Мораль и нравственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:06, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны.

Содержание

Введение
1. Происхождение, предмет и функции морали
2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса морали
3. Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная философия.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Происхождение, предмет и функции   морали

2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного  вопроса  морали

3. Исторические типы и нормы  морали как условие самосохранения  человечества

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 стр.

2 стр.

 

4 стр.

 

 

6 стр.

 

10 стр.

11 стр.

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Человек – существо общественное. Потому что непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, то есть освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А также потому что современное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающее теснейшую взаимозависимость людей. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и является объективной основой морали - ведущего духовного регулятора жизни общества.

Понятие «мораль» чрезвычайно  многозначно. Существует несколько  десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Происхождение, предмет и функции  морали

Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову  «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого  слова - закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникает и развивается  на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества. Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент.

Мораль сформировалась вместе с возникновением человеческого  общества. Ведь общество всегда предъявляет  к своему члену определенные требования, которые и выражаются в нормах морали. Они возникали из многолетней массовой житейской практики поведения людей в качестве неких образцов, если общество интуитивно осознавало их несомненную пользу общему единству.  Однако эти нормы не вечны. Они изменяются с развитием общества под воздействием изменений в производстве, и прежде всего в производственных отношениях. При первобытном строе нормы морали были одинаковы для всех членов общества. С возникновением классов они стали выражать интересы того или иного класса. Мораль приобрела классовый характер.

Таким образом, мораль в  принципе можно считать проявлением  коллективной воли людей, которая через  систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных  индивидов друг с другом и с  интересами общества в целом.

Будучи одним из элементов надстройки, мораль оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Через отношение людей к труду и собственности она влияет на экономику. Мораль имеет прямое отношение и к политике: любой политический акт государства получает моральную оценку – одобрение или неодобрение со стороны членов общества. Таким образом, моральное одобрение того или иного политического действия со стороны народных масс – важный фактор его успеха.

Одной из особенностей морали является то, что она внеинституциональна. Это означает, что мораль не является сферой организованной деятельности людей. Поэтому управлять развитием морали в обычном смысле этого слова, как управлять наукой, религией  и другими сферами жизни невозможно. Если вложить определенные средства в развитие науки, искусства, то через некоторое время можно ожидать определенных результатов, в развитие же морали каких-либо денежных средств вложить нельзя. Однако невозможно сказать, что мораль вообще никак не организована. Но в отличие от науки или религии она самоорганизуется в деятельности больших и малых групп в зависимости от потребностей данного времени.

Еще одна особенность  морали – императивность. Большинство моральных требований аппелирует не к внешней целесообразности или выгоде, а к моральному долгу (носит форму императива, прямого и безусловного повеления).

Так же мораль исполняет своеобразную социальную роль. Основными функциями морали являются:

  1. Регулятивная – главная функция морали. Регулирует поведение человека в обществе;
  2. Оценочно-императивная – нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». Дает оценку любому проявлению общественной жизни;
  3. Познавательная – поиск наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития общества и каждого индивидуума;
  4. Воспитательная – обосновывает идеалы и образцы поведения. Формирует нравственный облик личности;
  5. Мотивационная – Дает определенную мотивацию человеку или обществу для каких-либо действий.
  6. Коммуникативная - выступает  и  как   особая   форма   общения   людей, заключает в себе ценное отношение к социальной среде,  обществу  и миру. Нравственный контакт людей неизмеримо  обогащает опыт  их  жизни за  счет моральных исканий других.
  7. Прогностическая.

 Все вместе эти функции и определяют социальную роль морали.

 

 

2. Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса  морали

В русском языке понятия  морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает  наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общества, церкви и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Но в обыденном сознании понятия "мораль", "нравственность" часто употребляются как синонимы; ими обозначают явления, которые относят к области поступков, поведения. Мораль, нравственность – социальное явление, форма общественного сознания, вид общественных отношений, направленных на утверждение автономности (самостоятельности) человеческой личности, возможности достижения счастливой и достойной жизни, на утверждение гуманистической перспективы человеческого развития.

Некоторые этические концепции  разделяли понятия "мораль" и "нравственность" (например, в этике Гегеля). При  таком разделении под моралью  понимают идеальное содержание, моральное сознание, сам "моральный дух", знание о морали (добре и зле, принципах и нормах, моральных установках и убеждениях), а под нравственностью подразумевают само поведение, которое не всегда соответствует идеальным образцам, установкам и принятым в обществе моральным ценностям. Чаще эти понятия употребляются как однозначные, в том числе и в этической литературе, выражая различные структурные элементы морали как социального явления.

В структуру морали, следовательно, входят: моральное сознание; нравственные отношения; нравственная деятельность (собственно поступки). Все эти моменты морали тесно переплетены между собой и взаимно определяют друг друга. Моральное сознание, являющееся определяющим духовным фактором в структуре личности, выражающее уровень ее развития, ее социализации, требует определенной воли от субъекта, чтобы оно могло быть реализовано в практике деятельности.

Нравственное сознание включает в  себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность - это  и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом и самим собой. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятие решения и ответственности за него.

Особое внимание философов в качестве основы нравственного поведения и нравственного сознания всегда привлекало «Золотое правило». Оно предполагает  возможность  для  каждого  из нас встать на место другого человека. Такое отношение «Золотое правило» основой естественных законов, определяющих жизнь человека. Это правило доступно для понимания каждого, оно помогает ограничить индивидуальные эгоистические притязания, что составляет основу единения людей в государстве.

