Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:14, реферат
Прежде всего, хотелось бы объяснится буквально в двух словах, почему именно эта тема выбрана мной для последующих “рассуждений”, если их можно таковыми назвать. Являясь человеком с техническим складом ума, “технарем”, и потому опирающимся (по крайней мере, я стараюсь это делать) на науку в любом виде своей деятельности, я не могу остаться безучастным к некоторым вопросам, связанным с наукой вообще и с прикладной наукой в частности
Введение
1. Наука и ее функции в обществе
1.1. Наука фундаментальная и прикладная
1.2.Наука и технология
1.3.Наука и развитие человека
2.Философия и наука
Заключение
Список литературы
Введение |
||
1. Наука и ее функции в обществе |
||
1.1. Наука фундаментальная и прикладная |
||
1.2.Наука и технология |
||
1.3.Наука и развитие человека |
||
2.Философия и наука |
||
Заключение |
||
Список литературы |
Прежде всего, хотелось
бы объяснится буквально в двух словах,
почему именно эта тема выбрана мной
для последующих “рассуждений”,
если их можно таковыми назвать. Являясь
человеком с техническим
Наука является, пожалуй,
самым динамичным компонентом современной культу
Что такое наука?
Какова главная социальная роль науки?
Существуют ли границы научного познания и познания вообще?
Каково место основанной на науке рациональности в ряду других способов отношения к миру?
Возможно ли ненаучное (ненаучное не значит антинаучное) познание, каков его статус и перспективы?
Можно ли научным способом ответить на следующие принципиальные вопросы:
как возникла Вселенная,
как появилась жизнь,
как произошел человек,
какое место занимает феномен человека во всеобщей космической эволюции?
Обсуждение этих и других мировоззренческо–философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимо для осознания особенностей, как самой науки, так и цивилизации, где научное отношение к миру стало возможным.
Сегодня эти вопросы (конечно же, если не принимать во внимание других, более важных, вопросов с точки зрения потребительского чувства) ставятся в иных и даже более острых формах, нежели ранее. Это, прежде всего, связано с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация:
с одной стороны, выявились чудовищные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступило несколько лет назад и находится сейчас в информационной стадии развития (Сразу необходимо оговориться по поводу России – то, что для Запада является реальностью вот уже несколько лет, для нас еще предстоит).
С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие невозможности тотального управления социальными процессами.
В последние годы внимание этим вопросам в нашей стране не уделяется достаточного внимания, ведь мы идем по пути Запада, но с колоссальным отставанием. Между тем совершенно ясно, что без развитой науки Россия при прочих равных условиях не имеет будущего как цивилизованная страна.
1. Наука и ее функции в обществе
1.1. Наука фундаментальная и прикладная
Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Оно закрепляется в форме знаний мысленного (понятийного, концептуального, интеллектуального) моделирования действительности. Соответственно этому науку определяют как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Однако производство знаний не является самодостаточным для общества, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Становление и развитие опытной науки XVII в. привело к кардинальным преобразованиям в образе жизни человека. Словами Б. Рассела: “Почти все, чем отличается новый мир от более
Именно в XVII веке
Претерпев ряд этапов в своем развитии, наука современного уровня ведет к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедеятельности человека. Развитие техники и новейших технологий, происходящее под ее влиянием, не может не влиять на жизнь людей. Таким образом, наука создает новую среду для бытия человека. “Как и искусство, наука не есть просто культурное занятие человека. Наука способ, притом решающий, каким для нас предстает то, что есть. Мы должны, поэтому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек, все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой”, это мысли Хайдеггера по поводу науки [9].
