Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 08:34, реферат
Основной целью данной работы является анализ постмодернизма в общественной жизни с его нестабильностью, непредсказуемостью, риском обратимости, и влияние ее на развитие современного искусства массовой
культуре.
Поставленная цель предполагает решение нескольких задач:
1. Проанализировать возникновение и становление постмодернизма в культуре и обществе, выявить основные черты и особенности постмодернизма.
2. Влияние постмодернизма в современной культуре.
Введение
Глава I. Понятие постмодернизма.
1.1. Возникновение и становление постмодернизма
1.2. От модерна к постмодерну.
1.3. Постмодернизм: Проблемы и перспективы
Глава II. Место постмодернизма в обществе
2.1. Постмодернизм в современной культуре
2.2. Главные установки и идеи постмодернизма
2.3. Постмодернизм в обществе.
Выводы и Заключение.
Список литературы.
Отличительной приметой искусства нашего времени становятся кавычки. Эта ситуация особенно характерна для таких классических форм искусства, как театр и музыка. В двадцатом веке театр из авторского превращается в режиссерский. Пьесы, классический репертуар обретает новый смысл в каждой новой режиссерской трактовке. Не ходя далеко за примерами назову лишь “Гамлета” в постановке театра на Таганке и фильм 1997 года “Ромео и Джульетта” База Лурмана, получивший четыре высших приза Европейской академии киноискусств. В наше время все большую популярность приобретает цитирование элементов произведений классической музыки в рок-композициях, переосмысление классики и исполнение ее современными электронными музыкальными инструментами. Примером может служить популярность Ванессы Мэй.
Апофеозом дегуманизации современного
общества является марксистская философия
диалектического и
К концу века как никогда ранее
стало очевидно, что для решения
проблем планетарного масштаба необходимо
вновь обратиться к общечеловеческим
ценностям. Только приняв в качестве
универсальных ценностей жизни (сохранение
человеческого рода и подержания
мира, соблюдение прав и свобод личности,
демократию и мировую культуру),
можно спасти цивилизацию от угрозы
ядерной и экологической
2.2. Главные установки и идеи постмодернизма
С резких и решительных обвинений в адрес эпохи модерна и ее проекта, собственно, и начались постмодернистские дискуссии. Обычно они заканчиваются серьезным предостережением: если человечество будет продолжать жить по законам и принципам модерна, то возникнет угроза для самого существования нашей планеты. В этом критики модерна единодушны. В других случаях постмодернизм предстает как "аисторическое восстание без героев против слепого инновационного информационного общества (Ч. Ньюмен)." Иногда суть и содержание постмодернизма связывают с тем, что с его помощью поднялась новая волна "американского военного и экономического господства над миром" (Ф. Джеймисон).
В постмодернистских дискуссиях вовсе не случайно звучит голос выдающихся представителей литературы и искусства. Собственно, в этих областях культуры и началась борьба против эпохи "модерна". И лишь потом она докатилась до философии. Закономерно и то, что тон в философских дискуссиях стали задавать французские мыслители, всегда чутко реагировавшие на брожение идей и умонастроений в литературе и искусстве.
К этой многомерной характеристике постмодерна можно добавить следующее. Постмодерн отмечен специфическими антиномиями. С одной стороны, он выступил против доминирующего влияния "машинерии", "механистичности" на весь стиль мышления эпохи модерна. С другой стороны, на постмодернистское искусство в решающей степени повлияло распространение электронных средств массовой информации. С одной стороны, постмодернисты настаивали на преодолении барьеров между элитарным искусствам и обычным человеком. С другой стороны, сложность, вычурность, особая "техничность" постмодернистского искусства часто делает его в высшей степени элитарным.
