Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 10:02, контрольная работа
Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвёл итог развитию целого периода в древнегреческой культуре – с её начало вплоть до IV века до нашей эры. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО ВРЕМЯ 3
2.1ЭПОХА 3
2.2БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ 4
3.СОЧИНЕНИЯ 5
4.АРИСТОТЕЛЬ И ПЛАТОН 7
5. ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ 8
5.1 «ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ» ИЛИ «МЕТАФИЗИКА» 9
5.2 ЛОГИКА 11
5.3 УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ 13
5.4. КОСМОЛОГИЯ 13
5.5 УЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ 14
5.6. УЧЕНИЕ ОБ ЭТИКЕ 15
5.7. УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ 16
6. ЗНАЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ В ИСТОРИИ
КУЛЬТУРЫ 18
7. БИБЛИОГРАФИЯ 22
Аристотелю принадлежит заслуга в разработке вопросов логики. У него впервые в древнегреческой философии мы находим трактаты, специально посвященные логике.
Основным содержанием логики Аристотеля является теория дедукции, хотя он излагал учения и о других формах вывода. Основу этой теории составляет подробно разработанная теория категорического силлогизма. Хотя логика Аристотеля – формальная, но она непосредственно связана с учением об истине и с теорией познания вообще, а также с учением о бытии, ибо логические формы Аристотель понимал, вместе с тем, как формы бытия.
Для Аристотеля логика выступает, прежде всего орудием любой науки, посредством которого достигаются определённые результаты, логика – это своего рода наука о доказательстве, формах мышления, применяемых в познании. Аристотель заложил основы логики как науки, если понимать в данном случае науку не как особую отрасль знания, а как совокупность методологических положений, используемых в исследовании. Основной метод логики Аристотеля – сведение, состоящее в том, чтобы различать условия, при которых осуществляются доказательства. Аристотель четко сформулировал законы мышления: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении), закон противоречия (предложения и суждения не могут быть истинными одновременно с их отрицанием), закон исключённого третьего (если даны два взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным может быть только одно).
Большой вклад внёс Аристотель в создание теории категорического силлогизма. Он пишет. Что силлогизм – это речь, «в которой, если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто, отличное от положенного в силу того, что положенное есть».1Из положения, что все люди смертны и Сократ – человек, вытекает, что Сократ смертен. Силлогизм представляет собой вывод от общего к частному, т.е. дедукцию. Но Аристотель признавал и индукцию – вывод от частного к общему. Индукцию Аристотель рассматривал как путь познания общего. В логике Аристотеля большое значение имела разработка им вопроса об общих принципах доказательства. Первый принцип состоит в том, чтобы доказательство осуществлялось последовательным рядом шагов, начиная с аксиом как наиболее очевидных утверждений. Второй принцип состоит в принятии правил, которые гарантируют формальную правильность выводов.
Заслуга Аристотеля в том, что он определил общие принципы доказательства, правила силлогизма как умозаключения, приводящего к доказательству. Он дал определение суждения как формы мышления, разработал всестороннее учение о категориях. Аристотель впервые предложил классификацию категории, которых насчитывал десять:
1) сущность – основа всех основных свойств; 2) качество; 3) количество; 4) отношение; 5) место; 6) время; 7) положение; 8) обладание; 9 действие; 10) страдание.
Большую роль в истории философии сыграло учение Аристотеля о познании. Здесь он исходит из положения, что независимо от человека существует объективный мир, материальный, независимый от познающего субъекта. Первая стадия познания – чувственное познание посредством ощущений, которые являются отражением внешнего мира, они – отпечатки форм познаваемых предметов. Хотя ощущения представляют собой источник теоретического мышления, они дают лишь знания единичного. Результатом повторяемости ощущений выступают общие представления. Высшая ступень знания состоит не в ощущениях, а в понятиях, в нахождении общего в отдельном, которые осуществляется посредством теоретической деятельности мышления.
