Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:30, контрольная работа
Теория происхождения видов Чарльза Дарвина, шокировавшая общество XIX века, а так же обобщающая ее теория эволюции, захватили умы людей уже боле полутора века назад. Несмотря на то, что теория эволюции является основной научной доктриной современности, религиозная теория креационизма находит своих сторонников и в наши дни.
Введение 3
1. Исторический экскурс 5
2. Борьба двух мировоззрений 11
3. Философия, религия и наука 16
Заключение 19
Список литературы 20
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет Государственного и муниципального управления
Кафедра Философии и политологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Концепции современного Естествознания»
«Наука и религия в современном мире»
Направление подготовки Cпециальность: ГМУ
Выполнил(а): студент
ГК-322
Марков Илья Владимирович
Научный руководитель:
Воробьев Сергей Александрович
г. Нижний Новгород
2013г.
Оглавление 2
Введение 3
1. Исторический экскурс 5
2. Борьба двух мировоззрений 11
3. Философия, религия и наука 16
Заключение 19
Список литературы 20
Теория происхождения видов Чарльза Дарвина, шокировавшая общество XIX века, а так же обобщающая ее теория эволюции, захватили умы людей уже боле полутора века назад. Несмотря на то, что теория эволюции является основной научной доктриной современности, религиозная теория креационизма находит своих сторонников и в наши дни. Было бы неправильно думать, что к сторонникам теории креационизма относятся только полусумасшедшие фанатики. Как за рубежом, так и в России проходят судебные процессы с требованием включить изучение научного креационизма наряду с теорией эволюции в рамках общеобразовательных школьных программ. Почему не смотря на, казалось бы, ошеломляющий научный прогресс, у креационистов остаются сторонники, некоторые из которых даже возглавляют наиболее сильные государства мира (например, Джорж Буш, президент США). Чтобы внести ясность в рассмотрение этих вопросов, необходимо разобраться с самими понятиями религия и наука, а так же всеобщей наукой – философией.
Слово религия происходит от латинского religio, которое обозначает воссоединение, а именно воссоединение с Богом. Основной задачей религии является помощь в спасении человеческой души путем возвращение к Богу человечества, павшего в результате греха. Следует отметить, что в этом смысле религиями являются только Иудаизм, Христианство и Ислам. Остальные языческие верования следует отнести к культам. Основной отличительной чертой религии является вера. Источником религиозных знаний являются Священное Писание: Библия (Христианство), Тора и другие части Ветхого завета (Иудаизм), Коран (Ислам), так же Священное Предание (в некоторых религиях).
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности. В отличие от веры в религии, основной признак науки это сомнение. Источником знаний являются эмпирически установленные факты и их теоретическое обобщение. Важным критерием оценки истинности научного знания является его практическая применимость, что делает науку производительной силой общества.
Философия (греч. φιλοσοφια, буквально – любовь к мудрости, от φιληα – любовь и σοφια – мудрость), форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Философия дает возможность выстраивать логические построения, отталкиваясь от фундамента, построенного на личных убеждениях философа об устройстве мира, при этом используя методы обобщения, проведения аналогий, стремления к красоте мысли, эстетике и др. То есть философия является синтезом двух противоположных категорий веры и логики. Именно такой диалектический подход к окружающему миру делает возможным существование науки. Следует отметить, что такой подход может приводить как к положительным, так и отрицательным последствиям, сказывающимся на развитии человеческого сообщества.
