Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 15:22, контрольная работа
Исходя из формационного подхода, всемирная история рассматривается как совокупность историй множества социально-исторических организмов, каждый из которых должен «пройти» ряд общественно-экономических формаций. Таким образом, всё существовавшее в истории множество социальных систем сводится к нескольким основным типам – общественно-экономическим формациям, которые последовательно сменяют друг друга.
1. Проблема периодизации истории: формационный и цивилизационный подходы.
2. Общественный прогресс и его критерии.
3. Соотношение научно-технического, социального и духовного прогресса в современную эпоху.
Признавая диалектическую связь прогрессивной и регрессивной социальных тенденций, марксизм одновременно сделал вывод о нарастании в обществе прогрессивной направленности. Даже в антагонистическом обществе последняя преобладает, поскольку на основе постоянного технико-экономического совершенствования постепенно прогрессирует и духовно-культурная, нравственная сфера. При социализме и коммунизме отмеченная направленность доминирует, открывая начальную полосу подлинной истории общества, субъектами которой становятся исключительно «трудящиеся массы».
Люди, преследуя свои индивидуальные цели, невольно избирают те или иные возможности и тем самым, способствуют формированию и выявлению закономерностей. Это не значит, что последние проявлялись в течение длительного периода в прошлом и будут, выступая законами - тенденциями, непременно определять будущее, тем более если речь идет обо всем человечестве. Это означает, что сами понятия «социальный прогресс», «социальный регресс» неправомерно не только противопоставлять, но и наполнять жестко однозначным содержанием. Оценка социальной системы в рассматриваемом ключе зависит от двух переменных:
1) параметрической
2) выбора критерия прогресса, формулируемого
на базе ценностей, с позиции
которых производится оценка. Но
в любом случае, как отмечает
французский социолог Р.Арон, стратегическое
предвосхищение будущего
Следует констатировать, что получившие к началу ХХ века распространение историцистские трактовки сути и содержания общественного прогресса, в марксизме достигшие концентрированного воплощения, сводятся в целом к различению в рамках социальной истории его 3 основных этапов.
1. Первобытный общественный
2. Прогресс антагонистического
общества с присущей ему
Классовая борьба становится мощной движущей силой прогрессивных преобразований, подводящих, в конечном счете, к коммунистическому обществу.
3. Формирование на основе либо
общественной собственности, либо
фактора соборности «
В известной степени солидаризуясь, как правило без использования термина «прогресс», с выделением двух первых ступеней социальной истории и их существенных признаков, многие современные западные ученые демонстрируют явно антиисторицистские настроения при оценке процессов, характерных для конца ХХ века. Весьма убедителен в этой связи К.Поппер: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такие же ошибки, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который в ней может быть открыт, а не придан ей». Действительно, если учесть, что в истекающем столетии произошли две самые кровопролитные в истории человечества войны, имели место многие миллионы тяжелых преступлений в мирное время, достиг небывалой остроты конфликт общества с природой и т.д., то следует согласиться с тем, что новый «золотой век» еще далек. И дело прежде всего в том, как обоснованно утверждает К.Поппер, что «прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем это делать, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс».
Именно стремление к свободе, как подчеркивал еще Ш.Монтескье, составляет глубочайший смысл человеческой истории. В отличие от преимущественно натурфилософской трактовки этого стремления К.Маркс отмечал социальные аспекты свободы. Он исходил из системного представления о ней как о трех взаимосвязанных сферах господства человека - над природой, обществом и самим собой. Первая сфера свободы охватывает материально-производственную деятельность, вторая - область преобразований общественных отношений, третья - движение общества к ступени, когда свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех.
Сталинизм, как и нацизм, всей мощью своих тоталитарных учреждений обрушился на едва заметные ростки свободы, сведя ее к обязанности беспрекословно подчиняться требованиям номенклатурной бюрократии. Были преданы забвению общепризнанные гуманистические ценности, следование которым на практике и делает общество подлинно свободным. Как отмечает один из персонажей романа А.Хейли «Аэропорт», «если вы проследите историю человечества, вам сразу бросается в глаза: весь прогресс на Земле совершается ради одной-единственной цели - сделать каждого индивидуума более гуманным. Всякий раз, когда цивилизация поднимается на новую ступень, человечество становится немного лучше, немного просвещеннее, потому что люди начинают больше заботиться друг о друге, больше уважать личность другого. В те эпохи, когда этого не происходит, человечество откатывается назад. Короткий отрезок истории, если вы вглядитесь в него, доказывает эту истину» .7
Прогресс – поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. Гегель определяет всемирную историю как “прогресс в сознании свободы – прогресс, который мы можем познать в его необходимости”. Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при некоторых модификациях.
Научно-технический прогресс, единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники, использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей.
Научно-технический прогресс служит основой социального прогресса. Однако в условиях капитализма прогресс науки и техники совершается в основном в интересах господствующего класса, используется в милитаристских, человеконенавистнических целях и сопровождается зачастую регрессом духовных ценностей, разрушением человеческой личности. При социализме Научно-технический прогресс осуществляется в интересах всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению комплекса экономических и социальных задач коммунистического строительства, созданию материальных и духовных предпосылок для всестороннего и гармоничного развития личности.
Социальный прогресс – это постепенное улучшение материальных условий жизни человека, повышение жизненного уровня и т.п.;
Социальный прогресс - восхождение к более сложным формам общественной жизни; изменение в социальных отношениях, ведущее к росту социальной свободы и социальной справедливости. 8
Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.
Список литературы
1 Семенов Ю. И. Философия истории. - М.: «Современные тетради». 2003. — 776 с.
2 Плетников Ю. К. Новые черты современной эпохи. – М.: «Былина». 2006. – 524с.
3 Панарин А. Философия истории. – Спб: «Инфатек». 2009 – 421с.
4 Семенов Ю. И. Философия истории. - М.: «Современные тетради». 2003. — 776 с.
5 http://www.mylect.ru/history
6 Филсофия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005 – 828 с.
7 Панарин А. Философия истории. – Спб: «Инфатек». 2009 – 421с
8 Панарин А. Философия истории. – Спб: «Инфатек». 2009 – 421с