Выделение в структуре
науки фундаментальных и
“Тем не менее, оказалось”, пишет применительно к физике академик А. М. Прохоров, “удобным разбить фундаментальные исследования на две большие группы. Одна из них направлена на увеличение объема наших знаний, призвана удовлетворять потребность человечества в целом и, прежде всего конкретного человека исследователя во все более глубоком познании объективного мира. Другая группа исследований имеет своей целью получение фундаментальных знаний,
Вовсе не обязательным является
как то, что чисто научное исследование
не может дать практического выхода,
также и фундаментальное
Величайшие достижения науки Нового времени были никоим образом не связаны с практикой в точном смысле этого слова. Скорее наоборот, наука шла позади практики, объясняя уже работающие вещи а, не предсказывая, не предвидя ничего нового и не толкая к изобретению, созданию нового.
В качестве примера отношений прикладной и фундаментальной науки рассмотрим самую, пожалуй, фундаментальную науку физику.
Редко кто сможет отрицать значимость энергетики для современной цивилизации, поэтому работа, проведенная следующими изобретателями, может быть названа неоценимой: Дени Папен (1680), Томас Ньюкомен (1717), Джеймс Уатт (1720), наш русский изобретатель И.И. Ползунов (1761), Роберт Фултон (1805), Джордж Стефенсон (1815), они сделали доступной тепловую энергию для производства механической работы, научились использовать энергию сжатого пара. При этом характерно, что все они самоучки, талантливые изобретатели, за исключением первого, нашедшие технически осуществимые и экономически выгодные решения актуальных проблем, которые затем дали “зеленый свет” научнотехнической революции.
Следует отметить, что их открытия были совершены до создания термодинамики, до того, как был сформулирован закон сохранения энергии.
И только вслед за тем, как был совершен техникотехнологический прорыв, в ходе фундаментальных исследований были сформулированы и первое и второе начала термодинамики, открыт КПД идеальной тепловой машины, Карно открыл свой цикл.
Любое государство, которое хоть скольконибудь претендует даже и не на лидирующую роль, а просто на достойное место в мировом сообществе, должно быть заинтересовано в развитии фундаментальной науки как основы новой, прежде всего военной техники. Но техники не для ведения войны, а для поддержания мира, как бы это ни казалось парадоксальным.
Руководители государств, не только авторитарнототалитарных и милитаристических, но и демократическипацифистских понимают это (если они, конечно, находятся на своем месте, не являются случайными людьми “у руля”). Таким образом, и авторитарнототалитарные системы власти любят науку и все остальные системы любят ее также и по тем же причинам, что и первые.
Возвращаясь к властвующей элите, хочется задать вопрос: понимают ли они, что наука имеет свои собственные законы развития, что она самодостаточна и сама себе ставит задачи? И что делают науку ученые люди довольно таки своеобразные. Прежде всего, ученый (я говорю сейчас о настоящих ученых, а не о паразитах в науке) не может быть человеком предвзятой идеи, предписанного образа мыслей и поведения. Это и приводят к трудностям во взаимопонимании и взаимодействии ученых с корпусом общественного мнения.
В заключение этого раздела необходимо обобщить, что фундаментальные и прикладные исследования играют различную роль в обществе и по отношению к самой науке. Фундаментальные науки направлены, прежде всего, на внутренние потребности и интересы науки, на поддержание функционирования науки как единого целого, и достигается это путем разработки обобщенных идей и методов познания. Соответственно этому говорят о “чистой” науке, теоретической науке, о познании ради познания. Прикладные науки направлены вовне, на ассимиляцию с иными, практическими видами деятельности человека, и в особенности с производством. Отсюда и говорят о практической науке, направленной на изменение мира.
1.2. Наука и технология
Поскольку основное значение прикладных наук есть исследование действительности, то остается открытым вопрос о приложениях науки, ее результатов. Вопросы приложения науки к разнообразным сферам практической деятельности человека характеризуют как вопросы технологии. Технология – есть применение знаний на практике с целью производства предметов потребления, с целью изменения, совершенствования и контролирования условий жизни.
