Онтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:18, реферат

Краткое описание

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самою мира — один, два или больше. При решении этой проблемы возникают такие типыфилософии, как: монизм, дуализм, плюрализм.

Вложенные файлы: 1 файл

онтология.docx

— 39.08 Кб (Скачать файл)

Субстанциальная концепция - рассматривает пространство и время  как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это  пустое вместилище, оно однородно  и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как  самостоятельные субстанции.

Если предположить, что  все вещи исчезнут, то останется  пространство и время. Эта идея, в  общем виде сформулированная еще  Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона (концепция классической механики), который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

Реляционная концепция - рассматривает  пространство и Время как особого  рода отношения между объектами  и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные  свойства зависят от характера и  скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения  между этими движущимися материальными  системами. Реляционной концепции  пространства и времени в истории  философии придерживались I Аристотель, Августин Блаженный, И. Кант. К реляционной  концепции относится теория относительности  Эйнштейна. В соответствии с ее положениями, при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется.

Философское учение о пространстве и времени включают анализ всеобщих и особенных свойств пространства и времени. К всеобщим свойствам относят: объективность, универсальность, неисчерпаемое многообразие пространственно-временных форм в различных уровнях организации материи. К особенным свойствам относят: трехмерность реального пространства и одномерность, необратимость временных отношений. Реальное пространство трехмерно, т.е. для нахождения любого тела в пространстве необходимо и достаточно указать три его координаты. Время необратимо, однонаправлено. Все события, изменяясь во времени, развиваются от прошлого через настоящее к будущему. Невозможное абсолютное повторение событий.

Свойства пространства и времени специфически конкретизируются на различных уровнях организации материи.

С возникновением живой природы возникают биологическое пространство и время. Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов, популяций). Биологическое время Связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, и временем года и циклами солнечной активности.

С возникновением общества возникают социальные пространство и время.

Социальное пространство - то пространство которое организуют люди в зависимости от условий своей жизнедеятельности. Социальное пространство не сводится ни к физическому, ни к биологическому пространству. Оно создается людьми в каждую историческую эпоху, в зависимости от развития производственной, технико-технологической и социально-культурной сферы, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов Античности и Средневековья.

Социальное время зависит  от интенсивности всех форм человеческой жизнедеятельности. В истории время может замедлять или «ускорять свой бег», события текут быстрее. Например в Средние века в Европе время отмечалось ударом монастырского колокола, оно текло медленно. Только в конце средних веков были изобретены часы - символ убегающего времени. С появлением часов, машинного производства, крупных городов люди стали жить совсем в другом времени, в другом ритме - в ритме машин. Времени стало не хватать - его стали занимать у будущего. Мы проживаем жизнь с такой интенсивностью, с таким количеством впечатлений, которых человеку прошлых эпох хватило бы на несколько жизней. Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколений, время истории.

5.Методы познания  изменяющейся, развивающейся реальности: диалектика, синергетика.

Классическая наука XVII - XIX вв. представляла мир как линейный процесс, придавая особое значение закрытым статическим системам. В центре внимания - упорядоченность, устойчивость, равновесие. Возникающая в XX в. и переживающая активное становление во второй его  половине неоклассическая наука  видит мир как нелинейный процесс, акцентируя открытые динамические системы. В центре внимания - неустойчивость, неравновесные состояния, нелинейное (вариативное, разнонаправленное) развитие.

Недостаточность логико-методологических построений классической науки особенно ярко выразилась в связи с вторым началом термодинамики: эволюция системы происходит в сторону "рассеивания" энергии, установления однородности, т.е. распада структур и дезорганизации (возрастание энтропии). Универсальность второго начала термодинамики была поставлена под сомнение, когда обнаружилось ПРОТИВОРЕЧИЕ между принципом возрастания энтропии и биологической эволюцией как движением к более сложным и организованным структурам. Отсюда определение жизни как негэнтропийного процесса.

