Общая проблематика: философия профессионального спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:34, реферат

Краткое описание

Спорт и философия. Кажется, какая взаимосвязь может быть между физической деятельностью человека, направленной на развитие, чаще всего, возможностей человеческого организма и умственной деятельностью человека, направленной на познание окружающего мира, бытия, общества и мышления?
Чтобы найти ответ на этот вопрос нужно четко дать определение понятию профессиональный спорт, и обратиться к истории возникновения спорта.
Профессиональный спорт(спорт высших достижений)- это прежде всего олимпийские виды состязаний, для участия в которых люди тратят всю свою жизнь на оттачивание своего мастерства и повышение результата.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии. А.К..docx

— 34.37 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Новосибирский государственный  технический университет

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Философия» 
по теме «Общая проблематика: философия профессионального спорта»

 

     

 

 

 

Выполнил: Кузнецов А.С.

Группа: МП-101

Преподаватель: Бажутина Н.С.

 

 

 

 

 

 

                                         Новосибирск 2012     

   

                  Философия профессионального спорта

 Спорт и философия. Кажется, какая взаимосвязь может быть между физической деятельностью человека, направленной на развитие, чаще всего, возможностей человеческого организма и умственной деятельностью человека, направленной на познание окружающего мира, бытия, общества и мышления? 
  Чтобы найти ответ на этот вопрос нужно четко дать определение понятию профессиональный спорт, и обратиться к истории возникновения спорта.  
  Профессиональный спорт(спорт высших достижений)- это прежде всего олимпийские виды состязаний, для участия в которых люди тратят всю свою жизнь на оттачивание своего мастерства и повышение результата. Основателем современных олимпийских игр является Пьер де Кубертейн, с 1896 года. Современная олимпиада преследует такие важнейшие цели для всего человечества, как:  
   -пропаганда здорового образа жизни 
   -сглаживание конфликтов во внешней политики государств 
   -стабилизация мира во всем мире

   -подаяние примера  целеустремленности и веры в  себя для отчаявшихся людей

  Человек, занимающийся  профессиональным спортом, имеет  четко устоявшуюся жизненную  позицию, правильно расставляет  жизненные приоритеты, стремится  к достижению поставленных целей.  Спортсмен- это высокоморальный, воспитанный и дисциплинированный человек, с закаленным характером.

 

 

 

 

 

 

 

 
                           Мировоззрение спортсмена

  Чтобы перейти поближе  к теме реферата, нужно рассказать о спортивном мировоззрении. (Автор заранее извиняется за отклонение от стиля написания реферата к более художественному, или даже разговорному стилю.)

   О мировоззрении  спортсмена никто не расскажет  лучше, чем сам спортсмен. Так  как я являюсь перворазрядником по биатлону, то мне и придется рассуждать на тему мировоззрения спортсмена и приводить факты.

  Считаю нужным начать  с того, что мы (спортсмены)- люди  очень суеверные и чувствительные, также для нас огромную роль  играет природная энергетика.

