Мировоззрение и его этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:14, реферат

Краткое описание

Таким образом, цель данной работы определить сущность мировоззрения и его исторические типы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить три типа мировоззрения; выяснить, что собой представляет мировоззрение как комплексная форма сознания, определить его основные структурные элементы; определить общее и особенное в понятиях «мировоззрение», «миропонимание» и «мироощущение».

Содержание

Введение…..........................................................................................................3
1 Мировоззрение ..............................................................................................5
2 Исторические типы мировоззрения..............................................................7
2.1 Обыденное мировоззрение ……………………………………………....7
2.2 Мифологическое мировоззрение………………………….…..................9
2.3 Религиозное мировоззрение ……………………………………………12
2.4 Философское мировоззрение …………………………………………..16
Заключение ......................................................................................................20
Список использованной литературы .............................................................21
Интернет ресурсы ……………………………………………………….…...22

Вложенные файлы: 1 файл

мировоззрение реферат.docx

— 42.23 Кб (Скачать файл)

Религиозное мировоззрение  представлено формами трёх мировых  религий:

1. Буддизм- 6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней Индии, основатель- Будда.  В центре- учение о благородных истинах (Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа  и истории.

2. Христианство- 1век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения Библия (Священное писание). Три ветви хрис-тианства: католицизм, православие, протестантизм;

3. Ислам- 7 век нашей эры, образовался в Аравии, основатель- Мухаммед, главные принципы Ислама изложены в Коране. Основной догмат: поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед- посланник Аллаха. Основные ветви Ислама — суннизм, шиизм.

Религия выполняет важные исторические функции: формирует сознание единства человеческого рода, развивает  общечеловеческие нормы; выступает  носительницей культурных ценностей, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религиозные  идеи содержатся не только в философии, но и в поэзии, живописи, архитектурном  искусстве, политике, обыденном сознании.

Мировоззренческие   конструкции,   включаясь   в   культовую   систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический  характер. Мировоззренческие  конструк-ции  становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения  и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности  религия культивирует человеческие чувства любви,  доброты,  терпимости,   сострадания, милосердия,  долга, справедливости  и т.  д.,  придавая  им  особую   ценность,   связывая   их присутствие со священ-ным, сверхъестественным.[7]

Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному сознанию. Религиозное мировоззрение  более совершенно, чем мифологи-ческое, в логическом плане. Системность, религиозного сознания предпо-лагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологи-ческим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа. Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне миро-ощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется верой в сверхъестественное-верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифоло-гические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное. Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками. Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё,  выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос.

Вера в эту внешнюю  сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия,  и теология, обосновывают и доказывают  теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы- Бога.

Религиозное мировоззрение  и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общест-венного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея.  Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.

В наше время религия играет не малую роль, стало больше откры-ваться религиозных учебных заведений, в педагогической вузовской и школьной практике  активно развивается направление культурологичес-кого представления религий в рамках цивилизационного подхода, в то же время сохраняются атеистические образовательные стереотипы и встречается религиозно-сектантская апологетика под лозунгом абсолют-ного равенства всех религий. Церковь и Государство в настоящее время идут на равных, вражды между ними нет, они лояльно относятся друг другу, идут на компромисс. Религия придает смысл и знание,  а значит,  и устойчивость человеческому бытию,   помогает   ему преодолевать житейские трудности.

Важнейшими чертами религии  являются жертвенность, вера в рай, культ в Бога.

Немецкий теолог Г.Кюнг считает, что религия имеет будущие, ибо: 1) современный мир с его непосредственностью не находится в должном порядке, он возбуждает тоску о Другом;                                                       2)трудности жизни ставят этические вопросы, перерастающие в рели-гиозные;                                                                                                                                        3) религия означает развитие отношений к абсолютному смыслу бытия, а это касается каждого человека. [1с.9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4  Философское  мировоззрение

 

Мировоззрение- понятие более широкое, чем философия. Философия- это понимание мира и человека с позиции разума и знаний.

Платон писал - «Философия- это наука о сущем как таковом».  По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого, дало нам филосо-фию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Г.Гегель). [5 c.53]

Термин «философия» происходит от греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость). По преданию, это слово впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор, живший в 6 веке до н.э. В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл. Идеал мудреца (в отличие от ученого, интеллектуала),- это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит свою собственную жизнь, но и помогает окружающим людям решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды. Но что же помогает мудрецу жить достойно и разумно, подчас вопреки жестокости и безумию своего исторического времени? Что ему ведомо в отличие от других людей?

