Распространение
христианской нравственности
Вместе с христианством в славянские
земли благодаря просветительской миссии
святых Кирилла и Мефодия пришли высокие
нравственные идеалы, поднявшие наши народы
на новый духовно-нравственный уровень.
Может быть, даже еще не восприняв высокое
богословие, наши предки, приняв христианство,
приобрели мощный, действовавший в течение
многих следующих поколений запас нравственной
интуиции. Может быть, не всякий наш предок
глубоко разбирался в вопросах, например,
сотериологии или экклезиологии, но смысловые
коды, заложенные просветительской миссией
святых Кирилла и Мефодия, входили глубоко
в сознание и генетическую память славянских
народов.
Миссия святых Кирилла и Мефодия
сопровождалась движением нравственности
с запада на восток. Русская Церковь чувствует
ответственность за сохранение нравственности
в Европе, так как, приняв ее оттуда, мы
не можем со спокойным сердцем смотреть
на то, что происходит там сейчас. Поэтому
наша миссия заключается не только в том,
чтобы защищать христианскую нравственность
в наших собственных канонических границах,
но и в том, чтобы помочь западной цивилизации
справиться с кризисом, причиной которого
является отказ от христианского наследия.
Наши помощники в этом — святые равноапостольные
братья Кирилл и Мефодий.
Завершая свое выступление,
хотел бы пожелать участникам нынешней
конференции актуализировать уже давно
выработанные богословской, филологической
и исторической наукой выводы о деятельности
святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
и их последователей, а также в ходе обсуждений
выработать импульсы для новых благих
деяний. Всем участникам конференции желаю
помощи Божией в трудах.
.5. Раскол как
социокультурный конфликт
Московские государи проявляли
большое "своеволие" в организационных
церковных делах, назначая на высшие церковные
должности или прогоняя неугодных иерархов.
Однако чем сильнее была организационная
зависимость, тем крепче религиозное сознание
держалось за независимость "священного
предания". Поэтому пересмотр богослужебных
книг в середине XVII века, принятый по инициативе
патриарха Никона, был воспринят значительной
частью народа как отступление от канона
и привел к длительному расколу с его постоянной
тенденцией перехода в народные бунты,
непризнания официальных властей.
Цели церковной реформы
середины XVII в. Церковная реформа преследовала
следующие цели:
устранение различий в богословской
практике между греческой и русской церквями.
Это позволяло восстановить связь с европейским
православным миром, привязать Россию
к Европе духовно и тем самым расширить
возможности для влияния в христианском
мире;
введение единообразия в церковной
службе по всей стране, так как на местах
богослужение велось по-разному, наличествовали
черты языческих культов.
Церковная реформа
как начало раскола. Реформа Никона была умеренной,
несравнимой с религиозной реформацией
на Западе. Но даже эта попытка вызвала
сопротивление значительной части общества
и церкви. Раскол - сложное социально-религиозное
явление, связанное с глубокими изменениями
народного сознания. Под знаком борьбы
за "старую веру" собирались все,
кто был недоволен изменениями условий
жизни: плебейская часть духовенства,
протестовавшая против роста феодального
гнета со стороны церковной верхушки,
и часть церковных иерархов, выступивших
против централизаторских устремлений
Никона; представители боярской аристократии,
недовольные усилением самодержавия;
стрельцы, оттесняемые на второй план
военными формированиями регулярного
типа; купцы, напуганные ростом конкуренции.
За старую веру стояли и некоторые члены
царской семьи. Что же касается крестьянства,
то оно ухудшение своего положения связывало
с отступлением от древнего благочестия.
Во главе несогласных встал священник
- протопоп Аввакум, в защиту "старой
веры" выступал и знаменитый Соловецкий
монастырь. Таким образом, движение староверов
было довольно массовым.
Никоновская реформа обнаружила открытый
раскол, уже существовавший в русской
церкви, с бесчисленными сектами староверов,
молокан, хлыстов и многих других.
Идеология раскола включала сложный спектр
идей и требований: от проповеди национальной
замкнутости и враждебного отношения
к светскому знанию до отрицания крепостного
строя с присущим ему закабалением личности
и посягательством государства на духовный
мир человека и борьбу за демократизацию
церкви.
Церковь и государство совместными усилиями
пытались подавить раскольническое движение.
Против раскольников использовались средства
власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения.
Движение раскольников потрясло основы
церковной и государственной власти.
Попытка честолюбивого патриарха Никона
утвердить приоритет духовной власти
над светской потерпела неудачу. Поместный
собор 1667 г. осудил Никона и лишил его сана.
Церковь пришла к выводу о необходимости
раздела светской и духовной сфер деятельности.
Признав независимость патриарха в решении
духовных вопросов, собор тем не менее
подтвердил необходимость подчинения
церкви царской власти. Русская православная
церковь сблизилась с православным миром.
Изменения в такой сложной сфере, как духовная,
открывали дорогу деятельности Петра
I - великому преобразователю России.