Онтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Назовите и кратко охарактеризуйте:
Основные формы бытия.
Единство, включающее в себя множество разнообразных вещей, процессов, состояний человеческих индивидов, природных процессов называется всеобщим бытием. Формы бытия тесно взаимосвязаны друг с другом, их можно представить так:
Бытие вещей (тел) и процессов. В нем, в свою очередь, выделяют:
Бытие природы как целого (бытие «первой природы») - существование тел, вещей, процессов, которые нетронуты человеком и которые были еще до его появления на планете (атмосфера, биосфера, гидросфера и так далее)

Вложенные файлы: 1 файл

онтология.docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

 

  1. трактовка развития как мирового круговорота. Согласно ей, развитие материи есть круговорот, состоящий из 2 равноправных процессов, или ветвей: прогрессивного восходящего) и регрессивного (нисходящего) развития. Возникает вопрос: что происходит в низшей точке развития, что заставляет снова ее развиваться?

 

  1. концепция развития как необратимых  качественных изменений сохраняет  ряд основных положений концепции  круговорота, но стремится исправить  последнюю, рассматривая круговорот как момент необратимого движения. Но эта концепция содержит главный постулат предыдущей – о равносильности и равнозначности прогресса и регресса.

 

 

 

  1. Концепции пространства и времени в современной философии и науке.

 

Важнейшие философские  проблемы, относящиеся к пространству и времени, — это вопросы о  сущности пространства и времени, об отношении этих форм бытия к материи, об объективности пространственно-временных  отношений и закономерностей.

На протяжении почти всей истории естествознания и философии существовали 2 основные концепции пространства и времени. Одна из них идёт от древних атомистов  — Демокрита, Эпикура, Лукреция, которые ввели понятие пустого пространства и рассматривали его как однородное (одинаковое во всех точках) и бесконечное. Эпикур полагал, что оно не изотропно, т. е. неодинаково по всем направлениям. Понятие времени тогда было разработано крайне слабо и рассматривалось как субъективное ощущение действительности.

В новое время  в связи с разработкой основ динамики эту концепцию развил И. Ньютон, который очистил её от антропоморфизма. По Ньютону, пространство и время - особые начала, существующие независимо от материи и друг от друга. Пространство само по себе (абсолютное пространство) есть пустое «вместилище тел», абсолютно неподвижное, непрерывное, однородное и изотропное, проницаемое — не воздействующее на материю и не подвергающееся её воздействиям, бесконечное; оно обладает 3 измерениями. От абсолютного пространства Ньютон отличал протяжённость тел — их основное свойство, благодаря которому они занимают определённые места в абсолютном пространстве, совпадают с этими местами. Абсолютное пространство вследствие неразличимости своих частей неизмеримо и непознаваемо. Положения тел и расстояния между ними можно определять только по отношению к др. телам. Др. словами, наука и практика имеют дело только с относительным пространством. Время, в концепции Ньютона, само по себе есть нечто абсолютное и ни от чего не зависящее, чистая длительность, как таковая, равномерно текущая от прошлого к будущему. Оно является пустым «вместилищем событий», которые могут его заполнять, но могут и не заполнять; ход событий не влияет на течение времени. Время универсально, одномерно, непрерывно, бесконечно, однородно (везде одинаково). От абсолютного времени, также неизмеримого, Ньютон отличал относительное время. Измерение времени осуществляется с помощью часов, т. е. движений, которые являются периодическими. Пространство и время в концепции Ньютона независимы друг от друга.

Концепция пространства и времени, разработанная Ньютоном, была господствующей в естествознании на протяжении 17—19 вв., т.к. она соответствовала науке того времени — евклидовой геометрии, классической механике и классической теории тяготения.

Воззрения диалектического  материализма на пространство и время были сформулированы Ф. Энгельсом. По Энгельсу, находиться в пространстве — значит быть в форме расположения одного возле другого, существовать во времени — значит быть в форме последовательности одного после другого. Энгельс подчёркивал, что «... обе эти формы существования материи без материи суть ничто, пустые представления, абстракции, существующие только в нашей голове».

