Общая характеристика русской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:19, реферат

Краткое описание

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая характеристика русской философии.docx

— 61.95 Кб (Скачать файл)

В качестве примера рассмотрим творчество В.И. Вернадского - гения  русской науки, основателя геохимии, биогеохимии, радиологии.

Его учение о биосфере и  ноосфере в наши дни быстро входит в различные разделы естествознания, особенно в физическую географию, геохимию ландшафта, геологию нефти и газа, рудных месторождений, гидрогеологию, почвоведение, в биологические науки  и медицину. История науки знает  немало выдающихся исследователей отдельных  направлений естествознания, но значительно  более редко встречались ученые, которые своей мыслью охватывали все знания о природе своей  эпохи и пытались дать их синтез. Таковы были во второй половине ХV в. и  начала ХVI в. Леонардо да Винчи, в ХVIII в. М.В. Ломоносов и его Скрябина. В 1906 г. здесь с исключительным успехом выступал наш гениальный певец Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского ~Борис Годунов”. Наконец, с 1909 г. в Париже начались “Русские сезоны” балета, продолжавшиеся в течение нескольких лет (до 1912 г.).

С “Русскими сезонами”  связан расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета начала ХХ в. был М. Фокин, который  утверждал драматургию как идейную  основу балетного спектакля и  стремился путем “содружества танца, музыки и живописи” к созданию психологически содержательного и  правдивого образа. Во многом взгляды  Фокина близки эстетике советского балета. Хореографический этюд “Умирающий лебедь”  на музыку французского композитора  Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке  В. Серова, стал символом русского классического  балета.

Конец ХIХ - начало ХХ в. является русским философским Ренессансом, “золотым веком” русской философии. Существенно отметить, что философская мысль серебряного века русской культуры, представляющая собой золотой самородок, сама явилась на свет как преемница и продолжательница традиций русской классической литературы. По мнению Р.А. Гальцевой, “... в русской культуре существует что-то вроде литературно-философской эстафеты, и даже шире - эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания набранная мощь тут передается в область философского осмысления и наоборот”.

Именно так сложились  отношения между русской классикой  и философским возрождением конца  века, которое представлено именами Вл. Соловьева, В. Розанова, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франк и др.

Родившись в результате сшибки традиционной культуры с западным миром, когда, по известной формуле А. Герцена, “на призыв Петра цивилизоваться Россия ответила явлением Пушкина”, - русская литература, вобравшая в  себя и по-своему переплавившая плоды  обмирщенной европейской цивилизации, вступила в свой классический “золотой век”. Затем, в ответ на новое, нигилистическое  веяние времени, опираясь на духовную крепость “святой русской литературы” (Т. Манн), восходит в конце века философия, которая подводит итоги развития духа “золотого века” классики. Оказывается, что не русская словесность  “серебряного века” является главной  наследницей классической литературы - для этого она морально двусмысленна, подвержена дионисийским соблазнам (соблазнам чувственности). Преемницей русской литературы оказывается именно философская мысль, она на следует духовные заветы “золотого века” классики и потому сама переживает “золотой век”. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для сравнения

Славянофилы

Западники

Представители

К.С. и И.С.Аксаковы, И.В. и  П.В.Киреевские, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков, А.И.Кошелев

Т.Н. Грановский,

С.М.Соловьёв, К.Д.Кавелин,

П.В.Анненков, В.П.Боткин,

 И.С.Тургенев, И.И.Панаев,

В.Ф.Корш

 

Наилучший государственный  строй

Самодержавие, ограниченное Земским собором

Республика западного  образца

(демократическая)

 

Отношение к самодержавию

Отрицательно?

Отрицательно?

Отношение к крепостному  праву

Отмена крепостного права  при сохранении помещичьего землевладения

Быстрая и полная отмена

крепостного права

 

Отношение к капитализму

Отрицательно. Но они понимали важность и нужность всякого рода технических усовершенствований, выступали  за развитие торговли, банковского  дела, за строительство сети железных дорог

Положительно. За бурное

развитие капитализма

 

Отношение к гражданским  правам

Не ставили такого вопроса

Признавали необходимость 

гарантий гражданских  прав

 

Отношение к реформам Петра 1

Критически, т.к. они отклонили  Россию с «естественного пути» развития и повели Россию по пути ненужных заимствований  у Запада

Положительно, т.к.

