Монадология Г.В. Лейбница

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 17:47, лекция

Краткое описание

Диалектика как учение о развитии, постоянном движении и изменении развивалась философами-идеалистами. Большой вклад в нее внес Г.В. Лейбниц (1646-1716), выдающийся немецкий философ и ученый.
С точки зрения Лейбница, основа мира - Бог и созданный им разум. Материя получает свое содержание и источник развития от разума Бога.

Вложенные файлы: 1 файл

Монадология Г.docx

— 30.82 Кб (Скачать файл)

Локк ратовал за принцип  разделения властей. Философ говорил  о невозможности концентрации власти только в одних руках. Первая ветвь - законодательная власть. Она должна быть представлена парламентом, то есть представительным учреждением всей нации. Третья ветвь - федеративная власть, которая связана со сношениями с  иностранными государствами. Вопросы  этой ветви также могут находиться в ведении монарха и кабинета министров. Перечисленные ветви  власти находятся во взаимодействии друг с другом. Верховная власть принадлежит законодательной власти, которая, тем не менее, испытывает на себе активное влияние со стороны  других властей. Это влияние оказывается  благодаря закрепленным нормативно противовесам.

Общественный договор  определяет форму государства. Из этого  следует, что основой для выбора формы государства является добровольное на нее согласие со стороны людей. Именно они выбирают надлежащую структуру  правления. Делается это исходя из возможности той или иной структуры обеспечивать охрану естественных прав и свободы каждого человека. В качестве предпочтительной для народа структуры правления Джон Локк называл конституционную монархию.

Народ обладает более высоким  суверенитетом, чем государство. Именно поэтому в случае, если народ оказывается  не удовлетворен тем, как правитель  выполняет обстоятельства составленного  общественного договора ,то он имеет полное право на восстание.

Учение Джона Локка  послужило основой для конституционной  практики. Речь идет о конституционной  практике североамериканских штатов. К ней относятся известные  билли о правах. Джон Локк стал первым среди философов, участвовавшим  в разработке первоучредительного государственного акта. Локк является автором конституции для Северной Каролины, которую философ написал по рекомендации Шефстбери. Данная конституция была поддержана собранием народных представителей. В 1669 году она вступила в силу.

Теория общественного  договора была обоснована временем. К  ее появлению философско-правовые идеи были поняты довольно широкими демократическими слоями общества. кроме того, в массовом движении шестнадцатого-семнадцатого столетий появились некоторые правосознательные запросы. Последние как раз и были приняты новаторской философией права. Буржуазно-демократическая законодательная воля нашла свое отражение в учении Джона Локка.

"Равенство без уравнивания" - парадоксальная идея Джона Локка.  Непосредственно сама идея не  принадлежит этому философу, она  возникла раньше. В Англии впервые  ее можно заметить в трудах  Гоббса. Однако Джон Локк именно  так трактовал равенство. Это  понятие не предполагало навязывания  уравнивания собственности. Равенство  по Локку не связано и с  превентивным уравниванием всех  по имуществу, силам и способностям. Скорее, речь шла об уравнивании  права всех людей на личную  инициативу, равенстве притязаний  и возможностей. В связи с этим  никто не может лишить человека  права участвовать в конкуренции,  то есть опровергнуть его статус  как экономически самостоятельного  субъекта. Как считал Локк, особо  важным является равенство возможностей. Именно это позволит устранить  неестественные привилегии - те привилегии, которые делают некоторых людей  богатыми и сильными.

Джон Локк является первым современным мыслителем. Так можно  сказать без всякого преувеличения. Способ рассуждения этого философа сильно разнился с мышлением философов  Средневековья. Одно из отличий состоит  в том, что сознание человека средневековой  эпохи было все пронизано мыслями  о нездешнем мире. Для ума Джона  Локка были свойственны эмпиризм, практичность. Это был ум человека предприимчивого. Философа интересовали и вопросы, связанные, например, с  тем, какова польза от поэзии. Джон Локк полагал, что человек должен поддерживаться тех обязанностей, которые наложены на него в том мире, где он живет.

Джон Локк презирал лондонское общество. Скорее, философ все-таки был далек от презрения. Локку  трудно было выносить духоту города, но он вынужден был вращаться в лондонском обществе. Этому способствовал успех  его сочинений. Значительную часть  жизни Джон Локк страдал от астмы. В 1691 году жена одного из членов парламента леди Мешэн предложили Локку переехать в загородный дом в Отсе. Это предложение было принято философом, который, тем не менее, не хотел дать себе возможность полностью расслабиться в комфортной домашней обстановке. Здесь философ взял на себя воспитание сына леди Мешэм. Из Отсе Локк вел переписку с Лейбницем. В 1696 году философ получает должность комиссара по делам торговли и колоний. Эта должность вынудила его постоянно появляться в столице. Кроме того, Джон Локк принимал участие в проведении денежной реформы. Он лично способствовал отмене закона, который ограничивал свободу печати. Локк также являлся одним из учредителей Банка Англии. И все-таки главным занятием Джона Локка в Отсе была подготовка к изданию большого количества трудов, идеи которых философ вынашивал до этого.


Информация о работе Монадология Г.В. Лейбница