Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:38, контрольная работа
Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относят философское учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шелленга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались идеями.
1. Особенности и главные черты немецкой классической философии
2. Гносеологические и этические проблемы в философии Канта
3. Диалектика Гегеля
4. Материализм Фейербаха
В «механике» Г. Гегель рассматривает
такие фундаментальные
В «физике» речь идет об общих и частных свойствах материи и их соединении. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия рассматриваются не хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах.
«Органическая физика» содержит
три последовательно восходящих
один к другому подраздела: геологическая
природа, растительная природа и
животный организм. Здесь соответственно
рассматривается история и
Г. Гегель высказал немало рациональных философско - методологических и научных идей (необходимость единства философского и частнонаучного изучения природы; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный прогресс).
Социально-философская
Г. Гегель различает гражданское общество, как сферу реализации частных целей и интересов отдельной личности и политическое государство. Гражданское общество и государство, согласно гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество - это «внешнее государство», подлинное же государство - разумно, оно есть основание гражданского общества. Формирование гражданского общества Г. Гегель связывает с развитием буржуазного, строя при этом философ говорит о диалектическом характере взаимосвязи социально - экономической и политической сфер гражданского общества.
4. Материализм Фейербаха
Иным направлением в развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха (1804 - 1872) - крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, не предложен, неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику. Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой. Природа - основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах.
В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:
· единственно существующими реальностями является природа и человек;
· человек является частью природы;
· человек есть единство материального и духовного;
· человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек - центр всей методологии;
· идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
· Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека;
· природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема;
· все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи.
В атеистическо-
· Бога как самостоятельной реальности нет;
· Бог - порождение сознания человека;
· мысль о Боге - сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;
· Бог не является творцом, истинный творец - человек, а Бог - творение человека, его разума;
· религия - глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;
· корни религии - в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.
В теории познания Л. Фейербах
вел острую борьбу против агностицизма
И. Канта, заявляя, что границы познания
постоянно расширяются, что человеческий
разум способен в своем развитии
открыть глубочайшие тайны
Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций трактовки человека, против дуалистического противопоставления в человеке духовного начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако 'природная' сторона в человеке гипертрофировалась, а специальная- недооценивалась. Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление человека верно отражает вне сознания существенную действительность. Основную роль в познании философ отводил чувствам: ясно, как солнце, только чувственное. Мыслить - значит связывать одно показание органов чувств с другими. Все формы познания ( ощущения, представления, понятия, идеи) он рассматривал как образы, копии вещей, их свойств и отношений. Метафизичность антропологического материализма Фейербаха выразилась в том, что он вносил пасивно-созерцательный характер, не учитывал общественно-исторической практики, за что и подвергся критике со стороны Маркса в 'Тезисах о Фейербахе'. К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее кони к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им.
С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как метафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития - противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро - зло (нравственность), приятное - неприятное (ощущения), сладкое - кислое (вкус), мужчина - женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.
Заключение
Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII - XVIII вв.
Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия -- созвездие, которое состоит из ярчайших звезд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких звезд - Эммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений. Пусть разговор о Канте, неспешный, постепенный, основательный, систематический, поможет отвлечься от суеты, бешеных скоростей современной жизни и погрузиться в прекрасный, интеллектуально богатый, хотя и сложный мир кантовских идей. С каждым существенным шагом вдумчивый читатель наверняка обогатит свое понимание вечных для человечества проблем.
Список используемой литературы
1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. - СПб, Наука, 1994.
2. Канке В.А. Философия. - М., 1996.
3. Кант И. Критика чистого разума. // Мир философии. М., 1991.
4. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону, 1995.
5. Магомедов А.А. История
философии. Учебное пособие.
6. Несмелиев Е.Е. основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.
7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1996.
8. Рефераты по истории философии для студентов вузов / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону, 2002.
9. Спиркин А.Т. Философия. М., 2001.
10. Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение. Анатомия мудрости. Симферополь, 1995.
11. Фейербах Л. О «начале философии» // Мир философии. М., 1991.
12. Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение // Мир философии. М., 1999