Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:03, контрольная работа
Платон родился в 427г. до н.э. При рождении он был назван Аристоклом. Платоном назвал его учитель гимнастики впоследствии то ли за широту плеч, то ли за широту лба. “Платон” означает широкий.
Глава1. Жизнь Платона…………………………………………….......................2
1.1 Объективный идеализм Платона…………………………………………….5
1.2Платоновский идеализм………………………………………………………6
1.3Философия Платона……………………………………………………….....10
Глава 2 Неоплатонизм…………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………….2
Глава1.
Жизнь Платона……………………………………………
1.1 Объективный идеализм Платона…………………………………………….5
1.2Платоновский идеализм………………………………………………………6
1.3Философия
Платона………………………………………………………..
Глава
2 Неоплатонизм………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Платон родился в 427г. до н.э. При рождении он был назван Аристоклом. Платоном назвал его учитель гимнастики впоследствии то ли за широту плеч, то ли за широту лба. “Платон” означает широкий. При рождении Платона ходили слухи, что он рожден не от своего отца, а от бога Аполлона. Тем самым ему приписывались особые дарования без тени оскорбления отца. Платон в молодости увлекался поэзией. Сохранились некоторые отрывки из его поэтических произведений.
В
двадцать лет, когда Платон воспринял
влияние Сократа, он бросил поэтическое
сочинительство и решил посвятить
себя философии. С этого времени
он стал одним из восторженных слушателей
и учеников Сократа. После Казни
учителя в 399г. до н.э. Платон с другими
учениками Сократа покинул
Платон вернулся в Афины лишь через десять с лишним лет. К этому времени относится его первая поездка к Дионисию Старшему в Сицилию. Он надеялся повлиять на него посредством приобщения его к философии. Однако, Платон вскоре был разочарован. В Седьмом письме он пишет об этой поездке: “Как только я сюда приехал, мне очень не понравилась здешняя привольная жизнь с италийскими и сиракузскими пирами, где доедаются дважды в день, а бражничают всю ночь, и во всем остальном ведут себя соответственно: от такой жизни мудрецом не станешь и умеренности не научишься. Какой нрав выдержит подобное житье?” (326в.) Более того, Платон попал в немилость и решил уехать из Сицилии на корабле спартанского посла Поллида. Он не знал, что Дионисий тайно приказал послу убить Платона в открытом море или продать его в рабство. Как сообщает Диоген Лаэртский, это распоряжение тирана было сделано не без злорадства. Дионисий притворно заявил, что Платон ведь не понесет никакого ущерба, т.к. будучи человеком справедливым, он и в рабстве будет испытывать счастье. Поллид не решился убить всеми почитаемого философа, но тем не менее, боясь ослушаться Дионисия, продал его в рабство на острове Эгине. Некий Анникерид, житель Эгины, отправлялся на состязание колесниц в Элиду. Когда он перед отъездом случайно повстречал Поллида и узнал в готовом для продажи невольнике известного философа Платона, он сразу же купил его за 30 мин. Он купил его только для того, чтобы немедленно отпустить на свободу. И этим, как говорят, стяжал гораздо большую славу, чем в состязании колесниц. Ведь никто и не узнал бы о нем, если бы он не выкупил Платона.
Второй раз Платон ездил в Сицилию к Дионисию Младшему для претворения в жизнь своего проекта государства. Говорят, что тиран обещал помочь ему в этом деле, но не помог. В третий раз Платон ездил для примирения Дионисия Младшего с Дионом, но и на этот раз безрезультатно.
Жизнь Платона умеренной в пределах Академии. Он не участвовал в политической жизни государства, соблюдая идеологическую осторожность. Судьбы Анаксагора, Протагора, Продика, Сократа свидетельствуют об опасности, которая подстерегала любого ученого, философа и софиста в Афинах, где господствовала государственная идеология, основанная на мифологии и вере в богов. Власти проявляли враждебность ко всем тем, кто вызывал сомнение в существовании богов. Известно, в частности, что во время судебного процесса над Анаксагором поэт Диопейт внес законопроект, считать государственными Уреступниками тех, кто научным образом объясняет небесные явления. Это предложение было принято.
