Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 15:31, реферат
Этику однозначно можно определить как философскую науку, объектом изучения которой является мораль. Несколько сложнее определить понятия «мораль» и «нравственность». Устойчивых определений этих понятий до сих пор не существует, несмотря на древнюю историю этики. Однако в ряде работ «мораль» и «нравственность» предлагается использовать как синонимы.
Выбор моральный - акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другого.
1. Этика. Мораль. Нравственность 2
2. Проблема выбора 2-3
2.1. Самооценка. Совесть, честь, гордость, стыд 3-4
2.2. Нравственная оценка 4-5
2.3. Моральный выбор 5-7
3. Свобода выбора 7
3.1. Условия, необходимые для свободного 7-8
морального выбора
3.2. Элементы свободно совершаемого поступка 8-9
3.3. Моральный конфликт 9-11
3.4. Моральная мотивация 11-12
4. Свобода, волюнтаризм и фатализм 13-15
5.Заключение 15-17
6.Литература
Оглавление:
1. Этика. Мораль. Нравственность
2. Проблема выбора
2.1. Самооценка. Совесть, честь,
гордость, стыд
2.2. Нравственная оценка
2.3. Моральный выбор
3. Свобода выбора
3.1. Условия, необходимые
для свободного
морального выбора
3.2. Элементы свободно
совершаемого поступка
3.3. Моральный конфликт
3.4. Моральная мотивация
4. Свобода, волюнтаризм и
фатализм
5.Заключение
6.Литература
Этика. Мораль. Нравственность.
Прежде чем приступить к работе, следует определить сущность таких фундаментальных понятий как «этика», «мораль», «нравственность».
Этику однозначно можно определить как философскую науку, объектом изучения которой является мораль. Несколько сложнее определить понятия «мораль» и «нравственность». Устойчивых определений этих понятий до сих пор не существует, несмотря на древнюю историю этики. Однако в ряде работ «мораль» и «нравственность» предлагается использовать как синонимы.
Выбор моральный - акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другого.
Субъектом выбора морального может быть: индивид, принимающий решение о поступке; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; класс, стремящийся изменить или сохранить существующую социально-политическую систему; общество в целом.
Проблема выбора
«Направо пойдешь — голову потеряешь, налево — счастливым будешь», — читает витязь на камне у пересечения трех дорог и принимает решение. Это одна из древнейших моделей морального выбора. Любого человека на дороге жизни ждет множество перекрестков, требующих нравственного самоопределения.
Необходимость выбора, бремя и счастье выбора — неотъемлемое свойство нравственной деятельности. Моральный выбор — определенный вид целесообразной деятельности человека. Выбор любого действия — операции возможен в том случае, если существуют несколько вариантов последнего.
Субъектом морального выбора может быть: — индивид, выбирающий определенный поступок, коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; — класс, стремящийся изменить или сохранить социально-политическую систему; — общество в целом, решающее вопрос о перспективах своего развития. При этом индивидуальный моральный выбор воплощает в себе существенные черты выбора группы, класса и всего общества.
В основе морального выбора, как и в исполнении долга, — личная ответственность человека как за свою непосредственную деятельность, так и за общие интересы человечества. Так, американский физик Р.Опенгеймер, руководивший в 1943-1945 гг. созданием американской атомной бомбы, позже, глубоко осознав урон, нанесенный людям первыми атомными бомбардировками, борясь за сохранение жизни на земле, выступил против создания водородной бомбы, за что был обвинен властями США в нелояльности и отстранен от работы. Нередко правильно сделанный моральный выбор является спасительным для общества, для страны. Такова, например, деятельность Сергия Радонежского, поднявшего народ на борьбу с иноземцами, чье имя, как писал В.О.Ключевский, «сделалось вечно деятельным нравственным двигателем». Величествен моральный выбор московских ополченцев 1941 г. Люди, по тем или иным причинам освобожденные от воинской обязанности, вступили добровольцами в борьбу с фашизмом, жертвовали жизнью во имя сохранения Отечества.
Одним из источников нравственного выбора является содействие благу. Моральный выбор во имя блага — решающий показатель человеческого достоинства. Достоинство — это понятие, выражающее представления о ценности каждого человека как нравственной личности.
Особую роль в моральной регуляции играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Самооценка — это самостоятельное, «на свой страх и риск»
определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с такими понятиями как совесть, честь, гордость, стыд, раскаяние, чувство собственного достоинства и выступает как важный инструмент самоконтроля.
Совесть — это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.
Честь — это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.
Достоинство — самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения выполненного долга и общественного значения.
Долг — ода из основных категорий этики; превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.
Подходить к нравственной оценке необходимо исходя из конкретных условий, в которых протекает деятельность человека. Так, например, в далеком прошлом у скотоводческих народов Востока вспашка земли и последующее занятие растениеводством рассматривались как безнравственное деяние, оскорбляющее землю. В нашем обществе еще совсем недавно безнравственным явлением считалась частная предпринимательская деятельность. Морально осуждалась даже торговля на рынках, забота о достойной оплате своего труда. Сейчас эти и многие другие явления нашей жизни оказались переосмысленными и оцениваются по-иному, исходя как из изменившейся ситуации в самом обществе, так и изменившегося нашего морального сознания. Но существуют устойчиво сохраняющиеся, принятые у большинства народов моральные ценности и нравственные оценки. Нравственный опыт прошлого предупреждает новые поколения о возможных опасностях, скрывающихся в«перепадах» морального выбора (зигзаги, отступления, падения). Общечеловеческие моральные нормы, обусловленные ими моральные оценки побуждают к решению таких глобальных проблем, вставших в наши дни перед человечеством, как сохранение самой возможности его существования перед лицом ядерной катастрофы, преодоление отсталости и нищеты в ряде регионов земного шара, предотвращение экологической катастрофы, преодоление многих заболеваний и недопущение демографической катастрофы.