Здесь и начинается собственно философская сфера: мудрец-философ  ведает о вечных проблемах человеческого  бытия (значимых для каждой личности во все исторические эпохи) и стремится  найти на них обоснованные ответы. [6]

 В философии выделяются  две сферы деятельности:

• сфера материального, объективная  реальность, то есть  предметы, явления  существуют в действительности, вне  сознания человека (материя);

• сфера идеального, духовного, субъективная реальность является отражением объективной реальности в сознании человека (мышление, сознание).

Основные философские  вопросы- это

1.То первично: материя или сознание; материя определяет сознание или наоборот;

2.Вопрос об отношении сознания к материи, субъективного к объективному;

3.Познаваем ли мир и если да, то в какой степени.

Зависимости от решения первых двух вопросов в философских учениях  издавна сложилось два противоположных  направления:

• Материализм- первичным и определяющим  является материя, вторичным и определяемым- сознание;

•Идеализм- дух первичен, материя вторична, в свою очередь подразделяется на:

1.Субъективный идеализм- мир создаётся субъективным сознанием каждого отдельного человека (мир лишь комплекс человеческих ощущений);

2.Объективный идеализм- Мир  «творит» некое объективное созна-ние, некий извечный « Мировой дух», абсолютная идея.

Последовательный субъективный идеализм неизбежно ведёт к своему крайнему проявлению- СОЛИПСИЗМУ.

Солипсизм - это отрицание  объективного существования не только окружающих неодушевлённых предметов, но и других людей, кроме самого себя (существую лишь Я один остальное  моё ощущение).

Фалес первым в Древней  Греции поднялся до понимания материаль-ного единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. [5]

При ответе на вопрос познаваем  ли Мир или нет, можно выделить следующие направления философии:

1.Познаваемого оптимизма, который в свою очередь можно подразделить на:

• материализм - объективный мир познаваем и это познание безгранично;

• идеализм - мир познаваем, но человек познаёт не объективную действительность, а собственные мысли и переживания или «абсолютную идею,  мировой дух».

2.   Познаваемого пессимизма, из которого вытекают:

• агностицизм — мир  полностью или частично не познаваем;

• скептизм — возможность познания объективной действительности сомнительна.

Философская мысль- есть  мысль о вечном.  Как и всякое теоретичес-кое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское соз-нание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно- умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания- духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Философия является общей методологией для всех частных наук, естественных и общих, иначе говоря, она- царица (мать) всех наук. Особенно большое воздействие философия оказывает на формирования мировоззрения.

Высказывание Эпикура, из письма к Менекею: «...Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией ...» [4]

Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически  подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии - вывести человека из сферы обыден-ности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Главными функциями философии  являются выработка общих представлений  людей о бытие, природной и  социальной действительности человека и его деятельности, о доказательстве возможности познания мира.

Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия  чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому  мировоззрению, ибо, так же как и  они, она выбирает направление своей  деятельности весьма произвольно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате изучения материалов по данной теме « Мировоззрение и  его исторические типы» можно  сделать следующие выводы:

Мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания  действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения  которых образуется общий жизненный  план, формируются идеалы, придающие  мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в  мировоззрение тогда, когда оно  приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности  человека в правоте своих идей. Мировоззрение меняется синхронно  вместе с окружающим миром, но основные принципы остаются неизменными.                                                  

Все типы мировоззрения выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух  соотносится с материей, что такое  человек, и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким  законам развивается человеческое общество. Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно  влияет на нормы поведения, на отношение  человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это  своего рода духовная призма, через  которую воспринимается и переживается все окружающее.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб.пособие/Мн.:Выш.шк., 2006.

2.Кохановского В.П. Философия: учебник для высших учебных заведений/   Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.

3.Кохановского В.П., Яковлева В.П. История философии: учебник для высших учебных заведений/ Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

4.Новый Завет и Псалтырь, От Матфея святое благовествование стих второй;

5.Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.:Гардарики,2005.

6. Философия как наука, формирующая мировоззрение человека: В. А. Харитонов — СПб., « Красанд», 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет ресурсы

 

1.http://bogomir.ru/

2.http://www.t5s.ru/

3.http://litevv.narod.ru/lekcii/filosof/1.html

4.mirslovarei.com/.../JEPIKUR-BOGI-CHELOVEK-NRAVSTVENNOE-POVEDENIE-SCHASTE-12190.html

5.http://works.tarefer.ru/91/100047/index.html

6.http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/FILOSOFIYA.html

7. http://www.referats.5-ka.ru/90/21014/1.html

8. http://uy.by/page/mirovozzrenie-obydennoe-mirovozzrenie

Информация о работе Мировоззрение и его этапы