  В биатлоне считают  так: выигрывает тот, у кого крепче нервы, и кто умеет собирать энергию (настраиваться на гонку). Человек может потерять весь свой заряд энергии, который мы называем «приходом» за предстартовый час, да что там час, достаточно минуты, для того чтобы потерять этот заряд- «сгореть». Так как есть люди, которые теряют энергию, то есть люди, которые её находят, таких людей мы называем «энергетическими вампирами», как правило, с ними стараются не общаться в день старта. Некоторые стараются собрать энергию, соблюдая все свои придуманные ритуалы. Кто-то даже обращается к религии.  
  Спортсмен находится в постоянном поиске, ищет себя, свое место в мире, и разбирается в своем взаимоотношении с природой, пытаясь достичь гармонии, идеала. Он не отделяет себя от природы, а наоборот считает себя её частью, и на пути к достижению идеального мастерства старается задействовать всё своё родство с живой природой, использовать все ресурсы и возможности организма. Например, лыжники стараются проводить тренировочные сборы, подводящие к основному старту, в условиях среднегорья. Основной причиной выбора местом для тренировок среднегорья является кислородное голодание, которое помогает поднять анаэробный порог атлета, т.е., спустившись с гор он сможет потреблять меньшее количество кислорода, необходимое для обеспечения работоспособности мыщц при повторяющейся нагрузке.  
   Многие люди, далекие от спорта, считают, что спортсменам думать не надо, их дело- тренироваться, и способность мыслить им, в принципе, и ни к чему. Эти люди очень сильно заблуждаются. Спорт, особенно циклические виды, является бескрайним полем, для научных исследований.  На основе циклических видов спорта нашли свое применение и окончательно вжились в спорт такие разделы науки, как: биокинематика, биодинамика, биохимия, органическая и неорганическая химия, баллистика.  
  И самым важным моментом в этом разделе, я считаю умение спортсмена дружить, дорожить дружбой, умением жертвовать собой ради друга. Самое важное чему учит спорт- дорожить людьми. В лыжном спорте и биатлоне дружба зарождается в раннем юношестве, и эта дружба считается самой крепкой, т.к. возникновение и становление её происходит, под влиянием сложных физических нагрузок и усталостей. Главным принципом лыжного спорта является принцип Fair Play- принцип честной борьбы и взаимопомощи. Этот принцип прививается спортсменам с детства. Для лыжников нет понятия свой или чужой, если кто-то попал в беду, то ему обязательно нужно помочь, если есть такая возможность. 
   Познание мира через призму спорта, по-моему мнению, является довольно неплохим способом. Ибо человек, наученный спортом и в остальных аспектах жизни придерживается все тех же спортивных правил и взглядов. 
 

 
                        Диалектический метод

 Так как задачей  реферата является описание проблемы диалектическим методом, то стоит сказать несколько слов о таком методе познания, как диалектическая логика, предложенным Гегелем.  
  Диалектическая логика – это наука о законах и формах движения и развития теоретического мышления. Гегель утверждал, что «Дух и природа имеют всеобщие законы, согласно которым протекает их жизнь и совершаются их изменения». Всеобщность законов диалектики, т. е. отражение в этих законах и развития бытия (материи), и развития мышления, определяет различение объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика (диалектика бытия) – это диалектика «вещей», противоречивое движение (развитие) материального мира, природы, бытия. Субъективная диалектика (диалектика мышления) – это диалектика понятий, противоречивое движение (развитие) мышления, познания.      

 

 

 

 
  Существуют три закона диалектической логики:

1). Закон количественно-качественных переходов.

  Этот закон отвечает на вопрос «Как происходит развитие?» Закон количественно-качественных переходов называют также «законом перехода количественных изменений в качественные», так что само название содержит указание на внутреннее содержание процесса развития.

Развитие как процесс  направленного качественного изменения  системы описывается категориями  «количество», «качество», «мера», «скачок».

Закон количественно-качественных переходов выражает такую взаимосвязь характеристик целостной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.

 
2). Закон противоречия (в традиции диалектического материализма этот закон называют «законом единства и борьбы противоположностей»), следовательно, отвечает на вопрос «Почему происходит развитие?», указывая на самодвижение противоречия как источник развития.

  Его можно сформулировать так: развитие объективной реальности и ее познание осуществляются раздвоением исходного единства на противоположности, которые образуют противоречивое целое и, взаимодействуя друг с другом, порождают импульс к изменению и развитию этого целого.

 

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в  том, что все сущее состоит  из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся  в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и  холодное, черное и белое, зима и  лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных  начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что  предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время  в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между  едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению.

 

 

3). Закон отрицания отрицания.

  В процессе прогрессивного развития первый этап является результатом отрицания, а второй этап –результатом двойного отрицания, так что развитие воспроизводит на более высоком этапе черты, характеристики, структуры исходного этапа, а новое качество выступает как синтез «старого» и «нового».

  Закон отрицания отрицания – наиболее сложный и многоаспектный закон, поскольку описывает структуру развития как поэтапного единого процесса. Развитие предмета – это всегда отрицание своих прежних форм существования. Одновременно отрицание «прежних форм существования» приводит к становлению такого другого, которое сохраняет генетическую связь с тем, что отрицается.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

  1. Развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие.
  2. Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
  3. Развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что  из трех точек зрения наиболее близкой  к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

 

 

