Научная деятельность Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 10:02, контрольная работа

Краткое описание

Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвёл итог развитию целого периода в древнегреческой культуре – с её начало вплоть до IV века до нашей эры. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО ВРЕМЯ 3
2.1ЭПОХА 3
2.2БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 4
3.СОЧИНЕНИЯ 5
4.АРИСТОТЕЛЬ И ПЛАТОН 7
5. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ 8
5.1 «ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ» ИЛИ «МЕТАФИЗИКА» 9
5.2 ЛОГИКА 11
5.3 УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ 13
5.4. КОСМОЛОГИЯ 13
5.5 УЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ 14
5.6. УЧЕНИЕ ОБ ЭТИКЕ 15
5.7. УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ 16
6. ЗНАЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ В ИСТОРИИ
КУЛЬТУРЫ 18
7. БИБЛИОГРАФИЯ 22

Вложенные файлы: 1 файл

философия 1.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

«Аристотель»

  «Аристотель»

оглавление

 

 

 

 

1. Введение

 

 

Аристотель (384 – 322 до н. э.) – древнегреческий философ и учёный, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и в веках будет учиться у него философской культуре.

Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвёл итог развитию целого периода в древнегреческой культуре – с её начало вплоть до IV века до нашей эры. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.

 

 

 

2. Аристотель и его время

 

2.1Эпоха

 

Годы жизни Аристотеля совпали с эпохой упадка общественной жизни в греческих городах, даже в таких ранее могущественных городах, как Афины, Спарта, и быстрого возвышения, политического и культурного подъёма Македонии, страны, игравшей к началу IV в. до н. э. второстепенную роль в экономической и политической жизни греческих государств.

История собственно греческих государств-городов, бурно расцветших в V в. до н. э., полна напряжённой классовой борьбы между рабовладельцами и рабами, полна восстаниями и брожениями рабов, междоусобными войнами, быстрой сменой форм политического устройства в пределах рабовладельческого государства и целым рядом военных поражений старых греческих городов. Такой ранее могучий город, как Афины, господствовавший над многочисленными торговыми путями и центрами, после пелопонесской войны, в IV в., обнаруживает явный упадок. К этому прибавилось серьёзная разорение афинского крестьянства, сосредоточение земли у рабовладельческой знати, обезземеливание основной массы крестьян. Рабовладельческое хозяйство заметно распадалось.

На историческую сцену вышла Македония, вступившая на путь рабовладельческого производства относительно позднее, чем старые греческие города. Встретившись с греческими городами, обессиленными напряжённой классовой борьбой и многочисленными войнами, Македония оказалась победительницей. Она объединила, хотя и на небольшой период времени, многочисленные полисы для борьбы с Персией, сплотила имущие слои рабовладельцев в греческих государствах на борьбу с рабами и восстаниями.

 

2.2Библиографические сведения

 

Аристотель родился в Стагире, греческой колонии на Фракийском побережье Халкидики. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты II. В 367 Аристотель отправился в Афины и стал учеником Платона. В этот первый период своей деятельности Аристотель был участником платоновской Академии, состоя в ней 20 лет, до самой смерти Платона (347). В 343 Аристотель был приглашён Филиппом – царём Македонии – в столицу Пеллу воспитывать его сына – Александра.

Когда Александр стал царём, Аристотель вернулся в Стагир, а в 335 – в Афины. В этот второй период философской деятельности у него созрело складывавшееся ещё ранее критическое отношение к идеализму Платона и, видимо, были найдены основы собственной философской системы.

По возвращении в Афины, где он создал свою школу, известную под названием Ликей, начинается третий период философской деятельности Аристотеля. Не будучи уроженцем Афин, он жил там на положении метэка – иностранца, не имеющего прав гражданства. Аристотель не был ни сторонником афинской аристократии, ни афинского демократического строя, считая его неправильной формой государственного устройства, а был сторонником умеренной демократии. Этот период продолжался до смерти Аристотеля в Халкиде на Эвбее, куда он бежал, чтобы избежать проявлений острой вражды участников противомакедонской партии и преследования по обвинению в преступлении против религии (в нечестии).

