Н.Бердяев о личности,о творчестве и о русской истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 10:02, реферат

Краткое описание

В широкой панораме философских идей и воззрений XX столетия заметное место занимает отечественная философия. Ее развитие в этом столетии начало разворачиваться в условиях расцвета «серебряного века» русской культуры, занявшего период, растянувшийся с конца XIX в. на два с лишним десятилетия: по мнению одних исследователей, он завершился в октябре 1917 г., по мнению других – в середине 20 - х годов уже в Советской России. Его назвали «серебряным веком» в параллель с «золотым веком» русской культуры пушкинской поры. [1,205]

Содержание

Введение 3
Н.А. Бердяев о личности, творчестве 5
Социальные теории Н.А.Бердяева 9
Н.А. о истории России 11
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_po_filosofii.docx

— 39.79 Кб (Скачать файл)

Рассматривая природу как мертвый механизм, современный человек разработал позитивистскую науку и технику, которые поставили машину между человеком и природой. Мощность машины помогает человеку в его борьбе с природой, но в то же самое время она разрушает его; он начинает утрачивать свой индивидуальный образ, «обезличивается и  подчиняется искуственной, механизированной природе, которую он сам и создал». Таким образом, эпоха крайнего индивидуализма заканчивается утратой индивидуальности; нерелигиозный гуманизм ведет к утрате человечности человеком. Такой конец следовало бы и ожидать, потому что человек, отвергнувший более высокий принцип и переставший стремиться к осуществлению в себе образа Бога обречен быть рабом более низких элементов. Человеку угрожают новые формы рабства; они являются результатом социализма, подменившего истинную соборность, основанную на любви и религиозном преображении твари, фальшивой, основанной на принудительном служении личности обществу ради удовлетворения своих материальных потребностей. [1,210]

Бердяев является поборником специфической разновидности социализма, которую он называет персоналистическим социализмом, утверждая, что социализация экономической жизни может быть полезной лишь при условии, если «будут признаны высшие ценности человеческой личности и ее право на достижение полноты жизни». [1,210]

Социализм вскроет новые разногласия в человеческой жизни. Социализм никогда не даст человеку богатства и никогда не установит равенства, но только приведет к новой вражде между людьми, новой разъединенности и новым, неслыханным формам угнетения. Устранение голода и нищеты «не решает духовной проблемы»; человек останется «лицом к лицу, как и раньше, с тайной смерти, вечности, любви,  познания и творчества. Трагический конфликт между личностью и обществом, личностью и космосом, личностью и смертью, временем и вечностью будет возрастать по своей напряженности».[1,211]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.А Бердяев о истории России

Бердяев часто и много писал о России. В работе «Русская идея» он дает очерк развития философской и общественно-политической мысли в России XIX – начала XX века. Раскрыть русский национальный характер  и на этой основе объяснить судьбу России – цель его работ.

В первой главе он говорит о том, что такое русская идея. Русская идея должна выразить основные черты русского национального характера, сложившегося исторически. Согласно Бердяеву, каждый народ – это особая индивидуальность, особый национальный тип. Как поступки отдельного человека определяются его характером, скрытыми от внешнего наблюдателя внутренними особенностями, так и исторический путь народа, его прошлое, настоящее и будущее, определяется его внутренним духовным складом, национальным хаарактером. Бердяев приводит  слова Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Русская идея должна выразить эту «особенную стать» русского народа во всей ее сложности и противоречивости. [1,211]

Бердяев пытается объяснить «географию» русской души географией русской земли. В душе народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как и русской равнине. Русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У народов Западной  Европы  все гораздо более оформлено и разделено на категории. Русский народ не знал меры и легко впадал в крайности, он был народом откровений и вдохновений. [1,212]

В русском народе сочетаются противоположные свойства:

  1. Деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность.
  2. Жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость.
  3. Обрядоверение и искание правды.
  4. Индивидуализм, обостренное сознание личности и безликий коллективизм.
  5. Смирение и наглость.
  6. Рабство и бунт.

