Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:19, реферат
Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
В качестве примера рассмотрим творчество В.И. Вернадского - гения русской науки, основателя геохимии, биогеохимии, радиологии.
Его учение о биосфере и
ноосфере в наши дни быстро входит
в различные разделы
С “Русскими сезонами”
связан расцвет творчества многих деятелей
в области музыки, живописи и танца.
Одним из крупнейших новаторов русского
балета начала ХХ в. был М. Фокин, который
утверждал драматургию как
Конец ХIХ - начало ХХ в. является русским философским Ренессансом, “золотым веком” русской философии. Существенно отметить, что философская мысль серебряного века русской культуры, представляющая собой золотой самородок, сама явилась на свет как преемница и продолжательница традиций русской классической литературы. По мнению Р.А. Гальцевой, “... в русской культуре существует что-то вроде литературно-философской эстафеты, и даже шире - эстафеты искусства и философии, из сферы художественного созерцания набранная мощь тут передается в область философского осмысления и наоборот”.
Именно так сложились
отношения между русской
Родившись в результате сшибки
традиционной культуры с западным миром,
когда, по известной формуле А. Герцена,
“на призыв Петра цивилизоваться
Россия ответила явлением Пушкина”, -
русская литература, вобравшая в
себя и по-своему переплавившая плоды
обмирщенной европейской
Вопросы для сравнения |
Славянофилы |
Западники | ||||
Представители |
К.С. и И.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков, А.И.Кошелев |
| ||||
Наилучший государственный строй |
Самодержавие, ограниченное Земским собором |
| ||||
Отношение к самодержавию |
Отрицательно? |
Отрицательно? | ||||
Отношение к крепостному праву |
Отмена крепостного права при сохранении помещичьего землевладения |
| ||||
Отношение к капитализму |
Отрицательно. Но они понимали
важность и нужность всякого рода
технических |
| ||||
Отношение к гражданским правам |
Не ставили такого вопроса |
| ||||
Отношение к реформам Петра 1 |
Критически, т.к. они отклонили Россию с «естественного пути» развития и повели Россию по пути ненужных заимствований у Запада |
| ||||
Отношение к прошлому России |
Идеализировали его, видя в нём ориентир для будущего развития страны |
| ||||
Отношение к революции |
Отрицательное |
Отрицательное | ||||
Главная идея |
Россия уникальна, у неё самобытный путь развития, специфический строй культурной и политической жизни |
| ||||
Значение для дальнейшего развития России |
Борьба против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели значение для развития русской культуры |
Критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли |
Филос. культура сов. периода, сложившаяся с сер. 1920-х до нач. 1990-х гг. Ф.С. неоднородна. Наиб. известна официозная Ф.с. — вульгаризированная и канонизированная «марксистско-ленинская философия» (диалектич. и историч. материализм). Ее осн. содержательные принципы: материалистич. монизм, теория познания как отражения материальной действительности сознанием, определяющая роль практики и социальной среды, «законы диалектики» (борьбы и единства противоположностей, отрицание отрицания, перехода колич. изменений в качественные, соотношения формы и содержания и т.п.). Это исключительно целостное концептуальное образование единства материализма, рационализма и утопизма, взаимодополняющих и взаимоподкрепляющих друг друга. Ф.с. вос-производится в уч. заведениях при подготовке научн. работника (экзамен при сдаче «канд. минимума»), в идеологич. контроле.
Роль официозной Ф.с. неоднозначна. С одн. ст., она — средство безответств. спекуляций, идеологич. шельмования, включая оправдание и обоснование репрес-сий, возвышения или подавления отд. сфер науки, техники, иск-ва (борьба с генети-кой, кибернетикой, инакомыслием, космополитизмом, соцреализм и т.д.). С др. ст., в ее рамках создавались плодотворные интеллектуальные конструкции, сознательно использовавшиеся в психологии (Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн), био-логии (Л. Опарин), геологии (Н, Губкин), физике и космологии (О, Шмидт, В. Фок и др.). Она оказывалась инструментом постановки и решения фундаментальных фи-лос. проблем познания, свободы и необходимости, личности и об-ва, психофизич. проблем, историософии и культурологии и т.д. К проф. среде Ф.с. принадлежат та-кие мыслители, как П. Копнин, М. Мамардашвили, А. Зановьев, Э. Ильенков, В. ас-мус, Г. Батищев, а также и «философия философствующих нефилософов» — творче-ство таких выдающихся мыслителей, как филолог М. Бахтин, философ А. Лосев, ис-торик и антрополог Б. Поршнев, семиотик Ю. Лотман, историки С. Аверинцев, А. Гуревич, этнолог Л. Гумилев, не принадлежавших к проф. филос. среде, но оказав-ших серьезное влияние и на нее тоже Менее известна Ф.С., развившаяся в независи-мой («параллельной») культуре или «андеграунде». Гл. ее темами были история русской, а также религ. философия, феноменология, философия творчества, культу-ры, вост. философия, структуралистский анализ. Каналами ее распр. и развития бы-ли «самиздат», «тамиздат», домашние кружки и семинары. нек-рые представители этого философствования, выехав за рубеж, становились заметными фигурами европ. философии (Б. Гройс, И. Смирнов, Т. Горичева). С конца 1980-х гг. начинается про-цесс нормализации филос. жизни и культуры, самоорганизации философов, созда-ния независимых структур, изданий. Выявилось и усилилось противостояние фило-софов (философствующих) и преподавателей философии, делящихся радостью узна-вания чужого философствования.