Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:14, реферат
Таким образом, цель данной работы определить сущность мировоззрения и его исторические типы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить три типа мировоззрения; выяснить, что собой представляет мировоззрение как комплексная форма сознания, определить его основные структурные элементы; определить общее и особенное в понятиях «мировоззрение», «миропонимание» и «мироощущение».
Введение…..........................................................................................................3
1 Мировоззрение ..............................................................................................5
2 Исторические типы мировоззрения..............................................................7
2.1 Обыденное мировоззрение ……………………………………………....7
2.2 Мифологическое мировоззрение………………………….…..................9
2.3 Религиозное мировоззрение ……………………………………………12
2.4 Философское мировоззрение …………………………………………..16
Заключение ......................................................................................................20
Список использованной литературы .............................................................21
Интернет ресурсы ……………………………………………………….…...22
Религиозное мировоззрение представлено формами трёх мировых религий:
1. Буддизм- 6-5 вв. до н.э. Впервые появился в Древней Индии, основатель- Будда. В центре- учение о благородных истинах (Нирвана). В буддизме нет души, нет Бога, как творца и высшего существа, нет духа и истории.
2. Христианство- 1век н.э., впервые появился в Палестине, общий признак вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира. Главный источник вероучения Библия (Священное писание). Три ветви хрис-тианства: католицизм, православие, протестантизм;
3. Ислам- 7 век нашей эры, образовался в Аравии, основатель- Мухаммед, главные принципы Ислама изложены в Коране. Основной догмат: поклонение единому богу Аллаху, Мухаммед- посланник Аллаха. Основные ветви Ислама — суннизм, шиизм.
Религия выполняет важные исторические функции: формирует сознание единства человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы; выступает носительницей культурных ценностей, упорядочения и сохранения нравов, традиций и обычаев. Религиозные идеи содержатся не только в философии, но и в поэзии, живописи, архитектурном искусстве, политике, обыденном сознании.
Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструк-ции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священ-ным, сверхъестественным.[7]
Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному сознанию. Религиозное мировоззрение более совершенно, чем мифологи-ческое, в логическом плане. Системность, религиозного сознания предпо-лагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологи-ческим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа. Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне миро-ощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется верой в сверхъестественное-верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифоло-гические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное. Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками. Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос.
Вера в эту внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы- Бога.
Религиозное мировоззрение
и религиозная философия
В наше время религия играет не малую роль, стало больше откры-ваться религиозных учебных заведений, в педагогической вузовской и школьной практике активно развивается направление культурологичес-кого представления религий в рамках цивилизационного подхода, в то же время сохраняются атеистические образовательные стереотипы и встречается религиозно-сектантская апологетика под лозунгом абсолют-ного равенства всех религий. Церковь и Государство в настоящее время идут на равных, вражды между ними нет, они лояльно относятся друг другу, идут на компромисс. Религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
Важнейшими чертами религии являются жертвенность, вера в рай, культ в Бога.
Немецкий теолог Г.Кюнг считает,
что религия имеет будущие, ибо: 1) современный
мир с его непосредственностью не находится
в должном порядке, он возбуждает тоску
о Другом;
2.4 Философское мировоззрение
Мировоззрение- понятие более широкое, чем философия. Философия- это понимание мира и человека с позиции разума и знаний.
Платон писал - «Философия- это наука о сущем как таковом». По Платону, стремление к осмыслению бытия как целого, дало нам филосо-фию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Г.Гегель). [5 c.53]
Термин «философия» происходит от греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость). По преданию, это слово впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор, живший в 6 веке до н.э. В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл. Идеал мудреца (в отличие от ученого, интеллектуала),- это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит свою собственную жизнь, но и помогает окружающим людям решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды. Но что же помогает мудрецу жить достойно и разумно, подчас вопреки жестокости и безумию своего исторического времени? Что ему ведомо в отличие от других людей?
