Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:17, реферат
Kитaйскaя кyльтypa - стoль жe дpeвняя, кaк и сaм китaйский этнoс. Пepвыe cвидeтeльствa нaличия цивилизaции нa тeppитopии Kитaя oтнoсятcя к 6 тыcячeлeтию дo н.э. Пpизнaки тoгo, чтo этa цивилизaция имeннo китaйcкaя, нecут прeдмeты, oтнocимыe cпeциaлистaми к пepиoдy динacтии Шaн (16 в. дo н.э.).
Введение
Основные положения морали и политики Конфуция :
1.1) Основные философские школы Древнего Китая
1.2) Основные добродетели в учении Конфуция
1.3) Как достичь стабильности, порядка в обществе и эффективности власти
1.4) Принципы регулирования поведения человека в обществе
1.5) Причины успеха конфуцианства
Заключение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Финансовый университет
при правительстве Российской Федерации
Факультет социологии и политологии
Название темы:
«Мораль и политика в учении Конфуция»
Выполнила студентка:
Группы П2-1,Чунаева В.И
План
1.1) Основные философские школы Древнего Китая
1.2) Основные добродетели в учении Конфуция
1.3) Как достичь стабильности, порядка в обществе и эффективности власти
1.4) Принципы регулирования
1.5) Причины успеха конфуцианства
Bвeдениe
Kитaйскaя кyльтypa - стoль жe дpeвняя, кaк и сaм китaйский этнoс. Пepвыe cвидeтeльствa нaличия цивилизaции нa тeppитopии Kитaя oтнoсятcя к 6 тыcячeлeтию дo н.э. Пpизнaки тoгo, чтo этa цивилизaция имeннo китaйcкaя, нecут прeдмeты, oтнocимыe cпeциaлистaми к пepиoдy динacтии Шaн (16 в. дo н.э.).
Пepвым истoричecки дoстoверным твopцoм филoсoфскoй тeopии в Китae был Koнфуций (551-479). Oн coздал филocoфcкo-peлигиoзнoe yчeниe. Учeниe Кoнфyция пoвлиялo нa пocлeдyющee paзвитиe Kитaя. Apгyмeнтиpyющee в пoльзy иepapхичecкoй cиcтeмы opгaнизaции oбщecтвa и пepвичнocти интepecoв гocyдapcтвa. Ceгoдня вo всём мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции, имя которого по-китайски звучит как Кун-цзы или Кун-фу-цзы (Мудрец Кун). В традиционных трактатах чаще всего Конфуций упоминается не под именем собственным, а обозначается просто иероглифом «цзы» - «Учитель», выступая тем самым как фигура скорее знаковая, нежели как индивидуальный человек.1 Но читателю сразу становится ясно, что речь идёт о великом наставнике, который стал нравственным идеалом сотен миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики и учёные всего мира, а фразы из «Лунь юя» - одного из наиболее знаменитых текстов Дальнего Востока, сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина. «Люнь-юй» - главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его участием.2
Актуальность темы моего эссе обусловлена не только растущим интересом представителей западной культуры к восточной, в том числе и китайской философской традиции, но и стоящей перед философами задачей культурного самоопределения.. Не менее актуальна философия Конфуция для современного поколения. И сейчас я постараюсь вам раскрыть основные положения морали и политики Конфуция.
1.1Основные
философские школы Древнего
Политико-правовые теории стран Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.
Вследствие
завоевательных войн и ряда
других причин многие
При этом в большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления. Это почти целиком относится к конфуцианству, моизму, легизму, мировоззренческие основания политико-этических учений которых были или слабы, или заимствованы из других школ, например, из даосизма — наиболее философичной из шести школ древнекитайской философии.
1.2 Главные добродетели в учении Конфуция.
Для истории
политических и правовых
- Мудрость;
- Гуманность;
- Верность;
- Почитание старших;
- Мужество.
Эти добродетели в определенной мере и определенных границах должны быть признаны. Практически это означает добросовестность и глубокое уважение к себе и к другим, на что действительно способны лишь избранные и полноценные люди. В то же время простое нагромождение законов не может быть признано. «Исправление имен», одна из идей учения Конфуция, должно теоретически помогать практическому самосознанию, для того, чтобы могло возникнуть общественное устройство, основанное на разуме и дающее индивиду возможность не только заниматься самоусовершенствованием, но и выполнять свое назначение в действиях для всех.
1.3 Как достичь стабильности, порядка в обществе и эффективности власти.
Конфуций считал, что стабильности и эффективности власти можно достичь лишь построив ее на принципах патриархально-клановой формы подчинения – по старшинству в семье. Государство у Конфуция выступает как одна большая семья, где власть императора — власть отца, а отношения правящих и подданных – семейные отношения: народ (“простые люди”), как и младшие в семье, должны подчиняться старшим, а последние в свою очередь, обязаны заботиться и опекать младших членов семьи”. Соотношение между правителем и народом по Конфуцию таково: император – всадник, чиновники и законы – “узда” и “вожжи”, народ – лошадь.4 Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздать, нужно правильно держать вожжи, следует соразмерить силы лошадей и наблюдать за согласованным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжами и не подстрекать стимулом – лошади сами собой побегут.