 

 

3.Сочинения

 

 

Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Учёные до сих пор с удивлением отмечают тот факт, что стагирскому мыслителю удалось создать огромное количество сочинений, относящихся притом к самым различным областям знания: логике, философии, естествознанию, истории, политике, этике, литературе, эстетике. Обилие использованного Аристотелем фактического материала в его сочинениях объясняется отчасти тем, что под его руководством долгое время работала большая группа учёных. Нет сомнения, что материалы к некоторым работам Аристотеля, особенно по истории греческих государств и истории животного и растительного мира, подбирались его учениками. К сожалению, значительная часть работ Аристотеля и его учеников не дошла до нашего времени.

По содержанию трактаты Аристотеля делятся на 7 групп:

 

  • Логические трактаты . Объединяются в своде, который получил (не у самого Аристотеля, а у его комментаторов) название «Органон». Название это показывает, что Аристотель видел в логике орудие (или метод) исследования. В «Органон» вошли трактаты: «Категории»; «Об истолковании» - теория суждения; «Аналитики первая и вторая» - логика в собственном смысле слова; «Топика» - о вероятной аргументации и об общих точках зрения, на основе которых трактуются обычные темы.

 

  • Физические трактаты. В них общей физике соответствуют лекции о природе  и о движении. Этим вопросам посвящены трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах».

 

  • Биологические трактаты. Их общую основу образует трактат «О душе». К биологическим сочинениям в собственном смысле слова относятся: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных» и некоторые другие.

 

  • О «первой философии». Так называется группа работ Аристотеля, рассматривающих сущее как таковое. Впоследствии свод трактатов о «первой философии» получил название «Метафизика».

 

  • Этические сочинения. Это так называемая «Никомахова этика» (посвящённая сыну Аристотеля – Никомаху) и «Эвдемова этика» (посвящённая ученику и сотруднику Аристотеля – Эвдему). «Никомахова этика», по видимому, воспроизводит лекции Аристотеля по этике, читавшиеся в Лике, «Эвдемова этика» - первая, ранняя редакция этического учения Аристотеля.

 

  • Социально-политические и исторические сочинения. «Политика» - собрание трактатов или лекций на социологические темы, связанных между собой. «Политии» - описание конституций 158 греческих городов-государств; из них до нас дошла лишь «Афинская полития», найденная в 1890 г. на египетском папирусе.

 

  • Работы об искусстве, поэзии и риторике. «Риторика» и дошедшая неполностью «Поэтика».

 

 

4.Аристотель и Платон

 

 

Аристотель -  ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Ещё находясь в платоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в своих философских воззрениях. Впоследствии он подверг критике платоновскую теорию идей, что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и вещи не имеет рационального значения, так как идеи - это просто копии чувственных вещей и тождественны им по содержанию. Отделение идей от вещей приводит к удвоению того, что должно быть объяснено. Согласно Платону, вещи должны быть объяснены при помощи идей; по Аристотелю, следует признать причинную зависимость идей и вещей, Платон же отрицает какую-либо причинную зависимость между ними. Идеи, по Платону, - это образцы вещей, но это образное выражение, а не философское объяснение. Кроме того, поскольку вещь многообразна, ей должно соответствовать в таком случае несколько образцов, т.е. несколько идей. Согласно Аристотелю, платоновская идея, являясь сущностью вещи, в то же время оторвана от самой вещи, и тем самым получается, что сущность вещи оторвана от самой вещи.

Аристотель в своих философских рассуждениях исходил прежде всего из признания существования объективного, материального мира. Исходя из своей критики платоновских «идей», находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах.

