Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:22, реферат
Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как "малый мир", микрокосм. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроизводится и в наши дни. Человек ведь действительно часть космоса. Не случайно магнитные бури доставляют нам столько хлопот. Мы - люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но оно не должно быть слишком близко к нам. Ученые предсказывают, что Солнце в своем развитии достигнет стадии "красного гиганта" и поглотит Землю. Что будет с родом человеческим?
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
Основные воззрения на природу человека.
1. Философы античности, особенно натурфилософы,
рассматривали человека как образ космоса,
как "малый мир", микрокосм. Эта точка
зрения, конечно, на новой основе, воспроизводится
и в наши дни. Человек ведь действительно
часть космоса. Не случайно магнитные
бури доставляют нам столько хлопот. Мы
- люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но
оно не должно быть слишком близко к нам.
Ученые предсказывают, что Солнце в своем
развитии достигнет стадии "красного
гиганта" и поглотит Землю. Что будет
с родом человеческим?
2. Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.
3. В средневековой
философии главное
Развитая в средневековой философии позиция находит свое продолжение в православной, католической и протестантской концепциях человека, т.е. в рамках основных вероисповеданий христианства. Как известно, господствующая христианская церковь раскололась в 1054 году на Восточную (православную) и Западную (католическую). В XVII веке из Западной церкви выделилась протестантская. В нашу задачу не входит описание тех многочисленных отличий, которые характерны для различных христианских антропологий. Отметим лишь самое главное.
Философский стиль
православия восходит к Платону
и Плотину, в нем много интуитивно-
Философский стиль католицизма восходит к Аристотелю, Августину и Фоме Аквинскому. По сравнению с православием здесь больше рационального, человек понимается как субъект воли.
Философский стиль протестантизма основывается, по преимуществу, на нововременной философии с ее выделением личностного начала. С позиций православия Бог существует, ибо он существует, позиция протестантизма другая: Бог существует потому, что без него человеку плохо. "Во что веришь, то и имеешь",- говорил основатель протестантизма М. Лютер.
4. В Новое время
специфика человека
5. В Новое же время наряду с только что рассмотренной концепцией "хомо сапиенс" (человек разумный) господствующие высоты завоевывает концепция "хомо фабер" (человек деятельный). Главное в человеке - это реализация способности к действию. Либо просто утверждается, что суть каждого отдельного человека состоит в его действиях, либо это действие, как у Маркса, понимается в общественном смысле. Главное в обществе - труд (деятельность), а отдельный человек есть "атом" общества, в котором "пересекаются" всеобщественные отношения.
6. Последнее изобретение
философии Нового времени - это
"сверхчеловек" Ницше. Теперь
разум понимается как болезнь,
заблуждение, омертвляющее
7. Философия ХХ
века продолжает поиск
8. Герменевтики
считают, что истинность
9. Философы-аналитики
видят в человеке существо, активно
реализующее свои языковые
10. Согласно постмодернистам,
человек - существо, бунтующее в
поисках возвышенного и
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
Что такое общество?Индивид и общество.
Наука об обществе называется социологией
(от латинского слова социетас - общество).
Нас конкретно интересует не социология,
а ее философские основания. С чего начинается
социология?
Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек - общество. На этот счет существуют три основные интерпретации.
Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни философией Нового времени в тот период, когда основное внимание было направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи).
Выяснилось, однако,
что представление об обществе как
сумме индивидов не во всех отношениях
убедительно и
Но и вторая концепция
оказалась с недостатками: она
не учитывала своеобразие, свободу
индивидов, их творчество. Поэтому в
наши дни стремятся соединить
достоинства
Социальные действия и их смысл.
Общество отличается
от природы, это знает каждый. Но
тогда возникает вопрос: чем именно
общество отличается от природы? Если
мы укажем на это отличие, то тем
самым установим природу
Общество в отличие от природных систем не существует независимо от идей, представлений, ценностей, интерпретаций людей.
Смысл социальных действий
людей определяется их ценностями.
Природные неживые объекты
И снова напрашиваются вопросы: что такое
идеи, ценности? Что такое деятельность?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужна...