Итак, с помощью термина "постмодернизм" обозначают прежде всего новейшие течения в искусстве и новые веяния в эстетике. Но правомерно говорить о постмодернистских дискуссиях в широком смысле этого слова. Они охватывают большой круг социально-философских проблем, обращены к стилю жизни, к вопросам экологии, политики, морали - конечно с особым вниманием к культуре, искусству, эстетическим ценностям. Постмодернистская философия в более узком смысле стремится выявить центральные пункты поворота от модерна к постмодерну, уже отчасти пережитого и переживаемого современным обществом. "Быть может, наиболее существенным философским отличием постмодернизма является переход с позиций классического антропоцентристского гуманизма на платформу современного универсального гуманизма, чье экологическое измерение обнимает все живое - человечество, природу, космос, Вселенную. В сочетании с отказом от европо- и этноцентризма, переносом интереса на проблематику, специфичную для эстетики стран Востока, Полинезии и Океании, отчасти Африки и Латинской Америки, такой подход свидетельствует о плодотворности антииерархических идей культурного релятивизма, утверждающих многообразие, самобытность и равноценность всех граней творческого потенциала человечества. Тема религиозного, культурного, экологического экуменизма сопряжена с неклассической постановкой проблемы гуманизма, нравственности, свободы. Признаки становления новой философской антропологии сопряжены с поисками выхода из кризиса ценностей и легитимности".
Итак, постмодернизм в философии связан прежде всего с философскими обобщениями, суммирующими и одновременно стимулирующими кардинальную переоценку ценностей, аналогичную той, которая уже произошла на рубеже XIX и XX в., но была еще не достаточно кардинальной, чтобы ответить на вызовы приближающегося нового тысячелетия. "Против чего обращается постмодерн, так это против всех тех отличительных черт и позиций, которые принципиально противостоят такому плюрализму. Постмодернизм прощается со всеми формами монизма, унификации и тоталитаризации, с обязательными утопиями и многими скрытыми формами деспотизма - и вместо этого переходит к идее множественности и разнообразия, многообразия и конкуренции парадигм, к сосуществованию разнородного, гетерогенного". Эти слова принадлежат немецкому теоретику постмодернизма Вольфгангу Велшу, автору книги "Наш постмодернистский модерн" (1987). Постмодерн начинается там, где кончается целое. И он категорически выступает против новых попыток тоталитаризации - так, например, в архитектуре выступает против монополии интернационального стиля или в теории науки - против ригидного сциентизма, или в политике борется с внешними и внутренними претензиями на господство. Кроме того, постмодернизм использует конец Единого и Целого в позитивном смысле, когда пытается упрочить и развернуть вступающее в силу Многое в его легитимности и своеобразии. Здесь - ядро постмодерна.
Нельзя, однако, не заметить, что борьбой
против Единого, Целого как символов
эпохи модерна устремления
Современный философ Г. Мэдисон пишет: "Достаточно одного слова, чтобы обозначить суть мышления модерна от Декарта до Сартра: это слово - дуализм.
Поскольку сторонники концепции постмодернизма заявляют, что "мир постмодерна, с одной стороны, включает в себя личности постмодерна вместе с их постмодернистской духовностью, а с другой стороны, постмодернистское общество, в конечном счете постмодернистский глобальный порядок", - возникает вопрос о характерных чертах постмодернистского общества. И тут оказывается, что общество постмодерна не только не соответствует идеалам плюрализма, глобализма, свободы, но скорее углубляет все те противоречия, которые приписывались эпохе модерн. Это признают авторы, описывающая взорвать все вокруг, - образ именно постмодернистский эпохи. "Так что будьте хладнокровны. В этом свете постмодернизм есть предчувствие будущего шока - как если бы бомба уже упала".
Нападки на науку и сциентизм не мешают тому, что эпоха постмодернизма рассматривается как целиком определяемая новейшим техно-научным комплексом. Techno-science, техно-наука - термин Ф. Лиотара. "Техно-наука, - так фиксирует идею Лиотара один из современных авторов, - трансформирует государство и экономическое производство; она изменяет природу знания; она дает новые определения самим идеям "искусства" и "культуры". Философские вопросы "Что такое Просвещение?" "Что такое революция?" должны быть заменены вопросами "Что такое техно-наука?" "Кем мы в ней являемся?" Условия постмодерна имеют техно-научный характер".
Современные авторы нередко определяют эпоху постмодерна как эпоху "ничто", как "постэпоху" (post-age): "Постиндустриальная, посткапиталистическая, постлиберальная, посттеологическая, постгуманистическая - все эти "пост" присоединяются при оценке современных нам условий как постмодернистских".
2.3. Постмодернизм в обществе.