Философия, оказывает всеобъемлющее влияние, как на личность, так и на общества, которые исповедуют ее. Это происходит, вследствие того, что философия является формой общественного сознания, объединяющая веру и логику. Так почему же до сих пор человечество не разделило естественнонаучную философскую концепцию мира, которая непосредственно следует из научных изысканий? Почему до сих пор остаются действующие церкви? Хотя сто лет назад один из адептов тории эволюции Геккель всерьез задумывался над тем, что делать с церковными зданиями после того, как церкви рано или поздно неминуемо будут закрыты за ненадобностью. Одно из этих предложений состояло в том, чтобы разместить в боковых продольных частях (нефах) христианских храмов гербарии и аквариумы и устраивать подобные прежним паломничествам экскурсии к находкам останков вымерших ящеров в Швабской Юре. По мнению Геккеля, это должно было дать возможность просвещенной публике узнать, какими мы были, когда нас еще не существовало, и что стало с нами в процессе эволюции. Для того чтобы ответить на этот вопрос достаточно ознакомится с демографической ситуацией. Рассмотрим ее на примере России. В начале XX века иметь десять детей считалось нормой. Уже в середине того же века этот показатель сократился до пяти-шести, к концу XX, началу XXI века нормой считается семья из четырех, трех или даже двух человек (считая мужа и жену). При этом семья, в которой родилось три ребенка, называется многодетной. В странах с европейской философией (в том числе и в России), построенной на основе естественнонаучной концепции устройства мира, наблюдается вымирание носителей этой философии (в современном мире для поддержания численности населения необходимо в среднем 2.2 ребенка на каждую семью). Большинство здравомыслящих людей не желают согласиться с таким положением дел, поэтому общество не может принять полностью естественнонаучную концепцию. С другой стороны Церковь обращает внимание общества на эти опасности, например, грех становится все более и более модным. Именно Церковь обращает внимание на то, что отсутствие в современной европейской философии таких церковных категорий как нравственность, добро, грех, зло, которые не вписываются в естественнонаучную и гуманитарную концепцию современности, приводит к краху общества.
Целью данной работы является
исследование возможности гармоничного
сосуществования
История отношений религии и
науки представляет собой весьма
интересный предмет для изучения.
Известно, что зачатки науки
Дальнейшее развитие науки и
философской мысли
Важный этап в развитии отношений
между наукой и религией связан с
работой Николая Коперника «
Создание гелиоцентрической
В связи с концепцией Коперника нельзя не отметить еще два имени: Джордано Бруно и Галилео Галилея. Обычно, в качестве ярчайшего примера того, как Церковь уничтожала науку, приводят пример сожжения Джордано Бруно на площади Цветов в Риме 17 февраля 1600. Бруно Джордано (до принятия монашеского пострига – Филиппе) – итальянский религиозный мыслитель, поэт. Занимался магией и астрономией. Родился в 1543 г., в Ноле (отсюда и прозвище Ноланец). В 1563 вступил в монашеский доминиканский орден, однако за сомнения в догматах католической церкви (о пресуществлении и непорочном зачатии Девы Марии) навлек на себя подозрения в ереси, вынужден был бежать и в 1576 г. покинул Италию. Жил и преподавал во многих городах Европы. Бруно исповедывал герметизм – магико-оккультное учение, восходящее, согласно его адептам, к полумифической фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста, чье имя мы встречаем в эпоху господства религиозно-философского синкретизма первых веков новой эры, и излагавшееся в так называемом «Герметическом корпусе»... Кроме того, герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой, которая по традиции приписывалась Гермесу Трисмегисту, выступавшему как основатель религии, провозвестник и спаситель в эзотерических герметических кружках и гностических сектах... Главное, что отличало эзотерически-оккультные учения от христианской теологии... – убежденность в божественной – нетварной – сущности человека и вера в том, что существуют магические средства очищения человека, которые возвращают его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившись от греховной скверны, человек становится вторым Богом. Без всякой помощи и содействия свыше он может управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом до изгнания из рая [5]. Бруно интерпретировал идеи Коперника, облекая свои мысли, в определенную поэтическую форму. Он утверждал, что Вселенная бесконечна и существует вечно, что в ней находится бесчисленное количество населенных миров, каждый из которых по своему строению напоминает коперниковскую Солнечную систему. Следует отметить, что эта идея влияет на философскую мысль и до нашего времени.
22 мая 1592 года Бруно был схвачен
инквизицией в Венеции и в
январе 1593 г. отправлен в Рим,
где после продолжительного
Перейдем к рассмотрению дела о Галилео Галилеи. Ярко иллюстрируют происходящее стихи поэта Сергея Данилова:
Низкий каменный свод... Крючья... Цепи... Тиски...