 они сблизили Россию 

с европейскими

странами. Россия стала

 цивилизованным государством

 только благодаря

 им

 

Отношение к прошлому России

Идеализировали его, видя в нём ориентир для будущего развития страны

Не находили в прошлом  ничего

 достойного

 

Отношение к революции

Отрицательное

Отрицательное

Главная идея

Россия уникальна, у неё  самобытный путь развития, специфический  строй культурной и политической жизни

Беспощадная критика

общественных порядков

России, безоглядное

заимствование социальных

Запада

 

Значение для дальнейшего  развития России

Борьба против низкопоклонства  перед Западом, изучение ими истории  народа и народного быта имели  значение для развития русской культуры

Критика крепостнических  порядков и призыв к изменению  внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли


ФИЛОСОФИЯ СОВЕТСКАЯ

Филос. культура сов. периода, сложившаяся с сер. 1920-х до нач. 1990-х гг. Ф.С. неоднородна. Наиб. известна официозная Ф.с. — вульгаризированная и канонизированная «марксистско-ленинская философия» (диалектич. и историч. материализм). Ее осн. содержательные принципы: материалистич. монизм, теория познания как отражения материальной действительности сознанием, определяющая роль практики и социальной среды, «законы диалектики» (борьбы и единства противоположностей, отрицание отрицания, перехода колич. изменений в качественные, соотношения формы и содержания и т.п.). Это исключительно целостное концептуальное образование единства материализма, рационализма и утопизма, взаимодополняющих и взаимоподкрепляющих друг друга. Ф.с. вос-производится в уч. заведениях при подготовке научн. работника (экзамен при сдаче «канд. минимума»), в идеологич. контроле.

Роль официозной Ф.с. неоднозначна. С одн. ст., она — средство безответств. спекуляций, идеологич. шельмования, включая оправдание и обоснование репрес-сий, возвышения или подавления отд. сфер науки, техники, иск-ва (борьба с генети-кой, кибернетикой, инакомыслием, космополитизмом, соцреализм и т.д.). С др. ст., в ее рамках создавались плодотворные интеллектуальные конструкции, сознательно использовавшиеся в психологии (Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн), био-логии (Л. Опарин), геологии (Н, Губкин), физике и космологии (О, Шмидт, В. Фок и др.). Она оказывалась инструментом постановки и решения фундаментальных фи-лос. проблем познания, свободы и необходимости, личности и об-ва, психофизич. проблем, историософии и культурологии и т.д. К проф. среде Ф.с. принадлежат та-кие мыслители, как П. Копнин, М. Мамардашвили, А. Зановьев, Э. Ильенков, В. ас-мус, Г. Батищев, а также и «философия философствующих нефилософов» — творче-ство таких выдающихся мыслителей, как филолог М. Бахтин, философ А. Лосев, ис-торик и антрополог Б. Поршнев, семиотик Ю. Лотман, историки С. Аверинцев, А. Гуревич, этнолог Л. Гумилев, не принадлежавших к проф. филос. среде, но оказав-ших серьезное влияние и на нее тоже Менее известна Ф.С., развившаяся в независи-мой («параллельной») культуре или «андеграунде». Гл. ее темами были история русской, а также религ. философия, феноменология, философия творчества, культу-ры, вост. философия, структуралистский анализ. Каналами ее распр. и развития бы-ли «самиздат», «тамиздат», домашние кружки и семинары. нек-рые представители этого философствования, выехав за рубеж, становились заметными фигурами европ. философии (Б. Гройс, И. Смирнов, Т. Горичева). С конца 1980-х гг. начинается про-цесс нормализации филос. жизни и культуры, самоорганизации философов, созда-ния независимых структур, изданий. Выявилось и усилилось противостояние фило-софов (философствующих) и преподавателей философии, делящихся радостью узна-вания чужого философствования.

 

 

 


Информация о работе Общая характеристика русской философии