При рассмотрении проблем технологий встают вопросы о направлености их развития, воздействия на жизнь общества. Существует выражение, что каждое технологическое достижение по необходимости амбивалентно, то есть оно может служить, в зависимости от подхода к нему в сложившейся ситуации, или на пользу или же во вред человеку. Более того, технологии, задействованные во благо человека, могут иметь в ходе своего развития и отрицательные побочные последствия, так что технологическое развитие нуждается в постоянном контроле. Последнее стало более чем очевидным в наше время, в период стремительного технологического развития общества. Сейчас, когда человек имеет в своем распоряжении такие мощные силы, как энергия атома, тектоническая энергия и практически уже может контролировать механизмы генетического управления живыми системами, можно сказать, что он – “властелин мира”.
Но наряду с осознанием своего могущества, он приходит и к мысли о зыбкости его существования.
В процессе прикладных исследований людям зачастую открываются вещи, объяснить которые с точки зрения теории (на текущий момент времени) они просто не в силах. Как видим, история повторяется, но, к примеру, психотропное оружие, открытое прикладной наукой куда более опасно, чем та же энергия сжатого пара, открытая таким же образом.
Отсюда возникает вопрос об ответственности за последствия технологического развития общества. Можно конечно говорить, что ответственна за отрицательные последствия сама наука. И такая “гуманистическая” критика науки имеет достаточное распространение. Однако из нее следует также, что и само производство знаний вредно для человека. Бесспорно, она является теоретической базой научнотехнических разработок и определяет их возможность (или невозможность), следовательно, наука и должна нести в конечном итоге ответственность за технологические новшества любого характера. Звучит достаточно убедительно, но это только на первый взгляд.
Выбор ключевых направлений развития общества непосредственно затрагивает саму форму организации жизни людей. Соответственно этому коренные вопросы развития общества должны определяться обществом в целом, но определяются интересами всего лишь определенных групп, слоев, политических сил. Более того, все наиболее значимые научнотехнические программы (развитие ядерной энергетики, электроники, генной инженерии и т.д.) принимаются на уровне правительства. Следуя этим рассуждениям, напрашивается вывод, что ответственность за технологическое развитие должны нести, прежде всего, политические силы и властвующая элита. Именно в этом разделе хотелось бы остановиться на таком, на мой взгляд, удивительном прорыве технологии как компьютеры и сопутствующие им программноаппаратные разработки. Так как по роду своей деятельности мне приходится сталкиваться с различными людьми и отвечать на их различные вопросы, связанные с компьютерами, то у меня сложилось определенное впечатление о месте компьютера в их жизни. Сразу следует оговориться, что эта категория людей представляет собой людей в основном лет 3550, обоего пола, не имеющих никакого специального образования, связанного с компьютерной техникой. Так вот, они воспринимают компьютер без преувеличения как “живое существо”, способное выполнить любую задачу. Если же в их организации есть еще и доступ в Internet, то он воспринимается ими как безграничная кладезь информации, где есть все, что угодно, любые готовые решения, которые можно взять оттуда совершенно бесплатно и при этом не стоит самим ломать голову, чтобы подумать над той же задачей самим. (Классический пример – реферативные работы по различным дисциплинам, но это уже более характерно для “продвинутых” студентов). Нельзя не согласиться, что это представление чрезвычайно однобоко и примитивно. И это у нас в России, которая далеко отстает от Запада в плане информатизации. Такое отношение к этому у людей взрослых, а что же тогда говорить о подростках, молодежи, психика которых еще не готова противостоять такому мощному влиянию, чьи жизненные позиции еще не утвердились? Нет, я не против компьютеров и Internet, наоборот, “за” всеми руками и ногами, а пример этот привел, чтобы попытаться на нем проанализировать, что может ожидать человека в недалеком будущем, как может развиваться его личность.Развитие личности под влиянием компьютеров может оказаться как позитивным, так и негативным.К позитивным личностным преобразованиям можно отнести: усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач в условиях компьютеризации; развитие логического, оперативного мышления; развитие прогностического мышления.