От жаровни с углями свеченье...
Раскаленным железом скрутило виски.
Отречения... Ждут отреченья...
Однако, мучеником Галилео не был. Галилей лично знал многих видных иерархов католической Церкви, и, более того, был в прекрасных отношениях с ними, в том числе и с кардиналом Маффео Барберини, позже ставшим папой Урбаном VIII, во время правления которого и произошло расследование «дела Галилея». В ряде случаев католическая Церковь оказывалась гораздо более терпимой к деятельности ученого, чем большинство его коллег. В отличие от университетских профессоров, которые отказались признать, например, существование спутников у Юпитера (о чем говорил Галилей) и даже не удосужились взглянуть в телескоп, не доверяя какой-то «стекляшке», папа, на аудиенцию к которому был приглашен Галилео, с большим вниманием отнесся к его работам. Когда в 1616 году Галилей впервые открыто попытался привлечь внимание к идеям Коперника, ему было указано на то, что хотя данную теорию и возможно рассматривать как интересную математическую гипотезу, все же ее не следует привлекать к физическому объяснению мира. Подобной точки зрения придерживалось и большинство ученых того времени. Хотя и собственно научного спора – между геоцентрической системой Птолемея и гелиоцентрической Коперника – в «деле Галилея» не было: пропагандируемая им теория Коперника отвергалась еще (или уже?) на богословском и даже прежде всего на философском уровне. В выводах Коперника инквизиторы усматривали противоречие Священному Писанию и явное «превышение научных полномочий»: стремление объяснить тайны мироздания, что, по мнению средневековых богословов, было задачей, невозможной для науки. Поэтому оппоненты Галилея – эксперты, назначенные Святейшей Инквизицией, – не «снизошли» до рассмотрения собственно научной аргументации, будучи уверены в том, что таковая просто невозможна. Помня об использовании гелиоцентрических работ Джордано Бруно и возобновлении интереса к этим работам, в 1616 декретом инквизиции книга Коперника была внесена «впредь до исправления» в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828. Галилей пообещал – не распространять и не пропагандировать. Однако в 1633 году он опубликовал книгу «Диалог о двух главнейших системах мира». Папа Урбан VIII был не только прекрасно осведомлен о готовящемся труде Галилея, но и обсуждал с ученым отдельные его положения. И не просто обсуждал, а прямо просил своего друга Галилео подчеркнуть его (папы) знаменитый «богословский» довод о невозможности прийти с помощью науки к точным заключениям о строении мироздания. Папа был уверен в том, что любая научная (астрономическая) теория является лишь гипотезой и никак не может претендовать на большее, ведь разуму человека в принципе не дано постигнуть тайну Бога. Сегодня такая позиция папы вызывает в лучшем случае улыбку, однако во времена Галилея спорить с понтификом было небезопасно. Поэтому ученый пообещал все сделать. Каково же было удивления папы, когда вместо этого в труде флорентийца с упорством продвигались запрещенные идеи Коперника! А «светлые мысли» самого папы не только не стали смысловым центром труда, но были вложены в уста ретрограда Простака (Симпличио). Причем таким образом, что звучали не просто неубедительно, но совершенно смехотворно! Конечно, Галилей гораздо лучше папы понимал границы сфер компетенции науки и религии, поэтому в книге не было ни умаления науки, ни оскорбления религии. Однако папа – и небезосновательно: ему же обещали! – почувствовал себя обиженным. Получалось, что Галилей ложными обещаниями выманил право на публикацию книги, текст которой явно отличался от благословленного папой. Разве мог после этого ученый ожидать какой-то другой реакции, кроме воспоследовавшей? Во-первых, Галилей нарушил свое обещание 1616 года, во-вторых – предписание Декрета Индекса запрещенных книг, в котором учение Коперника было объявлено ложным. Обвинения в этих двух нарушениях и стали основой инквизиторского расследования. Кроме того, Галилей поступил с самим папой, мягко говоря, не по-дружески.