Общая оценка философии XX века. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:06, контрольная работа

Краткое описание

Одни из них представляют сциентистский вариант развития философской мысли, как, например, позитивизм, другие - антисциентистский (экзистенциализм). Многообразные направления зарубежной философии ХХ века являются важной составляющей духовной жизни человечества. В них представлены самые разнообразные подходы к изучению проблем бытия, природы, общества, культуры, человека, познания и т.д. Вместе с тем, в них мы видим дальнейший поиск решения многообразных философских проблем, целый ряд которых получил существенное развитие в философии ХХ века.
Тенденция к универсальному эволюционизму в ХХ веке привела к смене научной картины мира, переоценке ценностей и взглядов, росту нелинейной динамики и синергетики как основы новой постнеклассической научной рациональности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая оценка философии XX века. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии……………………………………………...4
2. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм……………………………….8
3. Религиозная философия в XX веке…………………………………………..13
4. Философия экзистенциализма………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Современная западная философия, переделанная.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая оценка философии XX века. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии……………………………………………...4

2. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм……………………………….8

3. Религиозная философия в XX веке…………………………………………..13

4. Философия экзистенциализма………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованной литературы……………………………….…………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Современная западная философия отражает противоречивую динамику философского сознания на протяжении последней трети XIX – XX в.

 Современная западная философия приставляет собой один из важнейших и своеобразных периодов истории философии, который характеризуется появлением большого количества разнообразных направлений неклассической философии. Комплексная оценка современной западной философии исходит из факта признания того, что в ней сегодня сочетаются многообразные концепции и подходы.

    Одни из них представляют сциентистский вариант развития философской мысли, как, например, позитивизм, другие - антисциентистский (экзистенциализм). Многообразные направления зарубежной философии ХХ века являются важной составляющей духовной жизни человечества. В них представлены самые разнообразные подходы к изучению проблем бытия, природы, общества, культуры, человека, познания и т.д. Вместе с тем, в них мы видим дальнейший поиск решения многообразных философских проблем, целый ряд которых получил существенное развитие в философии ХХ века.

    Тенденция к универсальному эволюционизму в ХХ веке привела к смене научной картины мира, переоценке ценностей и взглядов, росту нелинейной динамики и синергетики как основы новой постнеклассической научной рациональности.

1. Общая оценка философии XX века. Критический пересмотр принципов и  традиций классической философии

С наступлением новой, современной эпохи формируется и новая, современная духовная культура, а вместе с ней и современная философия, противостоящая прежней, традиционной философии. Причем философия в этом отношении не представляет собой какого-то исключения. Переломный момент везде: в науке и искусстве.

Новые веяния - в рамках современной духовной культуры - вынуждены, естественно, сосуществовать вместе со старыми и противостоять им, тоже приспособляющимся к изменившимся, «современным» условиям. Поэтому современная духовная культура представляет собой некое единство двух течений: модифицированного старого и народившегося нового, иначе говоря, единство классического и неклассического.

Во второй половине XIX века постепенно подготавливается, а на рубеже XX столетия начинает осуществляться переход к новой, неклассической науке. И вовсе не случайно, что примерно в то же время и в философии происходит отход от классики и даже назревает бунт против нее. Это выражается в смене принципов, образцов, или парадигм, философствования. Наиболее наглядным примером такой смены является отношение к разуму, который выступает сердцевиной философии Нового времени, а в данный период подвергается пересмотру и отрицанию. Все это наводит на мысль о внутреннем родстве и общей социально-исторической обусловленности широкого духовного процесса переоценки ценностей, который продолжается и находит новые импульсы и в наши дни.

К классическому типу философии можно отнести такие течения, как неокантианство, феноменология, неопозитивизм, структурализм, аналитическая философия, неотомизм, марксизм; к неклассическому – философия жизни в различных ее проявлениях, экзистенциализм, персонализм, философский мистицизм, постмодернизм.

