Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:38, контрольная работа

Краткое описание

Немецкая классическая философия представляет собой крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относят философское учение И. Канта, И. Фихте, Ф. Шелленга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость: младшие учились у старших, современники общались друг с другом, спорили и обменивались идеями.

Содержание

1. Особенности и главные черты немецкой классической философии
2. Гносеологические и этические проблемы в философии Канта
3. Диалектика Гегеля
4. Материализм Фейербаха

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Дугержаа А.Ш. по философии.docx

— 32.45 Кб (Скачать файл)

В «механике» Г. Гегель рассматривает  такие фундаментальные философские  категории, как материя, движение, пространство, время; из частнонаучных понятий - притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и др. Самая фундаментальная положительная идея, предвосхитившая в определенной степени теорию относительности, сформирована самим Гегелем так: лишь в движении пространство и время действительны.

В «физике» речь идет об общих  и частных свойствах материи  и их соединении. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия рассматриваются не хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах.

«Органическая физика» содержит три последовательно восходящих один к другому подраздела: геологическая  природа, растительная природа и  животный организм. Здесь соответственно рассматривается история и жизнь  Земли как планеты, специфика  формообразовательного процесса у  растений и животных, функции организма, соотношение рода и вида.

Г. Гегель высказал немало рациональных философско - методологических и научных идей (необходимость единства философского и частнонаучного изучения природы; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный прогресс).

Социально-философская концепция  Г. Гегеля заслуживает самого пристального внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии истории» Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей  в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных  событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой  истории есть, по Г. Гегелю, прогресс в сознании природы - прогресс, который  мы должны познать в его необходимости.

Г. Гегель различает гражданское  общество, как сферу реализации частных  целей и интересов отдельной  личности и политическое государство. Гражданское общество и государство, согласно гегелевской концепции, соотносятся  как рассудок и разум. Гражданское  общество - это «внешнее государство», подлинное же государство - разумно, оно есть основание гражданского общества. Формирование гражданского общества Г. Гегель связывает с развитием  буржуазного, строя при этом философ  говорит о диалектическом характере  взаимосвязи социально - экономической  и политической сфер гражданского общества.

 

4. Материализм Фейербаха

Иным направлением в развитии немецкой философии явилось учение Л. Фейербаха (1804 - 1872) - крупнейшего материалиста домарксистской эпохи, последнего представителя  немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, не предложен, неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний характер: за отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику. Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрение человека в неразрывном единстве с природой. Природа - основа духа. Она же должна явиться основой и новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам. Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах.

В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы:

· единственно существующими  реальностями является природа и  человек;

· человек является частью природы;

· человек есть единство материального и духовного;

· человек должен стать  главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек - центр всей методологии;

· идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

· Бога как отдельной и  самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека;

· природа (материя) вечна  и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема;

· все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные  проявления материи.

В атеистическо-антропологической  теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения:

· Бога как самостоятельной  реальности нет;

· Бог - порождение сознания человека;

· мысль о Боге - сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;

· Бог не является творцом, истинный творец - человек, а Бог - творение человека, его разума;

· религия - глубоко разработанная  фантастическая идеология и не имеет  общего с реальностью;

· корни религии - в чувстве  бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.

В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Исходный пункт познания - это ощущения, источником которых является материальный мир. Л. Фейербах пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая, что ощущения человека обязательно  сопровождаются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.

Антропологизм Фейербаха  имел большое значение и в борьбе против идеалистических концепций  трактовки человека, против дуалистического  противопоставления в человеке духовного  начала телесному, а также против вульгарного материализма. Однако 'природная' сторона в человеке гипертрофировалась, а специальная- недооценивалась. Критикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление человека верно отражает вне сознания существенную действительность. Основную роль в познании философ отводил чувствам: ясно, как солнце, только чувственное. Мыслить - значит связывать одно показание органов чувств с другими. Все формы познания ( ощущения, представления, понятия, идеи) он рассматривал как образы, копии вещей, их свойств и отношений. Метафизичность антропологического материализма Фейербаха выразилась в том, что он вносил пасивно-созерцательный характер, не учитывал общественно-исторической практики, за что и подвергся критике со стороны Маркса в 'Тезисах о Фейербахе'. К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому и яркому анализу происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее кони к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались нераскрытыми им.

С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается  как метафизический, хотя имеют место  элементы диалектики. Интересные догадки  можно найти у Л. Фейербаха  об источнике развития - противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро - зло (нравственность), приятное - неприятное (ощущения), сладкое - кислое (вкус), мужчина - женщина (человек). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.

 

 Заключение

Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического  мышления, в критическом отношении  к метафизическому методу, который  господствовал в философии XVII - XVIII вв.

Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь  как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия -- созвездие, которое состоит из ярчайших звезд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких звезд - Эммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений. Пусть разговор о Канте, неспешный, постепенный, основательный, систематический, поможет отвлечься от суеты, бешеных скоростей современной жизни и погрузиться в прекрасный, интеллектуально богатый, хотя и сложный мир кантовских идей. С каждым существенным шагом вдумчивый читатель наверняка обогатит свое понимание вечных для человечества проблем.

 

 Список используемой  литературы

1. Гегель Г.В.Ф. Лекции  по истории философии. - СПб, Наука, 1994.

2. Канке В.А. Философия. - М., 1996.

3. Кант И. Критика чистого  разума. // Мир философии. М., 1991.

4. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону, 1995.

5. Магомедов А.А. История  философии. Учебное пособие. Ставрополь, 2000.

6. Несмелиев Е.Е. основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.

7. Радугин А.А. Философия.  Курс лекций. М., 1996.

8. Рефераты по истории  философии для студентов вузов  / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону, 2002.

9. Спиркин А.Т. Философия.  М., 2001.

10. Таранов П.С. 106 философов:  жизнь, судьба, учение. Анатомия мудрости. Симферополь, 1995.

11. Фейербах Л. О «начале  философии» // Мир философии. М., 1991.

12. Фихте И.Г. Первое  введение в наукоучение // Мир философии. М., 1999


Информация о работе Немецкая классическая философия