Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:46, контрольная работа
В наши дни наука пронизывает все сферы деятельности человека. Она стала мощным фактором достижений человечества в самых различных областях. Однако, человечеству потребовалось пройти большой путь, чтобы перейти от донаучных форм познания к научным.
Введение -------------------------------- 2
1. Возникновение и развитие науки -------------------------------- 4
2. Вненаучные формы знания и отличительные
признаки научного познания. -------------------------------- 11
3. Цели и функции науки. -------------------------------- 12
4. Уровни научного исследования и организации
знания. ------------------------------- 14
5. Формы научного познания ------------------------------- 17
6. Методы научного познания ------------------------------- 22
Заключение -------------------------------- 27
Список источников материала -------------------------------- 28
2. Вненаучные формы знания и отличительные признаки
научного познания.
Наука в настоящее время является наиболее развитой, сложной и специализированной формой познания. Но наряду с ней был и продолжает существовать значительный ряд вненаучных форм знания, среди которых: ненаучное, понимаемое как обыденное или здравый смысл, не формализуется и не может быть описано законами; донаучное (или протонаука), выступающее прототипом и предпосылочной базой научного (учение о флогистоне, алхимия,); паранаучное (или девиантная наука) как несовместимое, отклоняющееся от эталонов и норм, принятых в науке (парапсихология, астрология, гелиобиология А.Чижевского и др.); лженаучное (псевдонаучное), как сознательно эксплуатирующее домыслы, мифы и предрассудки (лысенковская агробиология); антинаучное как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности в борьбе с наукой. Эти вненаучные формы познания играют в жизни людей весьма значительную роль и иногда незаменимы с практической точки зрения. Как правило, люди располагают большим объемом обыденного знания – самого распространенного среди вненаучных. Обыденные знания производятся повседневным житейским опытом и общением. Они включают в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Такие знания слабо отражают глубинные, сущностные связи предметов и наряду с объективно-истинными представлениями часто содержат предрассудки, поспешные и противоречивые обобщения. Это – результат неспециализированной (непрофессиональной) познавательной деятельности, свойственной каждому нормальному человеку в процессе его жизнедеятельности. Её продуктом служит жизненно-практическое знание. Оно не оформлено концептуально и не требует для своей передачи и усвоения специальной подготовки. Вместе с тем оно является основой взаимопонимания людей в их повседневной деятельности, и образует глубинный пласт всякого другого знания, в том числе и научного. Научное знание не отменяет и не может полностью заменить знание вненаучное. В культуре нужны все виды знаний.
Суммируя вышесказанное, перечислим отличительные признаки научного познания:
• особые объекты познания (их нельзя познать лишь с помощью обыденного опыта – процессы микромира, законы природы и общества и т.д.). Наука создает особый мир абстрактных объектов, выделяя свойства, связи и отношения реального мира в чистом виде (масса, скорость, валентность, стоимость и т.п.);
• предметный и объективный способ рассмотрения изучаемых объектов, направленный на выявление их сущности, закона; особый язык науки, придающий строгие значения научным терминам и понятиям. Наука использует искусственные формализованные знаковые системы; основу исследования составляет научный метод – специально разрабатываемый путь, способ познания. В науке важно осознание метода, его соответствие объекту, уровню и целям исследования; специфические объекты науки обусловливают и использование особых средств научно-познавательной деятельности – специальной аппаратуры, инструментов, приборных установок;
• научное исследование должны вести специально подготовленные и обученные люди (отличие по субъекту познания);
• истинность знания в науке всегда специально обосновывается, доказывается, подтверждается экспериментом; научное знание отличает системность, целостность, непротиворечивость, строгая логичность и обоснованность выводов.
3. Цели и функции науки.
Цель науки – поиск истины, получение нового объективно-истинного, достоверного знания о мире, выходящего за рамки существующего опыта и практики, опережающего и прогнозирующего характера. Традиционно наука рассматривается с трех сторон: как особый вид человеческой деятельности, как система дисциплинарных знаний и как социальный институт. Как вид деятельности – это познавательная деятельность, направленная на получение нового объективно-истинного знания и осуществляемая в форме специализированного научного исследования. Результаты этой деятельности фиксируются в форме научных представлений, понятий, теорий, научной картины мира. Как система знаний наука своей целью ставит постижение истины и открытие объективных законов. Результаты получения нового знания сводятся в систему на основании определенных принципов. Разрозненные сведения не являются научными. Как социальный институт наука обеспечивает накопление знаний и их распространение для использования его на практике (материальное производство, духовное творчество и т.д.). Для этого имеются научные институты, научные школы, лаборатории, система подготовки научных кадров и т.д. Наука – это форма культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о мире, а также процесс получения этих знаний и различные формы, механизмы их применения в практической жизни людей. Наука понимается как динамическая система объективно истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специализированной познавательной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу общества. Наука – это сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного и обоснованного знания о мире.