Приверженцы классического течения полагали, что разум – это основной и наиболее совершенный инструмент преобразования в жизни человека. Решающими силами, которые позволяют надеяться на решение насущных проблем человечества, провозглашались знание как таковое и рациональное познание. В XX в. из-за ряда социокультурных изменений, таких как прогресс в научном познании и технические достижения, классовое противостояние стало не таким ожесточенным, каким было в 19 веке. Западноевропейская философия 20 века пережила всплеск теоретического естествознания, который привел к тому, что материалистические и идеалистические системы обнаружили свою несостоятельность в вопросах объяснения произошедших в науке и обществе изменений. В философских школах 20 века противостояние идеалистической и материалистической теорий уже не занимало прежнего главенствующего места, уступая дорогу новым течениям. Философия 20 века определялась, прежде всего, тем, что классические построения уже не удовлетворяли многих представителей философских течений ввиду того, что в них было утеряно понятие человека как такового. Многообразие и специфичность субъективных проявлений человека, как считали некоторые мыслители того времени, не могут «схватываться» методами науки. В противоположность рационализму философы начали ставить неклассическую философию, где первичной реальностью представлялась жизнь и существование человека. Западная философия 20 века подвергала сомнению стремление классической философии представить общество объективным, которое аналогично природным объектам. 20 век прошел под знаменами некого «антропологического бума», произошедшего в философии. Характерный для философии того времени образ так называемой социальной реальности был напрямую связан с таким понятием как «интерсубъективность». Как полагали философы того времени, это направление было призвано преодолеть то деление на субъект и объект, которое было так характерно для социальной классической философии. Интерсубъективное направление в философии было основано на представлении о реальности особого рода, которая складывается при взаимоотношениях людей. Методы, которые разрабатывала и применяла философия 20 века, являются более сложными и даже в некоторой степени утонченными, по сравнению с классической философией 19 века. В частности это проявилось в повышении роли философской работы над формой и структурой человеческой культуры (знаково-символическими образованиями, смыслами, текстами). Философия 20 века характеризуется также своей многопредметностью. Это выражается в многообразии ее направлений и школ. Все новые сферы, которые ранее оставались неизвестными, в 20 веке включились в орбиту философского и научного осмысления.

Отличительными чертами философии ХХ века наиболее важными являются следующие: идеальный мир, создаваемый философией ХХ века, является результатом деятельности различных народов, принадлежащих к разным культурам. Это придает ему разнохарактерность, многосторонность.

Таким образом духовная культура и философия XX в. характеризуется мозаичностью, наличием самых различных философских течений и школ. С началом новой эпохи изменилась тональность и общее настроение философских произведений, они утратили тот уверенный оптимизм, который свойственен классической философии. Философия 20 века практически вплотную подошла к созданию абсолютно новой парадигмы мировосприятия, мироразмерности и мирооценки, человека, что напрямую связано со все увеличивающимися потребностями в кардинально новом типе рациональности.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм

     Одним из ведущих  направлений философии XX века является  философия науки - совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и, как правило, единственным предметом анализа выступает научное знание.

     Позитивизм (от лат. Positivus – положительный) – философское направление, оформившееся в 30-х годах 19 столетия и существующая до наших дней. Термин «позитивизм» введен основателем этого направления, французским философом О. Контом. Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии:

          - первая, начальная связана с именами О. Конта, Г. Спенсера и др.;

          - вторая, эмпириокритицизм, или махизм, (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) – конец 19 нач. 20 века;

          - третья стадия – неопозитивизм, или логический позитивизм.

     Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.

     В качестве знания воспринимали только такие его формы, которые давали возможность использовать их в прямом практическом взаимодействии людей с реальной действительностью. Именно этим и было обусловлено стремление позитивистов придать научным знаниям вид «непосредственно данного», «практически полезного».

     Основные идеи первой формы позитизизма:

    1. Отказ от поиска сущности вещей и установка на описание явлений (феноменализм).

     2. Из принципа индуктивизма вытекает сознательно принимаемый запрет на поиск абсолютов.