Спустя 33 года после казни Сократа, в 366 г. до н. э. когда военачальник Хабрий был обвинен в сдаче крепости Оропа фиванцам, как свидетельствует Диоген Лаэртский, один только Платон заступился за Хабрия. И когда он вместе с Хабрией шел на акрополь, сикофант Кребил обратился к нему: "Ты заступаешься за другого и не знаешь, что тебя самого вдет Сократова цикута?" Платон ответил: "Я встречался с опасностями, сражаясь за отечество, не отступлю и теперь, отстаивая долг дружбы". Сикофант - доносчик, нанятый государством. Платон постоянно чувствовал эту опасность и соблюдал осторожность также в личной переписке. Например, во Втором письме к Дионисию Младшему -тирану Сицилии Платон пишет: "Ты говоришь, что тобой недостаточно воспринято учение о природе первопричины. Я должен ответить тебе иносказательно, дабы, если эта табличка испытает какие-либо превратности на суше и море, тот, кому она попадет в руки, ее бы не понял".
Даже в личной переписке Платон пользовался не только различными формами иносказания, но и различными условными знаками - словами для различения серьезных писем от несерьезных. В частности, в Седьмом письме он напоминает: "Относительно знака, какие письма я посылаю тебе всерьез, а какие нет, я думаю, ты помнишь, однако прими это особенно к сведению и будь к этому внимателен. Ведь меня заставляют писать тебе многие, которым нелегко напрямик отказать. Итак, в серьезных письмах вначале упоминается бог, боги же в несерьезных"(363в).
После возвращения в Афины Платон купил участок земли в роще бога Академа и в 387г. до н. э. основал школу, названную Академией. На входной двери в школу была надпись: "Не геометр да не войди". Он строго изолировал свою школу от горожан, и по выражению Т. Гомперца, он как бы окружил ее рвом и окопом. Известно только, что внутри школы преподавание велось устно. Из соображений безопасности ничего не записывалось. Отбор учеников производился с осмотрительностью и чуть ли не со всей Греции. Самым любимым учеником долгое время был Аристотель из города Стагиры. Он учился в Академии 17 лет, затем открыл свою школу - Лицей (или Ликей). Говорят, что отношения между Платоном и Аристотелем к концу жизни Платона, стали натянутыми. Платон называл Аристотеля Полом ("Пол" - по-гречески - жеребенок). Известно, что жеребенок, досыта насосавшись молока, лягает свою матку. Платон тем самым намекал на неблагодарность Аристотеля, который стал замечательным ученым и философом благодаря именно ему. Став самостоятельным мыслителем, Аристотель раскритиковал некоторые воззрения Платона. Аристотелю приписывается выражение, ставшее крылатым: "Платон мне дорог, но истина дороже". Говорят, что Аристотель не пришел к умирающему Платону и даже попортил его книги. Поводом к охлаждению взаимоотношений послужило то обстоятельство, что Платон не одобрял его манеры держать себя и одеваться. Аристотель слишком придавал значение одежде и обуви, стриг волосы и любил покрасоваться своими многочисленными кольцами. В его лице было что-то надменное, а многословие, в свою очередь, изобличало суетность нрава. Не приходится говорить, что эти качества, не свойственны истинному философу. Поэтому Платон не допускал к себе Аристотеля, предпочитая ему Ксенократа, Спевзиппа, Амикла и других, кого отличал всяческим образом, в частности, разрешением принимать участие в своих философских беседах.
Академия просуществовала около девяти веков - до 529г., когда византийский император Юстиниан закрыл все нехристианские школы, считая их рассадниками ложной мудрости. Главой школы был Платон, который еще при жизни назначил своим преемником Спевзиппа - сына своей сестры Потоны.
Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира. Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте.
Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.
Однако, сильной стороной философии Платона, его положительным вкладом в историю философии менее всего является его объективный идеализм как мировоззрение. Общее не остается у Платона лишь противостоящим единичному, оно осмысляет всякую единичность и трактует как принцип единичного, как закон проявления этого единичного, как модель его построения.
Сочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление в отношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное, захватывающее описание самого процесса становления концепции, с сомнениями и неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками разрешения поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту, многочисленными повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона какой-либо аспект и систематически изложить его довольно сложно, так как приходится реконструировать мысли Платона из отдельных высказываний, которые настолько динамичны, что в процессе эволюции мысли порой превращаются в свою противоположность.
Платон неоднократно высказывал свое отношение к математике и она всегда оценивалась им очень высоко: без математических знаний «человек с любыми природными свойствами не станет блаженным», в своем идеальном государстве он предполагал «утвердить законом и убедить тех, которые намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в науке счисления». Систематическое широкое использование математического материала имеет место у Платона, начиная с диалога «Менон», где Платон подводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства. Именно вывод этого диалога о том, что познание есть припоминание, стал основополагающим принципом платоновской гносеологии.
Значительно
в большей мере, чем в гносеологии,
влияние математики обнаруживается
в онтологии Платона. Проблема
строения материальной действительности
у Платона получила такую трактовку:
мир вещей, воспринимаемый посредством
чувств, не есть мир истинно существующего;
вещи непрерывно возникают и погибают.
Истинным бытием обладает мир идей,
которые бестелесны, нечувственны и
выступают по отношению к вещам
как их причины и образы, по
которым эти вещи создаются. Далее,
помимо чувственных предметов и
идей он устанавливает математические
истины, которые от чувственных
предметов отличаются тем, что вечны
и неподвижны, а от идей - тем,
что некоторые математические истины
сходна друг с другом, идея же всякий
раз только одна. У Платона в
качестве материи началами являются
большое и малое, а в качестве
сущности - единое, ибо идеи (они
же числа) получаются из большого
и малого через приобщение их
к единству. Чувственно воспринимаемый
мир, согласно Платону, создан Богом. Процесс
построения космоса описан в диалоге
«Тимей». Ознакомившись с этим
описанием, нужно признать, что
Создатель был хорошо знаком с
математикой и на многих этапах творения
существенно использовал
Посредством
математических отношений Платон пытался
охарактеризовать и некоторые явления
общественной жизни, примером чего
может служить трактовка социального
отношения «равенство» в
Согласно
Платону, математические науки (арифметика,
геометрия, астрономия и гармония) дарованы
человеку богами, которые «произвели
число, дали идею времени и
возбудили потребность
Таким
образом, в исторически сложившейся
системе математических знаний Платон
выделяет только умозрительную, дедуктивно
построенную компоненту и закрепляет
за ней право называться математикой.
История математики мистифицируется,
теоретические разделы резко
противопоставляются
Вопрос
о влиянии, оказанном Платоном
на развитие математики, довольно труден.
Длительное время господствовало
убеждение, что вклад Платона
в математику был значителен.
Однако более глубокий анализ привел
к изменению этой оценки. Так, О.Нейгебауэр
пишет: «Его собственный прямой вклад
в математические знания, очевидно,
был равен нулю... Исключительно
элементарный характер примеров математических
рассуждений, приводимых Платоном
и Аристотелем, не подтверждает гипотезы
о том, что Эвдокс или Теэтет
чему-либо научились у Платона...
Его совет астрономам заменить наблюдения
спекуляцией мог бы разрушить
один из наиболее значительных вкладов
греков в точные науки». Такая
аргументация вполне убедительна;
можно также согласиться и
с тем, что идеалистическая философия
Платона в целом сыграла