Сегодняшняя общественная жизнь для своего объяснения уже не может удовлетвориться традиционными представлениями, классическим стилем мышления. Абсурд, хаос, безумие – вот характеристики общества. И если подойти к этим понятиям с мерками традиционных представлений, то следствием будет отчаяние, бессилие, отказ от будущего. Бесполезные попытки вернуться к привычной упорядоченности, ввиду невозможности достичь этого, стимулируют стремление к авторитарному насилию. Вернуть присутствие духа и желание к дальнейшему развитию общества для обеспечения «жизни будущего века» можно путем изменения стиля мышления, придания статуса «оправданного, закономерного» и наконец, «нормального» всему тому, что воспринимается как хаос, абсурд, безумие. В этом видится оправданность усилий по формированию постмодернистского обществознания.
Частично проявление этого стиля
видно в стихийном
Многие явления, которые мы называем негативными, нельзя оценивать в понятиях «хорошие–плохие», а нужно применять другие термины: «функционально» или «нефункционально». Так, протез – это не хорошо и не плохо, но позволяет жить, это необходимость для инвалида. Таким инвалидом и является наше современное общество.
Общая черта постмодернизма по отношению
к предшествующим парадигмам заключается
в сочетании классических и модерных
принципов. Для классических теорий
свойственен поиск инвариантов,
универсальных законов. Модернизм
предполагает внимание к уникальности,
к единичным явлениям. Постмодернизму
свойственен плюрализм
Вывод:
Заключение
Целью
данной работы выступал анализ постмодернизма
и общества.
Были реализованы следующее задачи:
1. Анализ возникновения и становления
постмодернизма в культуре и обществе,
выявили основные черты и особенности
постмодернизма.
2. Исследовали влияние постмодернизма в современной
культуре.
И в заключение необходимо отметить,
что с развитием жизни, возродилось
и понятие постмодерн. В итоге
я думаю, что массовая постмодернистская
культура, сошедшая с экранов телевидения,
со страниц журналов, несмотря на свою
примитивность, все же жестко реализует
присущий постмодерну в целом дискурс,
который, часто, базируется на агрессивном
и негативном отношении к прошлому. Произошел
какой-то внезапный разрыв с прошлым. Характерен
и другой факт: игра, случай становятся
мировоззренческими доминантами в нашей
современной жизни и культуре; все превращается
в игру, иногда смертельно опасную: бизнес,
коммерция, политика, отношения между
людьми. Игровые автоматы, развлекательные
шоу стали символом нашей культуры, «серьезное»
отношение к жизни, предполагающее рефлексию
и самосознание глубинных смыслов человеческого
существования, воспринимается как разновидность
шизофрении. Культура становится постмодерной.
И только иногда раздаются робкие голоса,
предупреждающие, что игровой аппарат
схож с галлюцинаторными психотропными
средствами, что своими компьютерными,
непрезентативными картинками, своими
фантастическими образами он замещает
реальность, шизофренируя деятельность
человека.
Главными
историческими событиями, с которыми следует
считать начало становления постмодернистической
культуры – это изменения, произошедшие
в экономически развитых странах во второй
половине шестидесятых годов, которые
в общем виде можно охарактеризовать как
начало перехода от индустриального общества
к постиндустриальному, или информационному
обществу. Именно в тогда начинают развиваться
новейшие электронные технологии, которые
в дальнейшем составят базис культуры
постмодерна. Наступление постмодерна
неразрывно связано со становлением постиндустриального
или информационного общества, основу
теории которого положили в 60-70-х годах
Д. Белл, Д. Рисман, А. Тоффлер, З. Бжезинский,
Дж. Гэлбрейт, А. Турен и др
Постмодернизм является самоценным сегментом
культурно-исторического процесса последней
трети XX - начала XXI в. Он обладает уникальной
спецификой, обусловленной общественно-политическими,
экономическими, психологическими и социокультурными
факторами развития. Изучение социокультурного
опыта постмодерна в культурном пространстве
открывает новые горизонты познания, новые,
нетривиальные ассоциации, следовательно,
новые возможности созерцания и практики.
Художественная практика постмодерна
— показатель специфической культурной
атмосферы в обществе.