Общая характеристика античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Античная философия представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Античная философия есть нечто единое, неповторимо оригинальное.
Она развивалась, не изолировано – она черпала мудрость Древнего Востока, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2
1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности………3
2. Развитие диалектических идей в античной философии…………………………13
3. Сравнительная характеристика философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций). В чем состоят их различия и сходство? ………………19
Заключение ………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы…………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии на тему №5 «Общая характеристика.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Для философских школ, возникших и развившихся в  период эллинизма, характерно признание  за рабами их человеческого достоинства  и даже возможности наличия у  них высших моральных качеств и мудрости.

Рассмотрев философию  Древнего Востока и Древней Греции можно сделать следующие выводы:

их сходство, во-первых, состоит в том, что философии  сохранили религиозно-мифические представления  об окружающем мире и человеке;

во-вторых, обе  философии становились в рабовладельческом периоде,  который сопровождался экономическим прогрессом, первым появлением и развитием государств;

в-третьих, и  восточная философия и древнегреческая  имеют схожие представления о  первоначале, коим является Бог. При  этом важно отметить, что и в восточной философии (преимущественно конфуцианство) и в древнегреческой (Сократ, Платон) человек должен стремиться к истинности (мудрости), к добродетели, ибо добро – есть главная цель, поскольку  сам Бог – есть добро;

в-четвертых, тождественна их мифологическая картина мироздания, которая одушевляла человека, очеловечивая его;

наконец, философии  имеют некоторые материалистические представления о миро-устройстве, а именно: всё возникает и возвращается в вечно движущуюся первичную материю.

Однако, помимо сходств, существуют различия данных философских  систем. Рассмотрим три основных.

Первое различие, являющееся первостепенным, состоит  в объяснении происхождения и  развития мира. Так, древневосточная  философия является религиозно-мифологической: весь мир уподоблялся человеку, а человек – миру и Богу. Что же касается философии Древней Греции, то здесь возникают материалистические и идеалистические идеи миропонимания. В поздней античности возникает метафизика (Аристотель).

Во-вторых, в  рассматриваемых философиях по-разному трактуется роль человека. В философии Древнего Востока человек, уподобляясь божественному, приходит в мир для совершения красоты, для добродетели, для внутреннего познания (индивидуалистическая модель) и совершенствования. Древнегреческая же философия рассматривает человека, напротив, как мыслителя, искателя мировой истины, как философа, ищущего ответ на вечные и вновь возникающие вопросы. Человек рассматривается здесь с научной точки зрения, а его роль в обществе представляет некую социальную субординацию, описанную Платоном в трактате «Государство», а затем Аристотелем.

В-третьих, обе  системы имеют различные диалектические идеи, а также взгляды на бытие, небытие, проблемы материи и ее форм. Точнее сказать, восточная античная философия занимается данным вопросом с позиции религии. Философы же Древней Греции, разделившись на материалистов и идеалистов, рассматривают бытие с научной точки зрения, поскольку в это время появляется метафизика, диалектика.

 

 

Заключение.

Античная философия оказала огромное влияние на философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

В данной работе мы кратко рассмотрели общую характеристику античной философии. В заключении следует  сказать, что античная философия, в  которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, - это не «музей античности», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Античная философия явилась настоящей общественной силой древнего мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры и каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Она вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1998, с.40-42.

2. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М.: ЦЕНТР, 1996, с.12-25.

3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. Т.I. - М.: "Высшая школа", 1963; "АСТ", 2000.

4. Лосев А.Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба // Платон и его эпоха. - М., 1979. с.11-12, 36-37.

5. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: «Искусство», 1985, с.217, 341.

6. Платон. Сочинения. Т.3., Ч.1. - М., 1971, с.422-424.

7. Платон Сочинения. В 3 т. Т.3, Ч.2. - М, 1972, с.384-392.

8. Платон. Сочинения. Т.2. – М., 1970, с.269.

9. Платон Диалоги. - М., 1986, с.437

10. Платон Теэтэт. – М.: Просвещение, 1969.

11. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1969.

12. История философии. - М., 1941, с.158.

13. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1981.

14. Всемирная энциклопедия: Философия / Главный ред. и сост. А.А. Грицанов. – Минск, Харвест, 2001.

15. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М.: Проспект, 2001.

16. Поппер К.Р. Что такое диалектика // Вопросы философии №1, 1995, с.118-138.

17. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. V, II, IV. -М.: Просвещение, 1965, с.6-8.

18. История восточной философии / Под ред. М.Т.Степанянц. - М.: ИФРАН, 1998.

19. Чхандогья Упанишада / Перевод А.Я.Сыркина Ч.6, §2. - М., 1992.

20. Круглов А. Словарь: Избранные эссе.  Т.1. – М., 1994.

21. Гегель Сочинения. Т.10. -  М., 1932, с.69.

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика античной философии