В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподейктическое» (аподиктическое) познание. Он определял область «диалектического» как область «мнения», могущего быть таким или иным, «аподиктического» - как область достоверного знания. ВТО же время в выражении результатов посредством языка («логоса») «аподиктическое» и «диалектическое» связаны между собой. Рассмотрение вопроса о том, может ли мнение утверждаться в качестве истинного, составляет предмет «диалектического» исследования. «Диалектик» движется в области несовместимых противоположностей и устанавливает положения, либо подводя многое под единство, либо расчленяя единство на множество.
Космология Аристотеля при всех достижениях в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокритовой и пифагорейской школ. Влияние Аристотеля на развитие учения о мире сохранилось до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических – кристальных - сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. Последним источником движения, неподвижным перводвигателем, является Бог. Согласно его учению, «ПОДЛУННЫЙ» мир, т.е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область постоянной изменчивости и беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля, как наиболее тяжёлый элемент, занимает центральное место. Над Землёй последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунной» мир, т.е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечно-равномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира. Надлунный мир есть область совершенного непреходящего, вечного.
Не менее влиятельным оказалось учение Аристотеля о биологической целесообразности. Источником для его разработки были наблюдения над целесообразным строением живых организмов, а также аналогии с характером художественной деятельности, в которой осуществление формы предполагает целесообразные использование и подчинение материала. Хотя принцип целесообразности Аристотель распространял на всё бытие и даже возводил к Богу, всё же его учение выдвигало понятие целесообразности природы. Образцом такой целесообразности были для Аристотеля факты органического развития, в котором он видел закономерный процесс раскрытия внутренне присущих живым телам особенностей их строения, достигаемых ими в зрелом возрасте. Такими фактами философ считал развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта, взаимную приспособленность их органов и т.д. Аристотель дал классификацию и описание многочисленных видов животных. Жизнь предполагает свою материю и форму, материей является тело, формой – душа. Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) он различал три души или три части души:
Свои психологические исследования Аристотель изложил в трех книгах «О душе», где даётся понимание души, явления восприятия и памяти. Душа, по мнению Аристотеля, представляет собой высшую деятельность человеческого тела. В душе находится ум (нус), который не возникает и не подлежит гибели, разрушению.
Этику Аристотель характеризует как проповедь активной деятельности человека. Он отвергает стремления к власти и наслаждения. Такая жизнь – паразитическая и животная, и он называет её «рабским образом мышления». Заслуживающей внимания Аристотель считает жизнь, которая характеризуется как практическая (политическая) или теоретическая (познавательная) деятельность. Надо, по его мнению, не только знать, что такое добродетель, но и действовать согласно с нею.
В этике Аристотеля запечатлён типичный для греческого мыслителя IV в. до н. э. взгляд на соотношение практики и теории. Моральным идеалом Аристотеля является Бог – совершеннейший философ или «мыслящее себя мышление». Этическую добродетель, под которой философ понимал разумное регулирование своей деятельности, Аристотель определял как середину между двумя крайностями. Например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью.
Среди добродетелей Аристотель особо выделяет справедливость. Для него справедливость бывает двух видов – уравнительная и распределительная. Первый вид справедливости относится к благам отдельных лиц и имеет отношение к обмену в соответствии с количеством и качеством труда. Второй вид имеет дело с общими благами и направлен на разделение благ в соответствии с достоинствами граждан.
Этическими идеалами Аристотеля определяются принципы его педагогики и эстетики. Задачи организации воспитания Аристотель подчинял высшей цели формирование личности, способной наслаждаться интеллектуальным досугом и возвышающейся над всякой профессиональной специализацией. Задачей этой определяются границы художественного обучения, допустимого для детей из свободных классов. С одной стороны, для просвещённого суждения о произведениях искусства и наслаждения ими необходимо в известной мере практическое владение искусством, а потому и соответствующее обучение. С другой стороны, обучение это недолжно переходить черты, за которой занятие искусством приобретают характер профессионального мастерства, связанного с оплатой труда.
Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-философское учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов».2
Изложенное в «Политике учение об обществе и о видах государственной власти отражало кризисное состояние афинского рабовладельческого государства и начало упадка рабовладельческих классов. Он отвергает проект «идеального государства» Платона и предлагает свою теорию государства, основанного на рабовладении. Это государство, по мнению Аристотеля, представляет собой лучшую форму сообщества. В этом государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою рабовладельцев. «В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина – наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше».3
Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок. В силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же – к властвованию. Это общий закон природы – ему подчинены и одушевлённые существа. По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. Рабство как явление Аристотель считал существующим от природы. Он рассматривал раба как «говорящее орудие», которое принадлежит господину, являющемуся «общественным животным».
Аристотель, анализируя проблемы экономики, показал роль денег в процессе обмена и вообще в коммерческой деятельности, что является гениальным вкладом в политическую экономию. Аристотель выделял следующие формы государства: монархию, аристократию, политию (это всё правильные формы) и тиранию, олигархию, демократию (неправильные). Наиболее совершенной формой государственного устройства Аристотелю представлялась полития. Он выступал за устоявшееся социальное расслоение общества. Так, он писал: «Разве справедливо будет, если бедные, опираясь на то, что они представляют большинство, начнут делить между собой состояние богатых?».4Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нем много бедняков. тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы
Вместе с тем он считал, что значительное богатство – результат противоестественного способа его приобретения. который «противен человеческому разуму и государственному устройству».
Любая область знания, которой касался гений великого ученого, благодаря его влиянию преображалась, получала более четкое оформление, систематизацию. Обогащалась значительными идеями, росла по глубине и охвату исторического материала. Неудивительно, что его влияние на последующие века было столь значительным. В последующих за Аристотелем столетиях научного развития борьба вокруг его мировоззрения, борьба за и против подлинного Аристотеля часто была одновременно борьбой за влияние в науке, в обществе, в политической жизни. Поскольку вся история философии является историей борьбы материализма с идеализмом, диалектики с метафизикой, прогрессивных тенденций с тенденциями реакционными, а в мировоззрении Аристотеля можно было найти все эти элементы в разном сочетании и проявлении, поскольку на Аристотеля могли опираться деятели самых различных направлений в философии, логике. политике.
Вскоре после смерти Аристотеля началась борьба вокруг его мировоззрения. Она началась в Греции внутри Ликея, созданного гениальным учёным.
Аристотель являлся настоящим полководцем в философии. По гениальности его политической стратегии, по изумительной глубине научных обобщений, по силе диалектических идей и плодотворной оригинальности философской концепции с ним не могли спорить жалкие эпигоны платоников, мистиков, эклектиков, столь обильно появившихся в Греции после Аристотеля.
Уже внутри Ликея разгорелась довольно острая идеологическая борьба между сторонниками эмпирических тенденций в естествознании, натурфилософии, в учении о бытии и сторонниками соединения взглядов мыслителя с платонизмом. Разногласия переросли в страстную борьбу различных групп между собой, пока не завершились полным распадом философской школы, созданной Аристотелем.
Среди последователей, учеников Аристотеля в Ликее особую известность приобрёл его приемник и друг Теофраст. Проведя в Лике уже после смерти Аристотеля более 34 лет и развив Ликей в крупнейший в Греции учебный и научный центр, Теофраст комментировал произведения учителя, с особой тщательностью разработав учение о растительном и животном мире. Среди учеников Аристотеля большую известность приобрели также Евдем из Родоса, создавший ряд работ по истории античной математики и астрономии, Аристоксен из Тарента, работавший над историей и теорией музыки, а также увлекавшийся историческими исследованиями и многие другие.
В средние века быстро распространяются некоторые мистические черты аристотелевской философии, распространяется его космологическое учение, а также извращённые комментаторами его логические взгляды. Этот возросший интерес к мёртвым, мистическим сторонам учения мыслителя объясняется самим характером феодального общества, пришедшего на смену античности. Прогрессивная логика Аристотеля была превращена в схоластику, философия – в служанку богословия, наука заменялась прорицаниями алхимиков и астрологов. Схоластика, исказив Аристотеля до не узнаваемости, заставила его говорить не только языком богословов, но и политическим языком аристократов и крупных помещиков. Аристотель был почти канонизирован, освящен традицией; выступать против его означало выступать против религии и богословов.