Кант критически оценивал традиционные формулировки «Золотое правило». По его мнению, оно в явном виде не позволяет оценить степень нравственной развитости индивида: индивид может занизить нравственные требования к самому себе, может стать на позиции эгоизма. Традиционно «Золотое правило» включало в нравственное поведение, желание индивида. Но человеческие желания; страсти делают его рабом природы и полностью выводят за пределы мира нравственного - мира свободы. Однако категорический императив Канта - центральное понятие его этического учения - есть философское уточнение «Золотого правила»: поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать основой всеобщего законодательства. Страсти, желания не должны подменять нравственности мотива поступка. Индивид возлагает на себя ответственность за возможные последствия своего поведения.

 

 

3. Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества

Всякая мораль обусловлена  социально – исторически. Её конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материального производства, характером социального расслоения, состоянием государственно-правовой регуляции, условий общения, средств коммуникаций, системой принятых обществом ценностей и т.д. Иными словами, качественно разнородные типы общества вызывают появление различных типов моральных систем. Каждый из них своеобразен, неповторим, несёт на себе печать своего исторического времени.

Исторический тип морали определяется целой совокупностью  признаков: соотношением моральных  норм и обычаев, характером санкций, соотношением поступка и его мотива, в конечном итоге – степенью автономности субъекта нравственности, зрелостью личности. К примеру, первобытную мораль отличают такие черты, как непосредственный коллективизм, безусловная взаимная поддержка, уравнительное равенство (даже в возмездии за причиненное зло: «око за око, зуб за зуб»). Первобытный человек был полностью растворен в роде, он еще не сформировался как личность и, следовательно, строгое соблюдение им установленных обычаем норм есть результат не свободного морального выбора, а лишь естественно-родовой необходимости. Поэтому сфера действия первобытной морали не простирается дальше границ рода.

Страх перед наказанием за совершённый поступок – самая  простая форма социального контроля. В ранних человеческих общностях чувство страха преобладало по отношению к чужим, потенциально враждебным иноплеменникам. По отношению к «своим» внутри группы действует механизм «стыда». В чувстве стыда выражена уже простейшая форма социального контроля, отделившаяся от её группового носителя и ставшая самооценкой индивида. Стыд – это страх осуждения перед «своими». Стыд не предполагает разграничения мотива и поступка. Стыдиться или гордиться можно и случайной ошибки, гордиться можно случайной, немотивированной удачей, победой. Античная культура в основном была воплощением того типа нравственности (человек судит себя по объективному результату, а не по мотивам поступка).

Моральный человек раннеклассового  общества — это некий набор  добродетелей: мудрости, мужества, справедливости, правдивости, дружелюбия и т.д. Моральность понимается как совершенство, нечто такое, к чему человек должен стремиться. Возникает антитеза сущего (то, что есть) и должного (то, что должно быть). Мораль в итоге превращается в некую совокупность абстрактных, внешних по отношению к отдельному человеку норм. Она активно противостоит реально практикуемым нравам, постоянно оставаясь на недосягаемой высоте.

На этом основано различение понятий «мораль» и «нравственность». Под моралью понимают специфическую форму общественного сознания, концентрирующую в себе высокие идеалы и строгие императивы поведения. В понятие «нравственность» вкладывается более «приземленный» смысл: это принципы реального, практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных правил смягчена.

Другой тип нравственности характерен для сословного общества. Здесь центральным оказывается  такой регулятор поведения, как  честь. Чувство стыда трансформируется в чувство бесчестья. Понятие  чести не столько выражает персональную репутацию индивида, сколько определяет значимость той общности, к которой он принадлежит. Понятие чести воплощается в корпоративные «кодексы чести». Идеалом дворянского сословия было сознательное изгнание страха и утверждение чести как основного «законодателя» поведения дворянина. Дуэль – процедура по восстановлению чести. С этих позиций храбрость – самоцель дворянина, это не средство служения государственной пользе. В отличие от более ранних типов нравственности, в данном случае поражение или победа не критерий нравственного поступка. Главное – личное бесстрашие, то есть следование закону чести, что предполагает индивидуальность мотива, а не только позитивный результат поступка. Но корпоративное одобрение вызывают только определённые внутренние побуждения, воплощённые в определённые действия. Так для низших сословий понятие чести связано с уровнем мастерства, с трудом, как достойным человека занятием.

Понятие достоинства  оказывается в центре нравственного  сознания уже в новое время. Достоинство  мыслится как то, что должно быть присуще каждому индивиду, должно носить всеобщий характер. С этой точки зрения, дуэль – лишь ритуализированное убийство, унижающее достоинство человека действие. Достоинство предполагает расхождение между должным и сущим, что открывает простор для личного самосовершенствования. Понятие человеческого достоинства предполагает ощущение себя индивидом. Оно предполагает значительную вариативность поведения индивида, открывает возможность различных его интерпретаций. В частности, диапазон интерпретации понятия достоинства находится между полюсами безграничного самоутверждения индивида и ощущением огромной ответственности за свои поступки перед человечеством. Основополагающим для истолкования идеи человеческого достоинства является принцип гуманизма, который и сам имеет различные варианты.

Информация о работе Мораль и нравственность