Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:46, контрольная работа
В наши дни наука пронизывает все сферы деятельности человека. Она стала мощным фактором достижений человечества в самых различных областях. Однако, человечеству потребовалось пройти большой путь, чтобы перейти от донаучных форм познания к научным.
Введение -------------------------------- 2
1. Возникновение и развитие науки -------------------------------- 4
2. Вненаучные формы знания и отличительные
признаки научного познания. -------------------------------- 11
3. Цели и функции науки. -------------------------------- 12
4. Уровни научного исследования и организации
знания. ------------------------------- 14
5. Формы научного познания ------------------------------- 17
6. Методы научного познания ------------------------------- 22
Заключение -------------------------------- 27
Список источников материала -------------------------------- 28
Кафедра ФИЛОСОФИИ
дисциплина «Концепции
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему
«НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Возникновение
и развитие науки
------------------------------
2. Вненаучные формы знания и отличительные
признаки
научного познания.
------------------------------
3. Цели и функции
науки.
4. Уровни научного исследования и организации
знания.
5. Формы научного
познания
6. Методы научного
познания
Список источников
материала
------------------------------
Введение
На протяжении всей своей истории люди выработали множество способов познания и освоения окружающего их мира: обыденный, мифологический, религиозный, художественный, философский, научный и др. Одним из важнейших способов познания, безусловно, является наука. Сегодня для нас совершенно очевидно, что наука представляет собой составную часть духовной культуры цивилизованного общества. До сих пор сотни народов, племён (этносов), сохранивших первобытный образ жизни, обходятся без науки. Она свойственна лишь тем народам, которые достигли относительно высокого экономического, политического и интеллектуального уровня цивилизационного развития. С возникновением науки в сокровищнице передаваемых от поколения к поколению знаний накапливаются уникальные духовные продукты, которые играют все более важную роль в осознании, понимании и преобразовании действительности. На определенном этапе человеческой истории наука, подобно другим, ранее возникшим элементам культуры, развивается в относительно самостоятельную форму общественного сознания и деятельности. Это обусловлено тем, что целый ряд проблем, возникающих перед обществом, может быть решен только с помощью науки как особого способа познания действительности. Понимание роли и места науки в жизни людей представляет собой сложный процесс, который не завершен и в наши дни. Только в 20-е годы ХХ столетия возникла новая научная дисциплина, получившая название «науковедение», призванная раскрыть сущность и особенности науки, механизм ее развития и применения, а также общие закономерности развития и функционирования науки как системы знания и особого социального института. Первое, на что обратили внимание основоположники науковедения, – это этимология самого латинского слова «sсiеntiа», что в переводе означает «знание». С определенного времени это слово стало обозначать науку и в этом значении вошло в некоторые европейские языки. Но проблема заключается в том, что не всякое знание является наукой. Знание – это результаты процесса познания, зафиксированные в памяти человека и общества в разнообразных материальных носителях и знаково-символических средствах (книгах, рукописях, рисунках, магнитных лентах, дискетах и т.п.). Знания приобретаются человеком в самых разнообразных сферах его жизнедеятельности: в обыденной жизни, в политике, в экономике, в искусстве, в инженерном деле, но в них получение знаний не является главной целью. В наши дни наука пронизывает все сферы деятельности человека. Она стала мощным фактором достижений человечества в самых различных областях. Однако, человечеству потребовалось пройти большой путь, чтобы перейти от донаучных форм познания к научным.
1. Возникновение и развитие науки.