Социокультурный статус современной науки в ее взаимодействии с различными сферами культуры выражается и в выполняемых наукой социальных функциях. Обычно выделяют три группы социальных функций науки:
- функции культурно-мировоззренческие;
- функции науки как непосредственной производительной силы;
- функции науки как социальной силы в решении проблем общественного развития.
В процессе исторического развития науки менялись ее функции в жизни общества. В эпоху становления естествознания (XVII век) наука отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. Она утверждала преимущества рационального научного метода, эксперимента над силой авторитета. В XIX веке к мировоззренческой и методологической функции добавилась функция быть непосредственной производительной силой общества. Наука становится неотъемлемой частью производственно-технической деятельности. И современное производство приобретает все более наукоемкий характер. В первой половине ХХ века наука стала приобретать еще одну функцию – она превратилась в социальную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни и регулируя различные виды человеческой деятельности. В современную эпоху в связи с глобальными кризисами переосмысливаются и функции науки. Сегодня важно органическое соединение ценностей научно-технологического мышления с духовными, нравственными, эстетическими ценностями культуры, что соответствует установкам постнеклассического типа рациональности, предполагающего гуманистическую соотнесенность внутринаучных ценностей с социальными целями и ценностями.
4. Уровни научного исследования и организации знания.
Современная наука – сложная развивающаяся система, включающая многообразие различных форм знания, методов и уровней научного исследования имеет внутри себя определенную структуру. В науковедении и методологии науки принято различать два основных уровня научного исследования и организации знания – эмпирический и теоретический. Они отличаются по предмету, по средствам, методам и по результатам исследования. В русском языке слово «эмпирия» означает «опыт», соответственно эмпирическое познание – это опытно-практическое познание. Здесь идет процесс накопления фактов, информации об исследуемых явлениях, широко проводятся наблюдения, сравнения, измерения, описания, ставятся различные эксперименты, образуются и вводятся в научный обиход новые понятия, проводится первичная систематизация знаний в форме таблиц, схем, перечней, графиков и даже формулируются эмпирические закономерности-зависимости как непосредственное обобщение устойчивой повторяемости наблюдаемых фактов (например, законы Кеплера в астрономии, закон Бойля в химии). А теоретическое познание (слово «теория» означает «рассматриваю», «исследую») направлено на исследование причин и существенных, более глубоких связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам и явлениям. Основная цель теоретического исследования – создание теории. В строгом смысле слова теория – это органически целостная непротиворечивая система логических высказываний, раскрывающая в обобщенной форме существенные свойства и закономерные связи объектов исследования, на основе которых достигается объяснение и предсказание явлений. Теория включает в себя определение понятий, принципы, законы, математические формулы, схемы, графики и т.п., образованные для объяснения и установления причин природных, технических и социальных явлений. Наука возникает тогда, когда теоретическое знание начинает управлять эмпирическими процедурами. Основные функции научной теории: описание, объяснение и предсказание. Описательная функция теории дает возможность изложить данные наблюдений и экспериментов – научные факты – на языке данной науки, осуществляя при этом их первичную интерпретацию (истолкование). Объяснительная функция позволяет осмыслить полученные факты в системе теоретического знания. Предсказательная функция теории демонстрирует ее способность к дальним и точным прогнозам на основе открытых законов и существенных связей.
Современная наука характеризуется тем, что в целом она выступает как теоретическая система знаний, включающая в качестве своих компонентов: эмпирический базис – систему научных фактов и абстрактно-теоретические построения, которые соответственно формируются на эмпирическом и теоретическом уровнях научного исследования. Развитие науки предполагает непрерывное взаимодействие опыта и теории. Вместе с тем целью научного познания является не накопление опытных данных, а теоретическое объяснение различных явлений, событий и фактов. Поэтому уровень развития науки определяется не столько количеством и качеством добытых эмпирических данных, сколько количеством и качеством выдвинутых и достаточно обоснованных теорий, концепций. Современная наука, накопив значительный эмпирический материал, во многих областях (химии, биологии, космологии, социологии, психологии) испытывает потребность в новых фундаментальных теориях для их объяснения. Предметом эмпирического исследования являются фрагменты реальных предметов, процессов. Тогда как теоретический уровень исследований имеет дело не с материальными предметами, а с идеализированными, абстрактными моделями целого класса объектов. Основой эмпирического познания является непосредственное, практическое взаимодействие исследователя с объектом в форме наблюдений и экспериментов. На теоретическом уровне, где имеют дело с абстрактными моделями, возможны лишь мысленные эксперименты. Результатом эмпирического исследования являются простые причинные и необходимые связи. На теоретическом уровне познаются существенные и закономерные связи.