Фактически в классической науке сложилась ситуация, когда  для описания реальности потребовался логико-диалектический подход. Для  описания тенденций усложнения или  упрощения системы оказалось  необходимо рассматривать систему  связей "интеграция - дезинтеграция", "дифференциация - дедифференциа- ция". Оказалось, что процесс системной дифференциации можно охарактеризовать только через диалектику интеграции - дезинтеграции, поскольку этот процесс представляет собой одновременно усиление взаимодействия различных групп однородных элементов (в подсистеме) и ослабление взаимодействия однородных элементов (между подсистемами). Рост сложности системы можно представить как усиление структурно-функциональной дифференциации элементов системы и установлением новых интегральных связей между ними.

Таким образом, именно потребности  развития современного научного знания актуализируют логику познания сложных  саморазвивающихся систем.

Однако развитие естественных наук в XX в. не сопровождалось широким  освоением диалектической логики. Диалектическая логика Гегеля, так сказать, "переоткрывается". Ученые -"естественники" создают собственные логико-методологические (философско-методологические) подходы, по существу родственные диалектическому, но основанные на ином терминологическом аппарате. Примером может служитьсинергетика.

Синергетика - это междисциплинарное  направление научных исследований, возникшее в 70-е годы XX в., рассматривающее  общие закономерности и принципы процессов самоорганизации в  системах различной природы. Термин "синергетика" (от греч. "совместное действие", "сотрудничество") был введен Г.Хакеном, обратившем внимание на сходное поведение элементов систем различной природы (фазовые переходы, гидродинамическая устойчивость, образование макромолекул, динамика популяций и др.) при переходе от хаоса к поряд- ку. Синергетика складывается как теория самоорганизации (саморазвития), создаваемая в рамках естественнонаучной проблематики. Причем она быстро становится специфическим философско-методологическим подходом, логикой описания нелинейного развития сложноорганизованных систем, претендующей на объяснение самых различных процессов - от рождения Вселенной до познания и творчества. В работах Г.Хакена, И.Пригожина, Г.Николса синергетике придается именно широкий философско-методологический статус.

Сторонники синергетического подхода полагают, что в перспективе  в синергетике будет разработана логическая (теоретическая) модель процессов самоорганизации, обладающая чертами универсальности и общезначимости, а потому применимая для научного исследования в любой предметной области. Кратко созданную синергетикой "базовую модель" процесса самоорганизации (саморазвития) можно представить следующим образом.

Самоструктурирование возможно в открытых системах. Открытая система - это система, включенная во внешние взаимосвязи и обменивающаяся с окружающей средой веществом, энергией, информацией.

Такая система обладает "источниками" (зонами "подпитки" извне, что способствует росту, структурному усложнению) и "стоками" (зонами "сброса", в результате чего происходит обеднение, структурное  упрощение).

Открытая система постоянно  находится в движении - флуктуации. Флуктуация - это отклонение системы  от равновесия (отклонение данного  значения переменной величины от среднестатистического). Если флуктуация превышает некоторый предел (по Гегелю - "нарушается мера количественных изменений"), система входит в необратимое изменение ("переходит в новое качество"). В результате наличная структура гибнет, либо с рождением новой структуры, либо без такового.

Состояние необратимого изменения  системы (по Гегелю, этап "скачка") связывается с ее вхождением в "зону бифуркации", характеризующуюся  неопределенностью будущей судьбы системы. Точка бифуркации - точка  развертывания возможных направлений  эволюции системы, причем принципиально  непредсказуемо, произойдет ли полный структурный распад системы или  генезис новой упорядоченной  структуры.

Принципиально важно то, что синергетика рассматривает "зону бифуркации " как зону, где самопорождаются особые структуры, задающие линию дальнейшей самоорганизации системы. Это связывается с синергетическим эффектом - особым "кооперативным" (однонаправленным) поведением элементов системы в некоторой ее области. Синергетический эффект нужно понимать как "пусковой механизм" процесса формирования особого вида структур- аттракторов. Аттрактор - это процесс самоструктурирования (и одновременно некоторая структура), потенциально включающий в себя "план эволюции", самодостраивания вновь возникающей структуры в некотором направлении в открытой нелинейной среде.


Информация о работе Онтология