Нравственные искания человека приобретают особенно тревожный и значимый характер в переходные исторические периоды, когда происходят изменения в системе ценностей. От нравственно-психологического состояния человека зависит его общее социальное самочувствие, его самооценка и понимание сущности своей деятельности в изменяющихся общественных условиях. Именно в обстановке коренных общественных перемен особенно опасны любые неблагополучия в общественной и личной нравственности,
такие, к примеру, проявления, как ненависть.
Кроме того, при моральных оценках принято различать и их сугубо оценочную и предписательную формы: в первом случае то или иное действие сопоставляется с установившимися нормами, предписаниями и т.п., во втором — содержит в себе указание на необходимость или, наоборот, нежелательность тех или иных действий.
Выбор моральный отражает степень нравственной свободы личности и общества, суть которой выразил Ф. Энгельс, говоря о способности принимать решения со знанием дела. Предпочтение одного поступка другому обязывает соотнести выбор моральный с обстоятельствами, слить целесообразность с моральной принципиальностью, выбрать необходимые средства, обеспечивающие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчетливо выбор моральный проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества (личная склонность и долг), собственные и чужие интересы (соображения эгоизма и альтруизма), или же вступают в противоречие различные моральные требования (напр., когда выполнение обязательства может причинить ущерб обществу или отдельным лицам, когда требование благодарности влечет за собой нарушение принципиальности и т. п.). Конфликтные ситуации и необходимость выбора морального возникают при столкновении различных ценностей1 и норм, обусловленных социальными противоречиями, несогласованностью разных обязанностей, непродуманными действиями отдельных лиц или случайными обстоятельствами. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и повелевают предпочесть выбор, имеющий результатом минимум зла и максимум добра.
Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. В истории этики имеются различные точки зрения относительно морального выбора. Первая точка зрения была сформулирована Аристотелем, который рассматривал проблему выбора как один из аспектов проблемы преднамеренности и особый вид произвольности действий. Согласно Аристотелю, моральный выбор сознателен, противоположен влечению, отличен от желаний, направлен на то, что зависит от человека. Согласно второй позиции, собственно моральный выбор – тот, который имеет лишь высшую цель. По И. Канту, моральный выбор – это соответствие долгу. По Г. Гегелю, способность к выбору есть наиболее общая характеристика человека как субъекта воления и выражение его свободы. Ж.-П. Сартр определяет выбор как исключительно экзистенциональное самоопределение человека в отношении себя и человечества.
Свобода выбора.
Возможность выбора является сущностью свободы, он выполним при наличии альтернатив и доступности вариантов. Но не следует отождествлять выбор со свободой воли. Воля определяет содержание и направление действия и означает умение действовать со знанием дела и на основе познания. В свободе выбора проявляется воля индивида. Свободный выбор связан с самоограничением, но оно не означает утраты свободы, а служит элементом подлинной свободы воли и включает в себя возможность самоутверждения личности. Свобода выбора заключается и в том, что человек не просто выбирает мораль, удостоверяя свою вменяемость и реализовывает свое творческое «я», а ориентируется и действует в конкретных обстоятельствах сообразно этому выбору. Моральный выбор определяется объективными обстоятельствами (проще стать свободным в условиях относительно стабилизированной социальной среды).
Условия, необходимые для свободного морального выбора:
– отсутствие внешнего принуждения и запретов;
– присутствие сознательности и рефлексии, понимание возможных вариантов выбора;
– действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек, ставших частью подсознания человека. Автоматизм морального действия, влияние обезличенных сил являются признаком несвободного выбора;
– наличие ориентиров (ценностей и идеалов) свободной воли, а также средств, при помощи которых возможно выполнить задуманное, и способов деятельности.
Большое значение в осуществлении морального выбора играет субъективный фактор. Человеку приходится решать, не противоречат ли какие-то притягательные для его ценности каким-то не вполне осознаваемым интересам сохранения и развития собственной личности. Ограниченный диапазон возможностей или их содержательные контексты (например, противоречащие потребностям индивида) чрезвычайно затрудняют осуществление выбора. Часто человек отказывается от свободы, только бы не реализовывать мучительный для него выбор. В этом смысле можно утверждать, что человек «брошен в свободу», т. е. обречен на выбор, поскольку даже отказ от избрания какого-либо из альтернативных вариантов поведения также есть выбор.
Свободно совершаемый поступок должен включать следующие элементы:
– исходные эмоционально-нравственные ориентиры, которые могут закладываться в процессе воспитания;
– знание объекта деятельности и объективных условий, определение человеком своего отношения к объекту;
– определение конкретной цели;
– выбор средств достижения цели;