В конце 19 —  начале 20 вв. произошло глубокое изменение  научных представлений о материи  и, соответственно, радикальное изменение  понятий пространства и времени. В физическую картину мира вошла  концепция поля как формы материальной связи между частицами вещества, как особой формы материи. Полагали, что поле — это состояние эфира, абсолютно неподвижной среды, заполняющей мировое абсолютное пространство. Позже было установлено (Х. Лоренц и др.), что при движении тел с очень большими скоростями, близкими к скорости света, происходит изменение поля, приводящее к изменению пространственных и временных свойств тел.

Специальная теория относительности А. Эйнштейна, основанная на двух фундаментальных положениях — о предельности скорости света  и равноправности инерциальных систем отсчёта, стала новой физической теорией пространства и времени. Из неё следует, что пространственные и временные отношения — длина  тела (вообще расстояние между двумя  материальными точками) и длительность (а также ритм) происходящих в  нём процессов — являются не абсолютными  величинами, как утверждала ньютонова механика, а относительными. Относительность пространственно-временных характеристик тел полностью подтверждена опытом. Отсюда следует, что представления об абсолютном пространстве и времени несостоятельны. Пространство и время являются именно общими формами координации материальных явлений, а не самостоятельно существующими (независимо от материи) началами бытия. Теория относительности исключает представление о пустых пространстве и времени, имеющих собственные размеры. Представление о пустом пространстве было отвергнуто в дальнейшем и в квантовой теории поля с его новым понятием вакуума. Дальнейшее развитие теории относительности показало, что пространственно-временные отношения зависят также от концентрации масс.

Тесная взаимосвязь  пространственно-временных свойств  и природы взаимодействия объектов обнаруживается также и при анализе  симметрии пространства и времени. Ещё в 1918 (Э. Нётер) было доказано, что однородности пространства соответствует закон сохранения импульса, однородности времени — закон сохранения энергии, изотропности пространства — закон сохранения момента количества движения. Т. о., типы симметрии пространства и времени, как общих форм координации объектов и процессов, взаимосвязаны с важнейшими сохранения законами. Симметрия пространства при зеркальном отражении оказалась связанной с существенной характеристикой микрочастиц — с их чётностью.

Одной из важных проблем пространства и времени  является вопрос о направленности течения  времени. В концепции Ньютона  это свойство времени считалось  само собой разумеющимся и не нуждающимся  в обосновании. Современная физика конкретизировала и развила это  обоснование, связав его с современным  пониманием причинности. По-видимому, направленность времени связана с такой интегральной характеристикой материальных процессов, как развитие, являющееся принципиально необратимым.

К проблемам  пространства и времени, относится и вопрос о числе измерений пространства и времени. В концепции Ньютона это число считалось изначальным. Однако ещё Аристотель обосновывал трехмерность пространства числом возможных сечений (делений) тела. Интерес к этой проблеме возрос в 20 в. с развитием топологии. Л. Брауэр установил, что размерность пространства есть топологический инвариант — число, не изменяющееся при непрерывных и взаимно однозначных преобразованиях пространства. В ряде исследований была показана связь между числом измерений пространства и структурой электромагнитного поля (Г. Вейль), между трехмерностью пространства и спиральностью элементарных частиц. Всё это показало, что число измерений пространства и времени неразрывно связано с материальной структурой окружающего нас мира.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. В.А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: Логос, 2001;
  2. Кивенко В. Д. Становление научного представления о материи. Вопросы диалектического и исторического материализма. - СПб.: Росиздат, 1996;
  3. Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. Л.: Наука, 1982;
  4. Николаев И. В. "Основные этапы развития категории "Материя"". Журнал "Вопросы философии" 1998;
  5. Философия от древности до наших дней (фрагменты и свидетельства): Учеб. Пособие. Ч.2: Западногерманская философия XVI-XIX вв. / Сост. С. А. Власов, Г. А. Мирошниченко, И. Р. Назарова и др.; Под. ред. Е. О. Тер-Григортян, Т. А. Мшвениерадзе, А. П. Федосовой, С. А. Власова. - М.: МГТУ им Н. Э. Баумана, 1993.



Информация о работе Онтология