Неофрейдизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 17:46, реферат

Краткое описание

Данное течение получило название неофрейдизм ( от греческого neos – новый + фрейдизм ) – актуальная в настоящее время концепция, в рамках которой изучены различные формы межличностных отношений, стрессового поведения и человеческой агрессивности, основывающеяся на психоаналитических принципах исследования человека, его места и роли в структуре общественных институтов.

Содержание

Введение 3
1. Основные идеи неофрейдизма 4
2. Идеи и взгляды основных представителей неофрейдизма 5
2.1. «Бегство от свободы» - Эрих Фромм 5
2.2. К. Хорни : «наши внутренние конфликты» 8
2.3. Гарри Стэк Салливан : «межличностные отношения» 11
Заключение 14
Список литературы: 16
Интернет – ресурсы: 16

Вложенные файлы: 1 файл

Неофрейдизм.docx

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем Хорни не считает, что разрешение внутриличностных конфликтов в принципе невозможно. Поскольку основу конфликтных ситуаций она усматривает в наличии определенных отношений между людьми, то устранение их связывается с переработке человеческих отношений.

Казалось бы, здесь намечается верный путь к устранению отчуждения и самоотчуждения личности. Однако, подобно классическому психоанализу, идеи Хорни вполне укладываются в рамки субъективно-идеалистического мировоззрения, так как не идут дальше изменения сознания отдельного индивида. Культурные и социальные условия существования человека принимаются в расчет лишь постольку, поскольку их рассмотрение позволяет выявить особенность возникновения неврозов. При этом внимание акцентируется не на противоречиях существующего общества, а на конфликтных ситуациях, внутренних драмах, разыгрывающихся в личной жизни отдельного человека, и невротических путях разрешения внутриличностных конфликтов. Сами же конфликты воспринимаются Хорни не как результат положения личности в антагонистическом обществе, а лишь как разрыв связей и отношений личности с другими людьми. Что же касается надежды на изменение человеческих отношений в буржуазной цивилизации путем изменения сознания индивида и его ценностных установок, благодаря чему сам человек каким-то необъяснимым образом сможет избирать истинные решения для ликвидации своих внутриличностных конфликтов, то она выглядит не менее наивно, чем вера мыслителей XVIII века в просветительскую деятельность.

    1. Гарри Стэк Салливан : «межличностные отношения»

 

Гарри Стек Салливан ( 1892-1949 ) утверждал, что человеческую личность можно изучить лишь с помощью научного исследования межличностных отношений. Он считал, что наше личностное развитие происходит только в социуме и без других людей мы были бы лишены личности.

«Личность не может быть изолированной от комплекса межличностных  отношений, в которых человек  существует»6

Межличностная теория Салливана подчеркивает значимость различных этапов развития в жизни человека: младенчества, детства, ювенильной эры, предъюности, ранней юности, поздней юности и зрелости. В основе здорового психического развития человека находится способность устанавливать близкие отношения с другими людьми. Препятствием удовлетворительным межличностным отношениям может служить тревога.

Салливан был одним из первых, кто включил в научный обиход понятие «тревожность». Анализируя жизнь человека, или, что для него почти равнозначно, систему межличностных отношений, он исходил из энергетической доктрины, вводя два, по его словам, «абсолюта», или «идеальных конструкта» - абсолютную эйфорию, крайним отражением чего является глубокий сон младенца, и абсолютное напряжение, его предельная форма — скоротечный ужас. Уровень эйфории и уровень напряжения находятся в реципрокных отношениях. Напряжения могут быть вызваны неудовлетворением потребностей, которое приводит к нарушению биологического баланса, а также утрате межличностной надежности, которая, по мнению Салливана, и порождает тревожность.

Понятие тревожности Салливан считал фундаментальным для своей теории. Описывая возникновение тревожности и сопоставляя этот процесс с появлением чувства нежности, он отмечал, что напряжение младенца, вызванное неудовлетворением его потребностей, индуцируется матери и переживается ею как нежность. Напротив, переживание межличностной ненадежности связано с тем, что имеющееся у младенца напряжение тревоги индуцирует тревогу матери.

Согласно Салливану потребность в избегании или устранении тревожности, по сути, равна потребности в межличностной надежности и безопасности. Это приводит его к заключению, что тревожность следует за человеком везде, где он вступает в контакт с другими людьми, а поскольку человек живет среди других людей, то тревожность сопровождает его повсюду и постоянно. Она является основным источником психической энергии, на ней во многом базируется личностная динамика.

При этом Салливан отмечал, что если у ребенка с самого начала будет создано чувство межличностной надежности, то оно не даст развиться тревожности, и что дети существенно отличаются друг от друга по степени тревожности.

Салливэн понимает, что межличностные отношения не всегда зримо присутствуют в жизни человека. Они могут носить воображаемый, а подчас и иллюзорный характер, когда, например, личность имеет дело не с реальными людьми, а с литературными героями или мифологическими образами. Но в той или иной форме межличностные отношения всегда присутствуют в жизнедеятельности человека, независимо от того, осознает он это или нет. Таким образом, можно сказать, что все психические процессы являются по своему характеру межличностными. И Салливэн приходит к выводу, что для познания природы и внутренней жизни индивида, специфики человеческого существования необходимо исследовать межличностные ситуации, в которых человек проявляет свои чувства и эмоции, обнаруживает направленность своей деятельности.7

Выдвинутая им «межличностная теория психиатрии» по плану должна была заполнить брешь между психобиологией, культурной антропологией и социальной психологией. Основанная на стыке данных дисциплин, она была призвана изучать не индивидуальный человеческий организм или социальный престиж конкретной личности, а межличностные ситуации, в которых индивиды выявляют психически нормальное или болезненное развитие, связав таким образом в единое целое факты внутрипсихического развития человека и социальные детерминанты, обусловливающие его жизнедеятельность. Поэтому можно сказать, что «межличностная теория психиатрии» представляет собою «учение о межличностных отношениях»8.

