Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 01:39, реферат
Краткое описание
Категория сознания употребляется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле слова сознание есть высшая форма отражения, связанная с социальным бытием человека и являющаяся довольно сложным многоуровневым образованием. В узком смысле слова сознание является ядром психической деятельности человека и связывается с абстрактно-логическим мышлением. Поскольку анализ структуры сознания должен быть по возможности всесторонним, мы, чтобы избежать путаницы, понятие сознание будем употреблять в широком смысле слова как синоним высшей формы отражения мира, свойственный человеку.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………………2 1. Обыденное сознание и факторы его формирования………………………..…3 2. Общественная психология и идеология ……………………………………………….5 3. Диалектика общественного и индивидуального сознания………………....7 4. Проблема идеологии в контексте современного общества………………….9 Заключение………………………………………………………………………………………………..11
Уже в античной
философии начало зарождаться мнение
о том, что сознание существует в обществе
не только в индивидуальных, но и в общественных
формах. Так, Платон предполагал, что в
основе общественного сознания лежат
вечные надкосмические идеи, а Геродот
и Фукидид высказали предположение о психических
особенностях, нравах, разном складе мышления
народов и племен. И в дальнейшем общественный
феномен сознания был предметом интереса
мыслителей разных эпох. В современной
литературе существуют три точки зрения
на проблему сущности и природы общественного
сознания: 1) общественное сознание функционирует
только посредством индивидуальных сознаний;
2) существует независимо от сознания индивида
и предшествует ему; 3) проявляется как
в личной, так и в надличностной форме
в виде культуры, отделенной от человека.
В основе различий данных точек зрения
лежат разные подходы к пониманию природы идеального.
Под общественным
сознанием следует понимать совокупность
существующих в обществе идей, теорий,
взглядов, чувств, настроений, привычек,
традиций, отражающих общественное бытие
людей, условия их жизни.
4.
Проблема идеологии в контексте
современного общества
Понятие
“идеология” неразрывно связано с системным
анализом политических, правовых, нравственных
и эстетических отношений в обществе.
В политической плоскости эта конструкция
позволяет лучше понять то или иное явление.
Идеология – это своего рода среда, “подпитка”
центра принятия политических решений,
где законодательная, судебная и исполнительная
ветви власти составляют единый блок.
Когда наступают
знаковые периоды в жизни общества (к ним
также относятся президентские выборы,
формирование местных органов власти),
люди выражают свои взгляды посредством
голосования за того или иного кандидата,
мысли, предпочтения которого совпадают
с личными симпатиями граждан. Поэтому
при формировании и реализации избирательных
технологий идеологическая составляющая
может рассматриваться как система ценностных
ориентаций людей, определяющая их выбор,
шкалу их предпочтений. С этой точки зрения
она важна как предтеча принятия государственных,
политических решений.
Идеология
государства - это не застывшая идиома,
а подвижная и постоянно трансформирующаяся
система, нацеленная на реализацию потребностей
и запросов общества, выяснение его отношения
к различным институтам власти. Довольно
часто уже после выборов в краткосрочной
перспективе возникает необходимость
в определенной степени изменить, скорректировать
курс на основе новых тенденций, специфики
и чаяний людей. Как это сделать правильно,
быстро и эффективно? Во-первых, государству
необходимо постоянно проводить мониторинг,
зондаж общественного мнения с целью выявления
предпочтений граждан. Во-вторых, для идеологического
обеспечения государственной политики,
помимо прямой связи “гражданин – государство”,
которая особенно ярко проявляется в ходе
избирательных кампаний, должна работать
обратная связь “власть, органы управления
– человек”.
У нас сформировалась
социальная ориентированность идеологических
предпочтений. В Конституции Республики
Беларусь четко указывается, что наша
страна – социальное государство. Таким
образом, белорусы ожидают от правительства
социальных гарантий, устранения болевых
точек, в первую очередь, в экономической
и социальной сферах. Думается, второй
особенностью белорусской идеологической
составляющей является решение всего
комплекса проблем, связанных с ликвидацией
последствий на ЧАЭС.
Что касается
диалога ученых и специалистов, нужен
ли еще один универсальный документ, где
будут затронуты политические, социальные,
философские, религиозные и экономические
отношения, – вопрос пока остается открытым.
Представляется, что государство должно
быть заинтересовано в развитии научных
концепций, касающихся феноменов “государственность”,
“идеология”, “национальная идея”, так
как их нельзя навязать “сверху”, искусственным
путем, а следует “собирать” по крупицам.
В идеологии
должен быть, во-первых, мировоззренческий
стержень. Этим стержнем является белорусская
гражданственность, национальное государственное
самосознание и патриотизм. Вот фундамент,
на котором формируется мировоззрение.
Кроме того, безусловно, существенное
влияние оказывают и экономика, и политика
государства, и другие сферы общественной
жизни.
Идеология
белорусского государства – это идеология
белорусского пути общественного развития,
это идеальная модель общественного устройства.
Заключение
Субъекту, рассматриваемому на различных
уровнях общности - человечество, государство,
этнос, семья, индивид – соответствует
свой тип сознания. Субъект-индивид, логически
завершая иерархию структурной организации
общества, всегда «укоренен» в тех или
иных социальных общностях и несет в своем
индивидуальном сознании отпечаток социально-групповых
интересов и требований, представленных
в индивидуальной форме. Индивидуальное
сознание в ряде отношений богаче общественного,
в нем всегда присутствует нечто индивидуально-личное,
не объективируемое в неличностных формах
культуры, неотчуждаемое от живой личности.
В то же время содержание общественного
сознания шире содержаний индивидуальных
сознаний, но его нельзя истолковывать
как абсолютно неличностное. Сложившееся
в виде элементов духовной культуры общества,
оно предшествует каждому формирующемуся
сознанию, выступает как условие его формирования
и развития. Но только индивидуальное
сознание является источником новообразований
в общественном сознании, источником его
развития.
Литература
1. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс.
М.: Конкур, 1998.
2. Философия.
/ Под ред. Жукова Н.И. – Мн., 2000.
3. Основы
идеологии белорусского государства:
Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева,
С.В. Решетникова. - Мн.: Академия управления
при Президенте Республики Беларусь. -
2004.