Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:18, реферат
Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу. Люди не могут жить изолированно друг от друга. Ещё Шефтсбери настаивал на том, что человек по природе - существо общественное и общество неизбежно и естественно для него. Как отмечал П.А. Сорокин, " для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления ".
1. Введение...................................................................................................................1
2. Социальная стратификация и социальная мобильность.......................................6
2.1. Понятие социальной стратификации...................................................................6
2.2. Социальная стратификация и ее типы................................................................9
2.3. Понятие социальной мобильности....................................................................13
3. Этническая струтктура общества..........................................................................18
4. Заключение.............................................................................................................22
5. Список используемой литературы.................................................................... ...23
Основными системами (типами) социальной стратификации являются:
1. рабство. При данной системе стратификации выделяются две основные группы населения, различающиеся по своему статусу, правам и обязанностям: свободные и рабы;
2. касты. При кастовой системе стратификации статус определяется с рождения и является пожизненным;
3. кланы. Данный тип характерен для аграрных обществ. Кланы напоминают очень разветвленные семьи;
4. классы.
Первые три типа социальной стратификации относятся к закрытым, четвертая - к открытой. Закрытая система - это социальная структура, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус. Открытая система - это социальная структура, члены которой могут менять свой статус относительно легко.
Методы изучения социальной стратификации сводятся к выбору критериев выделения групп населения в обществе и собственно проведению исследования по выделению данных групп. Основная проблема - выбор критериев, согласно которым выделяются группы населения. Это зависит от теоретических взглядов исследователя на проблему социальной стратификации, также как и название выделяемых групп (слой, классы, страты). Большое влияние оказывает историческая эпоха через уровень развития самого общества и сложившихся в нём отношений (сословия, новые группы населения, соответствующие новым отраслям промышленности) и уровень развития социологии как науки.
Одним из основных критериев выделения страт в обществе является уровень доходов, профессия, социальный статус, уровень образования, положение в системе "управление - исполнение".
В настоящее время в связи с использованием компьютерных технологий, позволяющих в короткие сроки обрабатывать огромные массивы информации, возможно применение многофакторного анализа.
Во всем мире используют два показателя стратификации:
1. высота стратификации - социальная дистанция между самым высоким и самым низким статусами данного конкретного общества;
2. профиль стратификации - показывает соотношение численности мест (социальных позиций) в социальной структуре общества по мере повышения статуса.
2.3. Понятие социальной мобильности.
Социальная мобильность(лат.mobilis — подвижный) - это перемещение
индивидов или их групп между различными
уровнями социальной иерархии (т.е. мобильность
- это изменение места в социальном пространстве),
изменение их статуса.
Талантливые личности, несомненно
рождаются во всех социальных классах.
Если не существует барьеров для социального
достижения, можно ожидать большую социальную
мобильность, когда некоторые личности
быстро поднимаются и получают высокие
статусы, другие же опускаются на более
низкие.
Человеческая история складывается
не только из индивидуальных перемещений,
но также из движения больших социальных
групп. На смену земельной аристократии
приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные
профессии вытесняются из современного
производства представителями так называемых “белых воротничков”- инженерами, программистами,
операторами роботизированных комплексов.
Войны и революции перекраивали социальную
структуру общества, поднимая на вершину
пирамиды одних и опуская других.
Подобные изменения произошли
и в российском обществе после Октябрьской
революции 1917 г. Происходят они и сегодня,
когда на смену партийной элите пришла
бизнес – элита.
Между восхождением и нисхождением
существует известная асимметрия: все
хотят подниматься и никто не хочет опускаться
по социальной лестнице. Как правило, восхождение
– явление добровольное, а нисхождение
– принудительное.
Исследования показывают,
что обладатели высших статусов предпочитают
для себя и своих детей высокие позиции,
но и обладатели низких для себя и своих
детей желают того же самого. Так вот и
получается в человеческом обществе: все
стремятся наверх и никто – вниз.
Но между слоями и классами
существуют барьеры, мешающие свободному
переходу индивидов из одной статусной
группы в другую. Один из самых главных
барьеров возникает из-за того, что социальные
классы обладают субкультурами, готовящими
детей представителей каждого класса
для участия в классовой субкультуре,
в которой они социализированы. Обычный
ребенок из семьи представителей творческой
интеллигенции с меньшей вероятностью
будет усваивать привычки и нормы, помогающие
ему впоследствии работать крестьянином
или рабочим. То же можно сказать о нормах,
помогающих ему в работе в качестве крупного
руководителя. Тем не менее в конечном
счете он может стать не только писателем
(актером, художником), как его родители,
но и рабочим или крупным руководителем.
Просто для продвижения из одного слоя
в другой или из одного социального класса
в другой имеет значение “различие в стартовых возможностях”. Например, у сыновей министра
и крестьянина разные возможности для
получения высоких должностных статусов.
