Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 18:09, контрольная работа
Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая. Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности. Материалистическая философия и психология исходят их трех кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития. Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Сознание связано с понятием отражение.
Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция.
Происхождение сознания.
Познание как процесс. Два уровня познания: эмпирический и рациональный. Формы познания.
Научное познание. Методы и формы.
Наука - сфера исследовательской деятельности,
направленная на производство и применение
на практике объективных знаний о
природе, обществе и сознании.
В структуре науки выделяются уровни - эмпирический и теоретический -
и методы организации научного познания.
Эмпирическое знание -
совокупность научных фактов, образующих
базис теоретических знаний. Под научным фактом понимается
явление материального или духовного
мира, ставшее достоянием нашего знания,
это фиксация какого-либо явления, свойства
и отношения. По словам А. Эйнштейна наука
должна начинаться с фактов и оканчиваться
ими вне зависимости от того, какие теоретические
структуры строятся между началом и концом.
Существует два основных метода эмпирического
познания:
1. Наблюдение - целенаправленное
преднамеренное восприятие исследуемого
объекта (его результат - первичная информация).
2. Эксперимент - это метод
исследования, с помощью которого объект
или воспроизводится искусственно, или
ставится в определенные условия, отвечающие
целям исследования.
Теоретическое знание ищет
причины явлений, старается объяснить
сущность процессов, лежащих в основе
научных фактов. Основные формы: научная
проблема, гипотеза, теория.
1. Научная проблема представляет
собой осознание противоречий, возникших
между старой теорией и новыми научными
фактами, которые не удается объяснить
с помощью старых теоретических фактов.
Когда научная проблема поставлена, начинается
научный поиск, т.е. организация научного
исследования. Важнейшая роль в разрешении
научной проблемы принадлежит гипотезе.
2. Гипотеза - это идея, содержащая
обоснованное предположение о существовании
Закона, который объясняет сущность новых
фактов. Гипотеза формируется учеными
с целью предположительного объяснения
научных фактов, приведших к постановке
научной проблемы. Гипотеза должна быть
проверяема и подтверждена практикой.
Невозможность такой проверки делает
гипотезу научно несостоятельной. Гипотеза,
всесторонне проверенная и подтвержденная
практикой, становится теорией.
3. Теория - это логически
обоснованная, проверенная на практике
система знаний об определенном классе
явлений, о сущности и действии законов
бытия данного класса явлений.
Ключевые понятия и слова: гносеология,
познание, эмпирический уровень, рациональный
уровень познания, ощущение, восприятие,
представление, понятие, суждение, умозаключение,
гносеологический оптимизм, скептицизм
и агностицизм, классическая концепция
истины, истина, абсолютная истина, относительная
истина, наука, теория, гипотеза, научная
проблема, эксперимент, наблюдение.