Описание современного спорта диалектическим методом

 
1). Закон количественно-качественных  переходов. 
Обратимся к истории, а именно к древнегреческим олимпийским состязаниям. В те времена наиболее популярным состязанием являлось олимпийское многоборье, которое включало в себя такие виды, как: бег, метание копья, метание диска, борьба, прыжки в длину. Современное многоборье также существует и по сей день, но уже в немного измененном виде, но особой популярностью оно уже не пользуется. Тот факт, что многоборье в современности оттесняется другими видами на задний план, как раз и можно объяснить переходом количественных изменений в качественные. Современные спортсмены уже понимают, что нереально выступать на высоком уровне сразу в нескольких видах, поэтому сейчас существует такая тенденция в спорте: « Лучше я буду заниматься одним видом, который мне по силам, чем пытаться победить во всем». И атлеты выбирают себе более узкую специализацию, например только бег на 100м, или 3000м, или только прыжок. Эта тенденция родилась, благодаря, в большей части, развитию науки. Современная наука способна выявлять врожденные качества и предрасположенности человека к какому-то виду состязаний, посредством изучения строения мышечных волокон, исследования объема легких, закисляемости и засоляемости организма. Такая же тенденция присутствует и в лыжном спорте. Например, еще в середине прошлого века все лыжники бегали различные дистанции от 3 км до 50 км. В начале 21-го века появилась тенденция разделения лыжников на спринтеров, которые способны бегать короткие дистанции несколько раз подряд и восстанавливаться, и дистанционщиков сердечный ритм которых позволяет им бегать дистанции от 20 до 50 км, а на коротких гонках им приходится труднее. Таким образом результаты лыжников с каждым годом все улучшаются и улучшаются, за счет того, что больше не нужно готовиться к большому количеству стартов, а можно целенаправленно тренироваться и развивать свое самое сильное необходимое качество.

 

 

2). Закон противоречия.

В единстве и в борьбе противоположных начал находится  использование спортсменами запрещенных  средств и антидопинговая борьба ВАДА. Именно в этой борьбе и заключен внутренний источник движения и развития данного процесса.

Эта борьба или соревнование, приносящее выгоду обеим сторонам (где  каждая из них «догоняет» другую), постепенно переходит на более высокую качественную ступень развития.

По этой причине ответ на вопрос: « Почему это происходит и никакие, даже самые жесткие меры со стороны ВАДА, включая отлучение атлета от спорта, не становятся эффективной преградой на пути допинга?» может быть таким. Поскольку современная фармакология всегда находится хотя бы на полшага впереди возможностей антидопинговых лабораторий ВАДА, то изготовление новых форм допинга давно уже стало весьма прибыльным и доходным бизнесом. В свою очередь спортсменам тоже выгодно принимать запрещенные препараты. Да, это нечестно, это противоречит светлым идеалам Пьера де Кубертена, наконец, это просто противозаконно, преступно и наказуемо. Но употребление допинга продолжается и реально происходит потому, что на карту поставлен очень солидный моральный и материальный куш. Искушение частенько побеждает здравый смысл и угрозу последствий.

 

 

3). Закон отрицания  отрицания. 
Насколько я сам понял закон отрицания отрицания, я решил привести в пример совершенствование в спорте технических приспособлений, и техники исполнения упражнений. Поскольку мне ближе всего биатлон, то опять же речь пойдет о нём. 
  Когда впервые о биатлоне стали говорить, как о серьезном спорте, атлеты передвигались классическим стилем на лыжах, и использовали боевые винтовки, в частности Советские биатлонисты использовали легендарную трехлинейную винтовку Мосина, которая имела очень крупный калибр, для спортивного оружия. В процессе развития биатлона на смену армейской винтовке пришла облегченная, специализированная винтовка Биатлон-59, и немецкий ответ Anschutz-54, но все же эти винтовки, были экономически невыгодными, так как имели мощный заряд, к тому же у обеих винтовок были не очень удобные затворы. Сейчас биатлонисты применяют мелкокалиберные спортивные винтовки, которые более удобны во всех отношениях, но все же производители этих винтовок вернулись к затвору, по принципу похожему на затвор той самой первой винтовки Мосина, ибо такой принцип устройства затвора оказался самым быстрым для перезарядки. Так для совершенствования результатов и приближения к идеалу всё течет и все меняется, но скорее не по прямой восходящей или нисходящей линии, а по спирали, т.е. развитие витками повторяет уже пройденные этапы, но уже в усовершенствованном виде.

Информация о работе Общая проблематика: философия профессионального спорта