Поэтому общепринятая официальная точка
зрения, состоящая в том, что для достижения
любых высот в обществе нужно только трудиться
и иметь способности оказывается несостоятельной.
Приведенные примеры свидетельствуют
о том, что всякое социальное перемещение
происходит не беспрепятственно, а путем
преодоления более или менее существенных
барьеров. Даже переезд человека с одного
места жительства на другое предполагает
определенный период адаптации к новым
условиям.
Социальная мобильность является самостоятельным
показателем «прогресса» общества. Первый
показатель – это усложнение социальной
системы, ее структуры и организации. Второй
– повышение внутренней мобильности общества,
причем не столько реальных социальных
перемещений, сколько стабильных возможностей
их осуществить. Иначе говоря, в той мере,
в какой развита сеть каналов для социальных
перемещений людей и образования новых
социальных групп, мы можем говорить о
продвинутости общества к современному
состоянию, при котором социум в большей
степени поощряет развитие человека и
его индивидуальности.
Все социальные перемещения
личности или социальной группы включают
в процесс мобильности. П.Сорокин определяет
понятие социальной мобильности как любой переход индивида
или социального объекта (ценности), т.
е. всего того, что создано или модифицировано
человеческой деятельностью, из одной
социальной позиции в другую.
К приведенному определению
следует добавить, что в некоторых случаях
данный переход человек осуществляет
без чрезмерных усилий (меняет место жительства
или работы), в других переход происходит
в силу естественных причин, проистекающих
из жизненных циклов человека (так осуществляется
смена возрастных групп). Но в подавляющем
числе жизненных ситуаций человеку приходится
прилагать немало сознательных усилий
для перемены своего социального статуса,
особенно в том случае, если речь идет
о желании его улучшить. Впрочем, существует
ряд человеческих качеств, которые определяются
биологически, что делает невозможным
изменение социальной позиции (раса, пол).
Измерение социальной мобильности
Социальная мобильность может
измеряться с помощью двух систем показателей.
В первой системе единицей счета выступает
- индивид,
во второй –статус.
В первой системе выделяют
объем мобильности, что понимается как
число индивидов, которые переместились
по социальной лестнице в вертикальном
направлении за определенный промежуток
времени. Если объем исчисляется количеством
переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого
количества по всему населению, то относительным объемом и указывается в
процентах.
Под объемом мобильности
понимается количество людей, переменивших
свой прежний статус на другой вниз, вверх
или по горизонтали. Представления о перемещениях
людей вверх, вниз и по горизонтали социальной
пирамиды описывают направление мобильности.
Разновидности мобильности описываются
типологией социальных перемещений. Мера
мобильности указывается шагом и объемом
социальных перемещений.
Совокупный объем, или масштаб, мобильности, определяет
количество перемещений по всем стратам
вместе, а дифференцированный – по отдельным стратам, слоям,
классам.
Масштаб социальной мобильности
определяется как процентная доля тех,
кто сменил, в сравнении с отцами, свой
социальный статус.
Во второй системе показателей
мобильности, где за единицу счета принимается
статус, мобильность понимается как изменение
индивидом (группой) одного статуса на
другой, расположенный по вертикали или
горизонтали.
Изменение мобильности по
отдельным слоям описывается двумя показателями.
Первый – это коэффициент мобильности
выхода из социального слоя. Он свидетельствует,
например, о том, сколько сыновей квалифицированных
рабочих стали интеллигентами или крестьянами.
Второй – коэффициент мобильности входа
в социальный слой, свидетельствующий
о том, из каких слоев пополняется, например,
слой интеллигентов. Он обнаруживает социальное
происхождение людей.
Степень мобильности в обществе
определяется двумя факторами: диапазоном
мобильности в обществе и условиями, которые
позволяют людям перемещаться.
Диапазон мобильности, который
характеризует данное общество, зависит
от того, какое количество различных статусов
в нем существует. Чем больше статусов,
тем больше у человека возможности переместиться
из одного статуса в другой.
Вторым фактором социальной
мобильности выступает исторический тип
стратификации. Кастовое и сословное общества
ограничивают социальную мобильность,
накладывая серьезные ограничения на
любое изменение статуса. Такие общества
называются закрытыми.
В индустриальном обществе,
которое социологи относят к типу открытых
обществ, прежде всего ценятся индивидуальные
достоинства и достигаемый статус. В таком
обществе уровень социальной мобильности
довольно высок.
Дистанция мобильности – это количество ступенек,
на которые удалось подняться или пришлось
спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на
одну – две ступени вверх или вниз. Большинство
социальных перемещений происходит именно
так. Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину
социальной лестницы или падение к ее
основанию.
Единицей дистанции мобильности
выступает шаг перемещений. Для описания
шага социальных перемещений используется
понятие статуса: перемещение из низшего
в высший статус – восходящая мобильность;
перемещение из высшего в низший статус
– нисходящая мобильность.