Проблема начала науки в истории культуры представлена в литературе с двух основных точек зрения. В соответствии с одной из них наука возникла в Древней Греции практически одновременно с философией – в VI–V веках до н.э. В этот период происходит освобождение сознания от плена мифологического мышления, в результате чего появляются философия и наука – познание развивалось «от мифа к логосу». Основанием для такого взгляда является факт развития в Древней Греции эпохи эллинизма (IV–I в. до н.э.) и ряда отраслей научного знания: математических, биологических, медицинских, астрономических знаний. Особое значение имели математические познания греков. Древняя Греция создала образцы математического знания, неизвестные ни предшествующим эпохам, ни другим цивилизациям. Это, прежде всего, труды Эвклида (около 330–277 гг. до н.э.) и Архимеда (287–212гг. до н.э.). Эвклид и Архимед первыми представили образцы строгой математической теории, в которой стремились выявить математические закономерности. Математика здесь впервые стала строиться как теоретическая наука, а не как лишь средство практического измерения. В области естествознания грекам не удалось создать ни одной строгой научной теории, здесь их знания представляли собой лишь более или менее систематизированные результаты непосредственных наблюдений. Открытая ими математика не нашла широкого применения для объяснения природных закономерностей. На этот факт отсутствия в Древней Греции строгих естественнонаучных теорий обращает внимание другая концепция возникновения науки, которой придерживаются большинство историков науки. Согласно этой концепции наука, зародившись в Древней Греции в трудах Аристотеля, Архимеда, Эвклида, длительное время находилась в зачаточном состоянии, которое называют протонаука или преднаука. В этот период накапливались разрозненные элементы научного знания, но отсутствовала их системность и свойственная науке предметная специализация. К тому же научные знания в этом их состоянии были доступны немногим.
Ситуация
изменилась в ХVI–ХVII веках. Именно в Новое
время в Европе возникает наука в собственном
ее понимании, и научные знания становятся
широко распространенным явлением, появляется
много образованных людей. Становление
и развитие индустриальной цивилизации
без науки невозможно. Это эпоха, когда
появляются работы И.Кеплера (1571–1630), Г.Галилея
(1564–1642), Х.Гюйгенса (1629–1695), И.Ньютона
(1643–1727). Рождение науки связано с возникновением
экспериментально-
В ХVII веке складываются первые сообщества ученых, осознавших свои особые задачи и общественную роль. Поэтому можно говорить о рождении науки как особого социального института в ХVII веке. В 1662 году возникает знаменитое впоследствии Лондонское Королевское общество учёных, в 1666 году – Парижская Академия наук. Характерно, что наука возникает вне университетов, которые служили тогда целям подготовки кадров богословов-теологов для католической церкви. Лишь постепенно, в течение ХVIII–начале ХIХ века наука проникает в систему университетского образования. С этого времени наука становится деятельностью в полной мере профессиональной. Ученые–любители сменяются учеными-профессионалами с университетским образованием, которое обеспечивало преемственность научных знаний. Особый вклад в обоснование науки и методов научного познания внесли такие мыслители, как Ф.Бэкон (1561–1626), Р.Декарт (1596–1650), Дж. Локк (1632–1704), Г.Лейбниц (1646–1716).
По мере развития науки и роста ее общественного влияния отношения науки с другими формами культуры все более усложнялись. Возрастающее могущество науки со временем создало условия для экспансии науки. Экспансия (букв. «расширение») означала распространение науки и ее установок на все без исключения сферы жизни человека и вытеснение из неё других форм духовной культуры. Первая волна экспансионистских устремлений науки пришлась в Европе на середину ХIХ столетия. В это время модой становится отрицание значения сфер культуры, непосредственно не связанных с наукой, с естествознанием. Волны преувеличенной оценки возможностей науки повторяются периодически и, как правило, совпадают с периодами значительных успехов какой-либо отрасли научного познания. В наши дни особые надежды сторонников абсолютного доминирования науки – сциентизма – обращены к успехам кибернетики, компьютеризации, генетики. Экспансия науки выражается, в частности, в стремлении полностью и без остатка «онаучить» человека и его бытие. Такое «онаучивание» означало бы полное исключение из жизни элементов поэзии, искусства, мифа, религии: духовных, мировоззренческих ценностей, к которым научное абстрактное мышление неприложимо. Преувеличенные упования на науку обычно связаны со стремлением к абсолютному господству над природой. Природа представляется не более чем объектом манипулирования и средством удовлетворения все возрастающих потребностей общества. Столь же характерна для экспансии науки установка на переделку природы самого человека. Возникают проекты искусственного моделирования человека, создания людей с заранее заданными свойствами и т.д. Такая установка грозит полностью вытеснить из человеческих отношений элементы гуманности, сочувственного отношения человека к человеку.
Таким образом, развитие науки сопровождается вызовами с ее стороны, обращенными ко всей культуре, прежде всего культуре гуманитарной. Так, следует отметить, что «донаучные» эпохи были эпохами мнимого всезнания. Наука же возникает как разрушительница этого фиктивного всезнания. Она несет человеку не только новые знания и возможности, но и осознание границ человеческих возможностей, понимание того, что существуют объективно невозможные, практически неразрешимые задачи. Ведь всякое фундаментальное научное положение, открытый наукой закон выступает одновременно как определенный запрет, наложенный на известные практические ожидания. Так классическая термодинамика выразила запрет на идею вечного двигателя. Химия заставила расстаться с радужными надеждами алхимиков на создание «философского камня», способного превращать все металлы в золото. Научная социология означала запрет на утопические проекты идеального общества и т.п. Но парадокс заключается в том, что вера в возможность чудес постепенно начинает переноситься общественным сознанием на науку, когда появляется вера во всесилие науки. Это преувеличенное упование на науку как панацею образует основу идеологии сциентизма.
Наряду с другими формами общественного сознания (искусство, религия и т.д.) наука является частью единой культуры. Но именно в сравнении и взаимодействии с ними проявляется специфика науки. И религия, и философия, и искусство, и наука – все они по-своему отражают реальность и при этом создают свой собственный мир, свою искусственную реальность. Наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире, и выводов, полученных на основе законов логики. В этом мире самому человеку, субъективному элементу этого мира, его ценностным ориентациям отводится весьма незначительная роль (для этого есть гуманитарные формы культуры – искусство, мораль, религия, философия). Поэтому, только взаимодополняя друг друга, все эти составные части культуры могут выполнять свою основную функцию – обеспечивать и облегчать жизнь человека, являясь связующим звеном между человеком и природой. Если же в этой взаимосвязи какой-то одной части придается большее значение по сравнению с другими, то это приводит к обеднению культуры в целом и искажению ее основного назначения.
История знает примеры преобладания одних сфер культуры в ущерб другим. Прежде всего, это касается взаимоотношений науки, философии и религии в Средние века и в Новое время. Так, средневековая наука находилась под властью религии, замедлившей развитие науки, по меньшей мере, на тысячелетие и предавшей забвению многие достижения античной науки. Вырвавшись из-под власти религии в эпоху Возрождения, наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место главного элемента в мировоззрении образованных людей (для неграмотного большинства ведущую роль по-прежнему играет религия). И лишь в XIX веке в связи с успехами естествознания наука стала претендовать на господствующее положение в культуре и мировоззрении человека и общества, заняв центральное место в цивилизации европейского типа. Тогда же между наукой и философией разгорелся конфликт, продолжавшийся почти до наших дней. Суть его сводится к борьбе за право обладания истиной в последней инстанции. Наука, не осознавая своих границ, желала дать ответы на все вопросы, вести человечество к лучшему будущему. Обычно это будущее представлялось миром материального достатка и сытости, построенным на основе достижений науки и техники. На фоне низкого уровня жизни, присущего большинству людей еще в начале XX века, ущербность таких представлений о «дивном новом мире» оставалась непонятной не только большинству населения, привлеченному обещанием тех благ, которых оно никогда не имело, но и политикам, целеустремленно ведущим свои народы в мир высоких технологий, и даже некоторой части мыслителей (философов, писателей, художников), со всем пылом новообращенных, пропагандирующих эти идеи. Лишь немногие философы и культурологи смогли в начале XX века понять, что этот путь ведет к катастрофе (Н.Бор, А.Эйнштейн, А.Д.Сахаров и др.). Это стало ясно в середине нашего века, после создания ядерного оружия и надвигающейся экологической катастрофы. Тем не менее, пережитки идеологии сциентизма – веры в науку как в единственную спасительную силу, способную решить любые проблемы, сохраняются до сих пор.
Возникнув в недрах эпохи Просвещения и получив развитие в философии позитивизма, установка сциентизма трансформировалась во второй половине ХХ столетия в тенденцию к безграничному восхвалению достижений естественных наук и научно-технического прогресса в противовес общественным и гуманитарным дисциплинам. С этим связано распространение идей технократизма (от греч. – техника и власть) – направления в социально-политической мысли, согласно которому общество в его же интересах должно передать политическую власть техническим специалистам (технократам – инженерам, организаторам производства, экспертам), которые создадут систему управления обществом на базе научного знания. Именно это убеждение привело к современному экологическому состоянию планеты, опасности термоядерной войны, но самое главное – к резкому снижению этических и эстетических – духовных показателей культуры, все возрастающему влиянию технократической психологии, стимулировавшей в современном обществе настроения потребительства.
Такая
роль сциентизма обусловлена тем, что
он, как мировоззренческая