Здесь и начинается собственно философская сфера: мудрец-философ ведает о вечных проблемах человеческого бытия (значимых для каждой личности во все исторические эпохи) и стремится найти на них обоснованные ответы. [6]
В философии выделяются две сферы деятельности:
• сфера материального, объективная реальность, то есть предметы, явления существуют в действительности, вне сознания человека (материя);
• сфера идеального, духовного, субъективная реальность является отражением объективной реальности в сознании человека (мышление, сознание).
Основные философские вопросы- это
1.То первично: материя или сознание; материя определяет сознание или наоборот;
2.Вопрос об отношении сознания к материи, субъективного к объективному;
3.Познаваем ли мир и если да, то в какой степени.
Зависимости от решения первых
двух вопросов в философских учениях
издавна сложилось два
• Материализм- первичным и определяющим является материя, вторичным и определяемым- сознание;
•Идеализм- дух первичен, материя вторична, в свою очередь подразделяется на:
1.Субъективный идеализм- мир создаётся субъективным сознанием каждого отдельного человека (мир лишь комплекс человеческих ощущений);
2.Объективный идеализм- Мир «творит» некое объективное созна-ние, некий извечный « Мировой дух», абсолютная идея.
Последовательный субъективный идеализм неизбежно ведёт к своему крайнему проявлению- СОЛИПСИЗМУ.
Солипсизм - это отрицание объективного существования не только окружающих неодушевлённых предметов, но и других людей, кроме самого себя (существую лишь Я один остальное моё ощущение).
Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материаль-ного единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. [5]
При ответе на вопрос познаваем
ли Мир или нет, можно выделить
следующие направления
1.Познаваемого оптимизма, который в свою очередь можно подразделить на:
• материализм - объективный мир познаваем и это познание безгранично;
• идеализм - мир познаваем, но человек познаёт не объективную действительность, а собственные мысли и переживания или «абсолютную идею, мировой дух».
2. Познаваемого пессимизма, из которого вытекают:
• агностицизм — мир полностью или частично не познаваем;
• скептизм — возможность познания объективной действительности сомнительна.
Философская мысль- есть мысль о вечном. Как и всякое теоретичес-кое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское соз-нание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно- умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания- духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Философия является общей методологией для всех частных наук, естественных и общих, иначе говоря, она- царица (мать) всех наук. Особенно большое воздействие философия оказывает на формирования мировоззрения.
Высказывание Эпикура, из письма к Менекею: «...Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией ...» [4]
Отношение человека к миру
– вечный предмет философии. Вместе
с тем предмет философии
Сокровенная цель философии - вывести человека из сферы обыден-ности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Главными функциями философии являются выработка общих представлений людей о бытие, природной и социальной действительности человека и его деятельности, о доказательстве возможности познания мира.
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо, так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма произвольно.
Заключение
В результате изучения материалов по данной теме « Мировоззрение и его исторические типы» можно сделать следующие выводы:
Мировоззрение – это не
только содержание, но и способ осознания
действительности, а также принципы
жизни, определяющие характер деятельности.
Характер представлений о мире способствует
постановке определенных целей, из обобщения
которых образуется общий жизненный
план, формируются идеалы, придающие
мировоззрению действенную
Все типы мировоззрения выявляют
некоторое единство, охватывая определенный
круг вопросов, например, как дух
соотносится с материей, что такое
человек, и каково его место во
всеобщей взаимосвязи явлений мира,
как человек познает
Список используемой литературы
1.Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб.пособие/Мн.:Выш.шк., 2006.
2.Кохановского В.П. Философия: учебник для высших учебных заведений/ Ростов н/Д.: «Феникс», 2006.
3.Кохановского В.П., Яковлева В.П. История философии: учебник для высших учебных заведений/ Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
4.Новый Завет и Псалтырь, От Матфея святое благовествование стих второй;
5.Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.:Гардарики,2005.
6. Философия как наука, формирующая мировоззрение человека: В. А. Харитонов — СПб., « Красанд», 2010.
Интернет ресурсы
1.http://bogomir.ru/
2.http://www.t5s.ru/
3.http://litevv.narod.ru/
4.mirslovarei.com/.../JEPIKUR-
5.http://works.tarefer.ru/91/
6.http://www.krugosvet.ru/enc/
7. http://www.referats.5-ka.
8. http://uy.by/page/