Для количественной оценки
процессов социальной мобильности обычно
используют показатели ее скорости и интенсивности.
Под скоростью мобильностипонимается “вертикальная
социальная дистанция или число стратэкономических,
профессиональных или политических, которые
проходит индивид в его движении вверх
или вниз за определенный промежуток времени”.
Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов,
меняющих социальные позиции в вертикальном
или горизонтальном направлении за определенный
промежуток времени. Число таких индивидов
в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность
мобильности, а их доля общей численности
данной социальной общности показывает относительную мобильность.
Процесс мобильности часто
рассматривается с точки зрения взаимосвязи
ее скорости и интенсивности. Для этого
используется совокупный индекс мобильности - для данной социальной общности.
Таким путем можно сравнить одно общество
с другим и выяснить, в каком из них показатели
мобильности выше. Такой индекс рассчитывается
для экономической, профессиональной
или политической областей деятельности.
Социальная мобильность —
важная характеристика общества, показатель
степени его открытости. В открытом обществе
высоко ценится достигнутый статус и существуют
относительно широкие возможности для
перемещения из одной социальной группы
в другую. Закрытое общество оказывает
предпочтение предписанному статусу и
всячески затрудняет переходы из одного
социального слоя в другой.
3. Этническая струтктура общества
Доклассовое общество выработало свои, обусловленные, в конечном счете, экономическими причинами, формы общности людей -- род и племяРод представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Род был основной ячейкой первой в истории общественно-экономической формации, причем ячейкой многофункциональной: не только этнической, но и производственной, и социальной. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие производственные отношения (включая уравнительное распределение продуктов) соответствовали крайне низкому уровню производительных сил.Более высокой исторической формой общности людей в пределах той же первобытнообщинной формации явилось племя -- объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку в основе ее продолжают оставаться кровнородственные связи. И в то же время образование племени уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. Поскольку племя несло лишь часть общественных функций (хозяйственной ячейкой оставалась родовая община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от непосредственно хозяйственных функций. Когда возникла парная семья, появилась тенденция к обособлению семейно-брачных отношений, кровнородственных связей от этнических общностей.
В основу следующей, более высокой формы общности -- народности -- легли уже не кровнородственные, а территориальные, соседские связи между людьми. В.И. Ленин критиковал в свое время Н.К. Михайловского, не понявшего этого принципиального отличия народности от племени. По Михайловскому, народность есть просто разросшееся племя.Таким образом, он не видел распада, предшествовавшего возникновению народностей родоплеменных связей и формированию на этой основе принципиально новой исторической формы общности людей -- уже не сугубо этнической, а социально-этнической. Мы знаем немало таких народностей, которые образовались не только из различных этнических групп (болгарская, венгерская), но и различных рас (например, итальянцы).Процесс этот был очень длительным: «сосуществование» племен и народностей характерно для всего периода рабовладельческого общества, а своего развитого состояния народности достигают лишь при феодализме. Народность -- это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.
Далее мы проанализируем подробнее эту общность в ее взаимосвязях с нациями, проследим ее эволюцию в историческом процессе и т.д. Сейчас же укажем только на необходимость соблюдения принципа историзма при исследовании природы и сущностных черт народностей.
Во-вторых, народности принадлежит определенное историческое место между родоплеменными общностями и нациями под углом зрения такого критерия, как степень развития внутриобщностных экономических связей.
В первобытных общностях господствовало натуральное хозяйство, для наций, как мы вскоре увидим, характерна экономическая целостность на базе развитой специализации и разделения труда между отдельными районами страны. Народность еще не может «похвастаться» такой целостностью экономической жизни, но она уже выгодно отличается от исторически предшествующих ей этносов серьезными подвижками в этом отношении. Эволюция сугубо натурального хозяйства в натурально-товарное как нельзя лучше выражает эти подвижки.
Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей -- нации -- совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием капитализма. При этом отнюдь не игнорируется то обстоятельство, что все предшествовавшее капитализму экономическое, политическое и духовное развитие общества явилось подготовкой материальных и духовных предпосылок для образования наций. И все же в докапиталистическом обществе нации вызреть не могли.
Если такие предпосылки консолидации народностей в нации как общность территории, общность языка, определенные черты культурной общности, зачатки хозяйственной целостности можно обнаружить еще при феодализме, то становление общности экономической жизни связано уже с процессом генезиса и утверждения капитализма, сломавшего всякого рода феодальные перегородки и установившего прочные экономические связи между различными районами той или иной страны.
Итак, нация характеризуется следующими признаками.
Во-первых, это общность территории. Люди и даже сравнительно большие группы людей, пространственно оторванные друг от друга в течение длительного времени, никак не могут принадлежать к одной и той же нации. В то же время и проживание на одной территории само по себе не консолидирует людей в единую нацию.
Информация о работе Общество как система социальных общностей