философия. Нам ничего не остается, как
рассмотреть различные философские интерпретации
природы общества.
Философские интерпритации
своеобразия общества от античности до
наших дней.
Философских интерпретаций общества мы
насчитаем ровно столько, сколько философских
систем вовлечем в наш анализ. Но в нашу
задачу не входит непременное рассмотрение
всех возможных точек зрения. На первом
месте стоит уразумение простого факта:
философское понимание общества состоит
в интерпретации общества на основе философских
(по возможности наилучших) воззрений.
В античности общество понимали, например, на основе концепций идей Платона или форм Аристотеля. Выше излагалось учение Платона об обществе. Он рассматривал общество как воплощение идеи справедливости. Так же поступал и Аристотель, и он исходил из необходимости построения справедливого общества. Разница между Платоном и Аристотелем состоит в том, что первый толкует об идее справедливости и считает ее, равно как и любую идею, космическим, а не сугубо человеческим началом. Аристотель же считает справедливость сочетанием добродетелей человека. У него справедливость присуща человеку, это не идеал, а форма.
Интересно, что античная интерпретация общества на основе справедливости как ценности не только дожила до наших дней, но и остается весьма актуальной. Несколько лет тому назад разгорелась острая дискуссия между двумя крупнейшими современными философами и социологами - американцем Джоном Ролзом и немцем Юргеном Хабермасом. Оба согласны с тем, что принцип справедливости остается в понимании общества центральным. Вопрос в том, что такое справедливость, как ее достичь. Ролз рассуждает так: вопрос о справедливости решают выбранные представители общества, которые должны быть честными, а это возможно лишь в том случае, если они абстрагируются от существующих общественных условий: "Мы, мол, не знаем, каким общество является сейчас и каким оно будет; мы хотим справедливости". Ролз полагает, что представители общества - рационалисты, они подумают и придут к согласию относительно двух принципов справедливости: 1) все люди равноправны, 2) надо помогать бедным. В позиции Ролза мы без особого труда обнаруживаем философию, непосредственные истоки которой находятся в Новом времени (рационализм, принцип "все равны"), а также прагматизм, что является сугубо американским изобретением. Хабермас еще энергичнее, чем Ролз, настаивает на необходимости рациональной дискуссии и достижения согласия людей (за счет дискуссий разрешаются многие конфликтные ситуации, значит надо обеспечить в обществе простор для обмена мнениями). Но в отличие от Ролза Хабермас полагает, что дискуссия приведет к открытию абсолютного морального закона (здесь он сторонник Канта).
Итак, вернемся к античности: в наилучших философских интерпретациях общества используют концепцию идей и концепцию форм, а также представления о добродетелях человека.
В средние века философское понимание общества основывается, как и следовало ожидать, на философии абсолютной личности, Бога. На этой основе Августин уже в IV веке дает философскую интерпретацию обществу. Он различает "град небесный" и "град земной". Все в граде земном, что противоречит граду небесному, Августин критиковал, а смысл истории видел в движении града земного к совершенству града небесного.
Разумеется, в ходе
истории ее христианская интерпретация
приобретала все большее
Итак, мы в очередной раз видим, что многие однажды выработанные философские интерпретации не исчезают бесследно, а возобновляются, иногда почти буквально, в последующих веках, в том числе в наши дни.
В Новое время
философия приводит к концепциям
равноправия членов общества и общественного
договора. В христианстве постулировался
договор народа с Богом (завет
и означает договор). Теперь договор
понимается как необходимость, осмысленная
в связи с задачей
Другая нововременная концепция общества принадлежит К. Марксу. Люди в обществе "склеены" общественным трудом, развитие которого обеспечивает переход от капитализма к социализму.
У истоков новейших
философских интерпретаций
Что такое общество, согласно феноменологам, герменевтикам, постмодернистам, аналитикам? Жизненный мир, более или менее удачно построенный в соответствии с феноменологией сознания (Э. Гуссерль), понимающее бытие-в-мире (М. Хайдеггер), свободный практический и творческий выбор (М. Фуко), жизнь людей согласно их речевым актам (Дж. Остин).