения Бог  - не понятие, а реальный, конкретный  объект поклонения и веры.

- Философия пытается обосновывать  свои концепции посредством системы  понятий, подкрепляемых логикой  научного знания. Она черпает  свой материал из разных сфер  этой деятельности, пытаясь осмыслить  их своим специфическим языком, с помощью разума, логики философского  анализа. Рациональное изложение  касается и иррациональных (в  том числе и религиозных) философских  концепций.

- Религия - сфера чувств, мистики,  благоговейного трепета. С религией  связано особое психологическое  состояние человека: состояние экстаза,  отрешенности от внешнего мира, определенная потеря своей самости,  погружение в мир, где сам  мало что значишь. Философия  выступает как самосознающая  себя культура, которая критически  определяет свой смысл, свою  сущность и свое предназначение.

- Религия ориентирует человека  на безусловную веру ("Верую,  даже если это нелепо" - Тертуллиан). Философия направляет на разум,  на сомнение, на свою собственную  позицию, а не только на позицию,  пусть и признанных, авторитетов.

- Религия посредством Бога претендует  на абсолютную истину. Философия  подходит к этому вопросу "скромнее", скептичнее, предоставляет выбор  позиций.

Информация о работе Мировоззрение