Далее Бердяев рассматривает основные события русской истории. Он выделяет в ней пять основных периодов: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская. Бердяев предсказывает, что возможно еще будет новая Россия. История России была прерывной, катастрофичной. Бердяев говорит, что московский период был самым плохим, душным, наиболее азиатски – татарским. XIX был наиболее плодотворным, в нем раскрывался творческий гений русского народа. После долгого безмыслия русский народ наконец высказал себя в слове и мысли, причем сделал это в очень тяжелой атмосфере отстутствия свободы. [1,212]

Бердяев спрашивает, как объяснить долгое отсутствие просвещения в России, эту культурную отсталость и даже безграмотность у народа очень одаренного и способного к восприятию высшей культуры? Он говорит, что русский народ был подавлен огромной тратой сил, которой требовали размеры русского государства. Государство крепло, народ хирел. Нужно было овладеть большими пространствами и охранять их. Силы русского народа еще не нашли своего выражения, они остаются скрытыми, потенциальными. В этом залог его великого будущего. [1,212]

Бердяев выделяет также такую характерную черту русского национального сознания, как вера в особенное предназначение русского народа. Москва – Третий Рим. Люди  Московского царства считали себя избранным народом. Россия – единственная хранительница и носительница истинного христианства, православия. При этом русское религиозное призвание связываться с силой и величием русского государства, с исключительным значением русского царя. Он «царь над царями». Отсюда подчиненная роль церкви в Московской Руси и последующие периоды русской истории. [1,213]

Оценивая петровские реформы, Бердяев говорит, что западные влияния, приведшие к замечательной русской культуре XIX века, не были благоприятны для народа. Возросла сила дворянства, которое стало совсем чуждо народу. Произошел разрыв между высшими слоями общества и народными массами, в которых сохранились старые народные верования. Империя не была органической, и она легла тяжелым гнетом на русскую жизнь. Бердяев отмечает, что в России сформировалось неведомое народам Запада противостояние народа и государства. [1,213]

В XVIII веке пропасть между верхним слоем и народом все возрастала. Далее Бердяев пишет о русской интеллигенции, о русском социализме, марксизме и революции. [1,213]

Подводя итог, Бердев пишет, что русская мысль XIX начала XX века свидетельствует о существовании русской идеи, в которой выражается характер и призвание русского народа. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства этого земного града и устремлен к Граду Грядущему, который не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет. Божий замысел о народе остается тот же, и дело усилий свободы человека – оставаться верным этому замыслу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Благодаря гуманизму своей философской позиции и таким отличительным ее чертам, как «восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание первичности духовных ценностей, антропоцентрический подход к проблемам, персонализм, искания смысла жизни и истории» (Ф. Коплстон) Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности, открыть перед русской духовностью новые «горизонты мысли». 
Понятие «личность» понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа. 
Приверженность «философии органического духа» позволила Бердяеву решить поставленные им проблемы «реальности, свободы, личности». Дух присутствует в человеке как бесконечная свобода и неограниченное творчество, человек является «Божьей идеей». Каждый человек, по мнению Бердяева , должен отгадать «Божью идею о себе», самореализоваться и «помогать Богу в осуществлении замысла Божьего в мире». Философ считает, что Бог действует в царстве свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в детерминированной природе. 
Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость свободы к необходимости, ее неприкосновенность перед лицом экспансии детерминизма. Возможно именно поэтому, относимый в исторической хронологии к первой половине XX века, Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. В.О. Голубинцев, А.А.Данцев, В.С. Любченко. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» - Ростов-на-Дону: изд. «Феникс» 2006.
  2. Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. Философия для технических вузов. (исторический и систематический курс): Учебник. – М.; Ростов-на-Дону, 2007.
  3. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник – 3-е издание, изд-во – «Проспект», 2004.
  4. Т.Ю. Сидорина, В.Д.Губин, В.П. Филатов. Философия: Учебник – 2-е издание. 2001.

 

 

 


Информация о работе Н.Бердяев о личности,о творчестве и о русской истории