Порядок
(ли) в понимании Конфуция
Исполнение функций на основе порядка с необходимостью приводит к появлению человечности (жэнь) - основного из требований, предъявляемых к человеку. Человеческое существование не может обойтись без следующих регуляторов: помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; чего не желаешь себе, того не делай другим.
Люди различаются в зависимости от семейного, а затем социального положения. Из семейных патриархальных отношений Конфуций выводит принцип сыновей и братской добродетели (сяо ти). Социальные отношения являются параллелью отношений семейных.
1.4. Принципы
регулирования поведения
Квинтэссенция
политической философии
Для соблюдения субординации и порядка Конфуций вырабатывает принцип справедливости и исправности. Человек должен поступать так, как велит порядок и его положение. Исправное поведение – это поведение с соблюдением порядка и человечности, ибо “благородный муж разбирается в том, что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно”.
Политическую “сверхзадачу” конфуцианства–постоянное воспроизведение механического подчинения народа и иерархической централизации – четко определил другой великий конфуцианец Мэн-цзы. “Одни напрягают свой ум, другие напрягают мускулы. Те, кто напрягает свой ум, управляют людьми. А те, кто напрягает свои мускулы, управляемы другими людьми. Управляемые содержат тех, кто ими управляет. А те, кто управляет людьми, содержатся теми, кем они управляют. Таков всеобщий закон в Поднебесной” (Мэн-цзы. Глава 3. Часть 1). Народ – это дети, которые нуждаются в опеке старших, в неустанной заботе со стороны тех, кто призван ими управлять, думать и заботиться о них; благо народа – высшая цель деятельности политической администрации.7
1.5. Причины успеха конфуцианства.
Главной причиной триумфа конфуцианства было то, что оно оказывалось наиболее созвучным тем идеалам, которые китайцы уже издавна впитывали с молоком матери. Их привлекала его рациональная этика, лишенная мистицизма, оно покоряло своим духом гуманности, умеренности и «середины».
В идеях Конфуция достаточно полно отражены идеи о том, как необходимо правильно организовать государственный аппарат,политическую власть в стране; каким принципам должен следовать чиновник для достижения звания «цзюнь цзы»-благородного мужа, способного мудро и справедливо выполнять свои обязанности; какое место в социальной иерархии должен занимать каждый человек, как он должен себя вести в обществе и относиться к другим людям. Строгое соблюдение этих политических и моральных норм по мнению Конфуция должно в итоге привести к созданию государства Благоденствия.
Заключение
В заключение могу сказать, что Конфуций никогда не касался таких вопросов, как создание мира, конец мира и т.п. Его никогда не беспокоил вопрос о происхождении человека, никогда не пробовал он искать того, что будет с человеком потом. Его не затрагивала ни физика, ни метафизика. Вот каково свидетельство «разговоров» по поводу предметов его учения. «Наиболее частыми темами его разговоров были книга поэзии, книга истории и поддержание правил благочиния». «Он учил наукам, этике, преданности своей душе, правдивости». «Не любил же он рассказывать о необычайных вещах, о какой-нибудь необычайной силе, о каких-нибудь беспорядках, о духовных существах и т.п.».
Конфуций призывал к гуманным отношениям между людьми, поэтому пропаганда конфуцианства призвана обеспечить спокойствие в семье и трудовых коллективах. В то же время конфуцианство на протяжении веков сложилось в довольно стройную систему этических принципов взаимоотношений людей, общества и природы, межгосударственных отношений.
Классическое конфуцианство
содержит в себе не только специфический,
но и общечеловеческий культурный потенциал,
способствуя, или, во всяком случае, не
препятствуя современным
Список использованной литературы:
1. Алексеев В.М. «Китайская литература (Избранные труды)» М. - 1978 г.
2. Власов В.И., Власова Г.Б. История политических и правовых учений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 292 c.
3. Всемирная галерея. Древний Восток. под.
обшей редакцией А.Л. Мясникова А.Л. изд.
«Терция» Санкт-Петербург.
4. Головачев Л.И. Изучение «Лунь юя» и гипотеза развития китайской письменности// Проблемы Дальнего Востока, 2000 № 3.
5. «Конфуций изречение» изд-во МГУ. М. - 1992 г.-351с
6. «Конфуций. Суждения и Беседы»: Азбука, Азбука-Аттикус; 2011.-95с.
7. Патриархально-патерналистская концепция государства Конфуция, всеобщий закон в Поднебесной” (Мэн-цзы. Глава 3. Часть 1)
1 Алексеев В.М. «Китайская литература (Избранные труды)» М. - 1978 г.
2 Головачев Л.И. Изучение «Лунь юя» и гипотеза развития китайской письменности// Проблемы Дальнего Востока, 2000 № 3.
3 «Конфуций изречение» изд-во МГУ. М. - 1992 г.-351с.
4 Власов В.И., Власова Г.Б. История политических и правовых учений. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 292 c.
5 «Конфуций. Суждения и Беседы»: Азбука, Азбука-Аттикус; 2011.-95с.
6
Всемирная галерея. Древний Восток. под.
обшей редакцией А.Л. Мясникова А.Л. изд.
«Терция» Санкт-Петербург.