Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:18, реферат
Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу. Люди не могут жить изолированно друг от друга. Ещё Шефтсбери настаивал на том, что человек по природе - существо общественное и общество неизбежно и естественно для него. Как отмечал П.А. Сорокин, " для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия. Такой случай будет простейшим видом общества или социального явления ".
1. Введение...................................................................................................................1
2. Социальная стратификация и социальная мобильность.......................................6
2.1. Понятие социальной стратификации...................................................................6
2.2. Социальная стратификация и ее типы................................................................9
2.3. Понятие социальной мобильности....................................................................13
3. Этническая струтктура общества..........................................................................18
4. Заключение.............................................................................................................22
5. Список используемой литературы.................................................................... ...23
Восточнославянские племена, а затем народности, занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее, формирование здесь русской и украинской наций произошло лишь в последние века в связи с развитием капитализма, а формирование белорусской нации смогло завершиться только в послеоктябрьский период.
Во-вторых, к общности территории, для того, чтобы речь могла идти о нации, должна прибавиться и общность языка. Национальный язык -- это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Только такая языковая общность обеспечивает совместную экономическую, политическую, духовную жизнь миллионов и десятков миллионов людей.
Но этот, как и любой другой, признак нации нельзя абсолютизировать и рассматривать изолированно. Нередко случается, что один и тот же язык выступает в качестве национального языка нескольких наций (английский язык у англичан, североамериканцев, австралийцев, новозеландцев; немецкий -- в ФРГ и в Австрии; испанский -- у испанцев, мексиканцев, кубинцев). Общность языка должна обязательно рассматриваться в неразрывной связи с общностью территории, хотя и этих двух признаков самих по себе тоже недостаточно для вывода о рассматриваемой социально-этнической общности как нации. Эти признаки обязательно должны дополняться еще одним.
Таким третьим основным признаком нации является общность экономической жизни, заключающаяся отнюдь не в том, что вся нация производит один и тот же продукт. Мы уже говорили, что общность экономической жизни возникает на основе хозяйственной специализации различных районов страны и упрочения торгово-обменных связей между ними. Этот процесс специализации различных районов, их усиливающейся хозяйственной зависимости друг от друга и был одновременно процессом экономической консолидации наций.
На базе исторически длительной общности территории, языка, экономической жизни формируется четвертый признак нации -- общие черты психического склада, закрепленные в культуре данного народа. Психический склад нации не является чем-то врожденным, он является отражением в сознании нации особенностей ее экономического и политического развития, взаимоотношений с другими народами, конкретных географических условий. Психический склад нации проявляется в особенностях национального быта народа, в нравах, привычках, склонностях людей той или иной нации, в особенностях их песен, танцев, фольклора, живописи и т.п.
Известна, например, такая особенность психического склада американцев, как непрерывная спешка, выработавшаяся как гипертрофированное следствие деловитости. Об этой черте мы встречаем у Ильи Эренбурга: «Несколько французов поспорили, почему американцы всегда куда-то спешат, решили проверить. Один француз подкараулил обыкновенного американца, когда тот часов в девять утра выскочил из подъезда своего дома. Француз последовал за ним. Задыхаясь от волнения, американец купил газету, не развернул ее, купил на лету сигару, ворвался в метро, расталкивая всех; пробовал заглянуть в газету, но не мог -- явно волновался, что опаздывает; выйдя из метро, помчался к одному из небоскребов; увидев, что лифт собирается взвиться вверх, переменил рысь на галоп; доехал, наконец, до своего тридцать шестого этажа и поспешно открыл ключом дверь в свою контору. Дверь была стеклянной; француз припал к стеклу. Американец лихорадочно повесил пиджак на вешалку, сел в кресло, закурил сигару, развернул газету и тотчас уснул. Дел у него не было, и торопился он только потому, что не умел не торопиться».
В социологии имеют место различные парадигмы общества и, соответственно, различные его дефиниции.
Приведем наиболее емкие.
«Общество - совокупность людей, которые объединены исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей; оно характеризуется устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей», характеризуется «целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием».
«Общество - социальная организация людей, основой которой является социальная структура». «Общество - это постоянно развивающаяся система многочисленных мелких общностей (архаичных и современных, сформированных или зарождающихся, структурированных или массовидных и т. п.)».
Социальная общность представляет собой общество в его конкретном понимании. Обществом называют те социальные общности, в которых мы живем, о которых читаем, слышим или которые видим по телевидению. Одни общности оказывают на нас прямое и глубокое воздействие, роль других мы ощущаем косвенно, а третьи вообще не имеют к нам никакого отношения.
Но даже если социальные общности крайне далеки от нас, они так или иначе могут затрагивать либо наши личные интересы, либо интересы близких нам людей. В результате их влияния меняются наши жизненные условия. В обществе все взаимосвязано, даже если мы эти связи не видим и не осознаем, поэтому можно с уверенностью сказать, что общество - это взаимосвязь различных социальных общностей
1. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.— Екатеринбург:
Изд-во Урал, ун-та, 1998. — 169 с.
2. Очерки социальной философии/ Под ред. К.С. Пигрова. - Спб., 1998.
3. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 2007. - 584
4. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество., -М., 1992.
Информация о работе Общество как система социальных общностей