Структура научного знания не исчерпывается эмпирическим и теоретическим уровнями – она включает также и особый слой сверхтеоретического знания – метатеоретические основания науки, куда входят три главных составляющих блока оснований науки: 1) идеалы и нормы научного исследования, 2) научная картина мира и 3) философские основания (идеи и принципы). Эти основания обеспечивают целостность научного знания и предметной области науки, определяют стратегию научного поиска, а также во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. Именно в процессе формирования, перестройки и функционирования оснований наиболее отчетливо прослеживается социокультурная размерность научного знания. Социокультурная обусловленность научного познания воплощается в единстве двух тесно переплетающихся аспектов: 1) зависимость от социально-экономических и духовных условий жизни общества, определяющих статус науки, импульсы к ее развитию («внешняя» социальность); 2) влияние общекультурных, мировоззренческих факторов на субъект познания – отдельных ученых, научные сообщества («внутренняя» социальность). Социокультурная среда всегда служила источником идей, образов, ассоциаций. Тем слоем в динамике научного поиска, который осуществляет взаимосвязь его «внутренних» и «внешних» факторов, являющихся метатеоретическими основаниями науки. С одной стороны, основания науки непосредственно обусловлены характером исследуемых объектов, конкретными фактами, моделями и теориями, с другой – формируются целым комплексом мировоззренческих, ценностных и прочих факторов, опосредуя их влияние на конкретные методы эмпирического и теоретического исследования. Чрезвычайно существенно, что именно перестройка оснований науки создает точки «бифуркаций», в которых определяется направление развития науки, и в них культура как бы отбирает те, которые в наибольшей степени соответствуют ценностным и мировоззренческим установкам эпохи. Научная картина мира, складывающаяся в результате синтеза научных идей и принципов своей эпохи, равно как идеалы и нормы науки, действует как своего рода «предпосылочное» знание, ориентирующее ученых в разработке научных методов и теорий, в их обосновании. Проникая в научное мышление данной эпохи и приобретая характер естественных и привычных представлений и эталонов познавательной деятельности, они получают соответствующее философское обоснование. Философские идеи и принципы (такие как принцип познаваемости мира, принцип причинности, принцип материальности мира, принцип развития и др.) буквально пронизывают идеалы и нормы, а также и научную картину мира, являясь важнейшим каналом их связи и взаимодействия.
5. Формы научного познания
Под формой научного познания понимают способ организации содержания и результатов познавательной деятельности. Для эмпирического исследования такой формой является факт, а для теоретического - гипотеза и теория. Научный факт - это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов. Работа ученого на 80% состоит в наблюдениях над интересующим объектом с целью установления его устойчивых, повторяющихся характеристик. Когда исследователь убедится в том, что при соответствующих условиях объект всегда выглядит строго определенным образом, он подкрепляет этот результат с помощью эксперимента и, в случае подтверждения, формулирует научный факт. Например: тело, если оно тяжелее воздуха, будучи подброшенным вверх, обязательно упадет вниз. Таким образом, научный факт - это нечто данное, установленное опытом и фиксирующее эмпирическое знание. В науке совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теория. Познание не может ограничиться фиксированием фактов, потому что это не имеет смысла: любой факт должен быть объяснен. А это уже задача теории. Широко известен пример с яблоком Ньютона, падение которого на голову знаменитого ученого побудило последнего к объяснению этого события и привело, в конечном итоге, к созданию теории гравитации.
Факты принадлежат объективному миру, то есть, не зависят от человека. Но выражаются, фиксируются они человеком с помощью высказываний и предложений. Отдельно существующие вещи не являются фактами. Например: Волга, дождь, Достоевский - это не факты. Фактом является утверждение, фиксирующее определенное свойство или отношение: Волга впадает в Каспийское море; роман "Преступление и наказание" написан Достоевским; идет дождь - это примеры фактов.
В понимании фактов в философии науки существует две тенденции: фактуализм и теоретизм. Фактуализм утверждает, что факты независимы и автономны по отношению к теории. Сторонники теоретизма исходят из того, что факты зависят от теории, которая выделяет изучаемый аспект действительности, задает язык, на котором описывается факт. Они считают, что изменение теории ведет к пересмотру совокупности фактов, на которых зиждется наука.
Теоретический уровень научного исследования начинается с выдвижения гипотез. С греческого гипотеза переводится как предположение. В качестве формы теоретического знания гипотезу определяют как предположительное знание, которое удовлетворительно объясняет эмпирические факты и не вступает в противоречие с основополагающими научными теориями. Гипотеза выдвигается для решения конкретной научной проблемы и должна удовлетворять определенным требованиям. К числу таких требований относятся релевантность, проверяемость, совместимость с существующим научным знанием, наличие объяснительных и предсказательных возможностей и простота.