Критика Аристотелем «идей» Платона есть критика идеализма, но она не была доведена им до конца. Поднимаясь по лестнице , Аристотель доходил до высшей «формы» - Бога, имеющего бытиё вне мира. Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Таким образом, учение Аристотеля о «форме» есть учение объективного идеализма. Однако идеализм его, во многих отношениях объективнее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще равняется материализму

Подобно Платону, Аристотель предметом знания полагал общее, он в то же время утверждал, что общее должно раскрываться для мысли, направленной на единичные вещи чувственного мира.

 

 

5. Философские учения Аристотеля

 

 

Своими исследованиями Аристотель охватил почти все доступные для того времени отрасли знания. Философию он разделял на три отрасли:

 

    1. теоретическую – о бытие и частях бытия, выделяя «первую философию» как науку о первых причинах и началах;
    2. практическую – о деятельности человека;
    3. поэтическую.

 

В этом делении Аристотель не упоминает особо логику, хотя он является создателем этой науки. Последователи Аристотеля не без основания приписывали ему мнение, согласно которому логика рассматривается не как особая отрасль философии, а как орудие всякого научного знания.

 

5.1 «Первая философия» или «Метафизика»

 

 

Вопросы о материи, форме, причинах охватывают область так называемой первой философии как учения о неизменных и неподвижных сущностях, хотя и в их связи с движением. Эти вопросы рассматриваются Аристотелем в его «Метафизике», получившей своё название случайно, в силу того, что в собрании Андроника Родосского, составившего список произведений Аристотеля, эта работа находилась «после физики». Однако слово «метафизика» получило в дальнейшем свой, особый смысл – как учение о принципах бытия, не раскрываемых физикой, т.е. умозрительных, онтологических положениях, из которых выводятся другие философские положения.

Аристотель давал здесь своё решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Согласно Аристотелю, единичное - это то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо.Общее – это то, что существует в любом месте и в любое время ( «повсюду» и «всегда»), проявляясь при определённых условиях в единичном. Оно составляет предмет науки и познаётся умом. При этом общее существует только в единичном ( если бы не было единичного, не было бы и общего ) и познаётся только через чувственно воспринимаемое единичное (постигать общее невозможно без индукции, а индукция невозможна без чувств восприятия).

Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал четыре причины:

  1. сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина),
  2. материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина),
  3. движущая причина, начало движения,
  4. целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется.

Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её своего рода сущностью, однако в материи он видел только пассивное начало (только возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причём суть бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но всё движущее начало – Бога. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. В соответствии с учётом о категориях он различал следующий роды движения:

    1. качественное или изменение,
    2. количественное – увеличение и уменьшение,
    3. перемещение – пространственное движение.

К ним присоединяется четвёртый род, сводимый к первым двум, - возникновение и уничтожение.

По Аристотелю, каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство «материи» и «формы». «Форма» понимается Аристотелем как сущность вещи. В то же время форма нематериальна, она не есть нечто внешнее по отношению к материи. Материя и форма – это «то, из чего состоят вещи».каждая вещь выступает как оформленная материя. В качестве примера можно взять медный шар, представляющий собой единство меди (вещества) и шаровидности (формы). Противоположность «формы» и «материи» для Аристотеля относительна. Медь может выступать материей по отношению к одному предмету (например, шару) и формой по отношению к другому предмету (например, физическим элементам). Медь может не быть оформленной, но в то же время в потенции она содержит форму, как возможность, а это значит, что форма – есть реализованная возможность материи. Таким образом, у Аристотеля происходит соотносительный переход от материи к форме и наоборот. Эта иерархия форм приводит к высшей «форме», которая является последней и за которой уже не следуют ни форма, ни материя. Последней формой выступает перводвигатель, или Бог. Таким образом, материя и форма, у Аристотеля, представляют собой единство, взаимосвязь, развитие же явлений он понимал как оформление материи.

У Аристотеля единичная чувственно воспринимаемая вещь утверждается как реально существующая «сущность». Как единство «материи» и «формы». Из этого воззрения на вещь вытекал взгляд Аристотеля на познание.

Информация о работе Научная деятельность Аристотеля