 

 

 

 

Заключение

 

Психоаналитические теории неофрейдистов продолжают оказывать значительное влияние на мировую литерату, философию, кинематографию, искусство. Заметно влияние учения Юнга об архитипах - характерных национально-культурных символах, используемых для психоаналитической интерпритации произведённий изобразительных исскуств.

И далеко не случайно, что  в последние годы на Западе возрождение  психоанализа как критической концепции соотносится не столько с неофрейдистскими его вариантами, сколько с различными философскими направлениями, представители которых пытаются сочетать психоаналитический метод исследования личности с экзистенциалистским, феноменологическим, персоналистским, структуралистским анализом бытия человека в мире. Особенно отчетливо эта тенденция проявляется сегодня в структуралистском движении во Франции. Присущно и то, что распространение психоаналитических идей на Западе в 70-х годах самым тесным образом связано с новыми социально-критическими веяниями в буржуазной философской мысли. Будущее покажет, как и в каком направлении произойдет дальнейшая эволюция психоаналитических теорий и психоаналитической тенденции в целом. Пока ясно лишь одно: современный психоанализ переживает кризис, неизбежный, все более углубляющийся, в то время как надежда на разрешение его - бесперспективна, утопична. Эта надежда необходима лишь тем, кто не имеет никакой другой надежды на «оздоровление» человеческих отношений, кто не понимает, что методами психоанализа невозможно избавиться от «болезней», носящих сугубо социальный характер, то есть тем кpитикам буржуазной цивилизации, которые не в состоянии оборвать мировоззренческих цепей, навсегда приковавших их к этой цивилизации.

В данной работе я проанализировал основные идеи и задачи неофрейдизма, а также взгляды основных его представителей Фромма, Хорни и Салливана.

Коцепция будущего общества, предлагаемая неофрейдистами, направлена не на создание нового социального строя, а на образование небольших общин со своей культурой, языком и моралью в рамках прежнего склада.

Также хотелось бы отметить, что о бесперспективности фрейдизма как философского мировоззрения свидетельствует также тот, факт, что, какие бы варианты психоаналитических теорий ни предлагались, ни одному из них не удается преодолеть внутренних противоречий, присущих психоанализу во всех его вариациях и модификациях. Ведь для того, чтобы человек мог свободно развить свои жизненные силы и задатки, достичь, говоря неофрейдистским языком, высшей цели своего существования и обрести утраченную «Самость», необходимо создать такие социальные условия, которые соответствовали бы «истинной человеческой природе», то есть осуществить революционное преобразование буржуазной социальной системы в социалистическую.

Неофрейдистам удалось не только уяснить те действительные противоречия, имеющие место между личностью и обществом, но и экспрессивно изложить «социальные болезни» существующей современной системы: удушающую атмосферу подавления личности в условиях  цивилизации, ошибочность «истинных» побудительных мотивов деятельности человека.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что неофрейдисты развили новое направление в жизни современного общества, которое несмотря на то, что включает множество разнообразных взглядов и идей, вводящих свой собственный, неотъемлемый, уникальный и исключительно важный вклад в философию и психологию, думаю, будет развиваться и дальше, оставаясь актуальным и привлекая всё большие массы нынешнего социума.

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Ярошевский М. История психологии от античности до середины XX в.
  2. Чепелев Н.В. Неофрейдизм ( К.Хорни )
  3. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма.
  4. Философия XX века. Учебное пособие. М., ЦИНО общество «Знание» России, 1997 ( II раздел. Философские школы 2.6. Психоанализ, неофрейдизм. Франфуртская школа )
  5. Э.Фромм. Бегство от свободы

Интернет – ресурсы:

 

  1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Jaroschev/12.php
  2. http://psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=659
  3. http://azps.ru/sch/frd/frd4.html
  4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/221/%D0%9D%D0%95%D0%9E%D0%A4%D0%A0%D0%95%D0%99%D0%94%D0%98%D0%97%D0%9C
  5. http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s07/a000759.shtml
  6. http://refernax.ru/15/dok.php?id=00116#
  7. http://bugabooks.com/book/267-teoriya-kultury/35-84-ideya-kultury-v-neofrejdizme.html#contents
  8. http://www.grandars.ru/college/filosofiya/freydizm.html
  9. http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/22770/22887/
  10. http://murzim.ru/nauka/psihologija/teorii-lichnosti-i-lichnostnyj-rost/23799-garri-stek-sallivan-i-mezhlichnostnaya-teoriya-psihiatrii.html
  11. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200400803
  12. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC
  13. http://www.anypsy.ru/content/neofreidizm-erikh-fromm-dvizhushchie-sily-razvitiya-lichnosti

 

 

1 См. Список литературы

2 Эрих Фромм. Бегство от свободы. N.Y.. 1970, стр. 280.

3 Эрих Фромм. Человек для самого себя. Расследования в отношении психологии этики.N.Y,, 1967, ч. VII.

4 Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. Стр 188-189

5 К.Хорни. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. N.Y., 1966, стр. 23.

6 Sulivan, 1953, p.10

7 В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. стр 206

8 Ibid., p. 21.

 


Информация о работе Неофрейдизм