     3. Идеализм в понимании природы и общества, сведение сложных процессов развития к простому сочетанию интеграции и дифференциации

     4. Отрицательно отношение к социальным революциям, и ориентация на методы социальной инженерии.

Идеологическое кредо первой формы позитивизма – прогресс и порядок.

     Неопозитивизм, или логический позитивизм. Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой с материализмом и идеализмом. Теоретическим источником его послужило реальное развитие физики, логики, математики, языкознания. Наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в рамках условно принятой системы языка. В таком случае задачи науки ограничивается описание ее языка. Исходными предпосылками всякого познания логический позитивизм считал события и факты, т.е. «чувственные данные», находящиеся в сфере сознания субъекта. Одной из особенностей данного течения является то, что он принципиально отождествил объект с теорией объектов. Это сразу же снимало вопрос о существовании объективного мира как предмета философского познания и приводило к замыканию философии лишь на познавательной проблематики логики и логического языка. Другой принципиальной особенностью было отождествление (а точнее, замена) понятия «объективный факт» и «научный факт».

     Язык науки в логическом позитивизме строится так: из первичных атомарных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания.При этом предложения науки могут быть либо истинными, либо ложными или бессмысленными. Бессмысленные предложения не являются предложениями в собственном смысле, но лишь напоминают их (Карнап). Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. Философия, по неопозитивизму, есть не теория, а деятельность. Впоследствии неопозитивистами была выдвинута гипотетико-дедуктивная модель научного знания, по которой: научные обобщения - по сути гипотезы, их выдвижение - психологический процесс, процесс выбора, принятия теории происходит чисто логически путем сравнения с фактами.

     Философское знание было существенно реабилитировано уже в работах постпозитивистов (после неопозитивистов), являющихся, как и неопозитивисты, сторонниками научного построения знания. Часть философов сохранили свою приверженность неопозитивизму по настоящее время. Тем не менее начиная с середины XX века все большее число философских экспертов стали отдавать предпочтение постпозитивизму. Виднейшие из постпозитивистов: англичане Поппер и Лакатос (приехал в Англию из Венгрии), американцы Фейерабенд и Кун.

     Постпозитивисты согласны со своими предшественниками неопозитивистами прежде всего в стремлении четко уяснить себе и другим содержание научного знания. Вместе с тем постпозитивисты достаточно резко отличаются от неопозитивистов.

     Неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек - существо ошибающееся. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания.

     Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт («все ясно, дальше идти некуда»). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем посредством коренных преобразований, научных революций.

    Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-другому: между наукой и философией нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

     Отличия постпозитивизма от неопозитивизма:

    1) постпозитивисты проводят анализ истории науки (логическая реконструкция истории науки), возникает стремление найти универсум - основу человеческого разума через историю науки;

    2) в рамках постпозитивизма ставится вопрос - каковы главные факторы развития науки: внешние или внутренние?

     3) постпозитивистами проводится анализ динамики, а не статики науки. Если неопозитивисты ставили вопрос о том, как провести грань между философией и наукой, то постпозитивистов интересует вопрос реального движения науки, какие факторы влияют на науку.

     Многообразие концепций философии науки, разработанных в рамках постпозитивизма, вызвало много новых проблем. Результатом этого стало осознание безнадежности создания общепризнанной теории, описывающей строение и развитие науки. Данное обстоятельство повлияло на завершение очередного этапа в философии позитивизма - постпозитивизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Религиозная философия в XX веке

В западном мире наибольшим влиянием отличается неотомизм и персонализм.

Теоретическим фундаментом неотомизма служит учение Фомы Аквинского. Основные представители неотомизма – Ж. Маритен, Э. Жильсон, Д. Мерсье, Й. Бохеньский, Г. Веттер и др.

Оживление неотомизма связано:

1) с социальными потрясениями  общества, чему церковь противопоставила  духовные средства;

2) стремлением церкви приспособиться к революции в естественных науках на основе утверждения принципа гармонии веры и разума.

Информация о работе Общая оценка философии XX века. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии