Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:15, доклад
Последней крупной и по-своему эпохальной философской системой
западной античности является неоплатонизм. Философия неоплатонизма
возникает в III н. э. и развивается вплоть до начала VII в. Неоплатонизм
связан, прежде всего, с именами Плотина, Порфирия, Прокла и Ямвлиха.
есть ведь душа, часть мировой Души. И в человеческой душе есть низшая
вожделеющая и высшая возносящаяся часть. У обыденного низменного человека
эта часть тоже есть, но она загнана угрожающей и агрессивной низшей частью
души. Однако победа разума над вечно алчущей чувственностью возможна.
Низший человек может стать более высоким.
Но есть нечто большее, чем вторая, интеллектуальная ступень в
состоянии человеческой души, а именно жизнь в экстазе. Экстаз означает
«исступление», т.е. состояние, когда душа как бы исступает из тела. На этой
ступени душа уже не только действует независимо от тела, но и пребывает вне
тела. Это состояние слияния души с Единым как богом, состояние присутствия
в душе бога, состояние растворения в боге как Едином. Таким образом, Единое
доступно человеку, но не как реально чувствующему и реально мыслящему
существу, а как существу переживающему. А это не что иное, как мистика,
т.е. внеинтеллектуальное, непосредственное слияние души с богом, высшее
состояние, по мнению мистиков, которое может достичь человек в своей
бренной жизни.
Плотин достигал такого
ученик, Порфирий – один раз. Неоплатоники считали, что там, в этом слиянии
с богом, и есть «истинная жизнь», тогда как жизнь без бога, жизнь «здесь и
теперь»,
есть лишь мимолетный след истинной жизни.
Последователи Плотина.
Плотин завещал своему ученику,
в порядок и издать его сочинения. Порфирий вошел в историю философии как
комментатор Аристотеля и Плотина. Но он гораздо больше, чем Плотин,
интересовался практической философией, которую понимал как учение о
добродетелях, очищающих от различного рода аффектов. Порфирий призывал к
тому, чтобы ум был образцом для всей духовной жизни.
Идеи Плотина и Порфирия были развиты Проклом (ок. 410 – 485), который
считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному
озарению; любовь (эрос), по Проклу, связывается с божественной красотой,
истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет человека с
благостью богов. Историческое значение учения Прокла, по словам А.Ф.
Лосева, не
столько в интерпретации
анализе, непосредственно не связанном ни с какой мифологией и
представляющем огромный материал для изучения истории диалектики. Большое
значение имела разрабатываемая им диалектика Космоса. Философия Прокла
оказала громадное влияние на всю средневековую философию.
Ученик Порфирия, сириец Ямвлих (ок. 280 – ок. 330) анализировал и
систематизировал диалектику древней мифологии. Он обращал преимущественное
внимание на практически-культовую сторону философии, разъясняя сущность и
методы пророчества, чудотворения, ведовства и внутреннего экстатического
восхождения
в сверхъестественный мир.
Наиболее значимым моментом в
философии неоплатонизма
о потусторонности, сверхразумности и даже сверхбытийности первоначала всего
сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому
первоначалу. В лице Плотина античная философия приходит к тому, с чего
начала индийская философия в «Упанишадах» с их непознаваемыми разумом
атманом и брахманом.
Неоплатонизм выходит даже за пределы философии, если под философией
понимать разумное мировоззрение. Неоплатонизм сверхразумен. В нем
наблюдается возврат к мифологии или ремифологизация. Гегель не случайно
использовал неоплатонизм как иллюстрацию своего закона отрицания отрицания:
философия сперва отрицала религию (мифологию), а затем в своих самых зрелых
формах, отрицая саму себя, постигла внутреннее содержание мифологии и
образовала с ней синтез. Итак, по Гегелю, неоплатонизм не столько философия
как антипод мифологии, сколько синтез философии и мифологии.
Философия неоплатонизма является последовательным монистическим
идеализмом и даже сверхидеализмом. В отличие от бога Платона, который
доступен разуму, бог неоплатоников ускользает от мысли. Это уже мистика.
Пафос их учения заключается в сведении многого к единому и в выведении
этого единого за пределы многого. Это схема тоталитаризма. Тоталитаризм
выносит присущее многому единое за пределы многого и затем привносит единое
во многое извне как некую высшую силу.
Согласно учению неоплатонизма,
начало, единое как таковое, сверхбытийное и сверхразумное, постижимое
только в состоянии экстаза и выразимое только средствами апофатической
теологии. Мировая система является строго иерархичной, она строится не
снизу вверх, а сверху вниз.
Неоплатонизм радикально
Платона. Несколько веков послеплатоновской идейной эволюции не прошли
даром. Тем не менее, ретроспективно он позволяет многое понять как в учении
Платона,
так и в философии его лучшего
ученика, Аристотеля.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Часть 1: История
философии. – М.: Юристъ, 1996.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М.: Высшая
школа, 1991.
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики до современности. – М.: ТД
“ГРАНД”,
1998.