Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 18:15, реферат
А. Тоффлер, наблюдая упадок старых и возникновение новых отраслей производства, предложил картину возможных трансформаций социальной и технологической реальностей, названных им "третьей волной". Тоффлер видел непосредственную связь в изменении техники и образа жизни, ее ценностей - техника обусловливает тип общества и тип культуры, и это влияние носит волнообразный характер.
Введение……………………………………………………………3
1. Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация………………………………………………………………6
2. Проблемы экологии и концепции их преодоления……………………10
3. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия……..16
4. Проблема ресурсов в современном обществе…………………………19
5. Военные конфликты в современном мире……………………………..22
6. Возможности человека в преодолении глобальных проблем………...25
7. Концепции дальнейшей судьбы человечества………………………....29
8.Заключение…………………………………………………………….…32
9.Список литературы……………………………………………………. ..34
Суть ноосферной концепции связано с особым пониманием места человека в мироздании. Он включается важнейшим звеном в эволюцию природы и создает особую сферу - ноосферу, или сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии биосферы (сферы жизни, обитания живых существ).8 С созданием ноосферы человечество берет на себя ответственность за весь строй природы, за ход и направленность дальнейшей ее эволюции. Согласно В.И. Вернадскому, она связана с тем, что значительная часть природного вещества в условиях современной цивилизации оказывается вовлеченной в сферу социальных взаимодействий, в круговорот культуры, духа. Могущество человека становится фактором, определяющим недопустимость хищнического отношения к природе. Человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с самим собой.
Л. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский и другие исследователи писали о Всеедином уме, или софийности природы, имея в виду ее жизненно-одухотворяющее начало. Они настаивали на том, что к природе следует относиться как к единому живому целому. Н. Федоров говорил о "братском отношении к Космосу". Такие мысли обнаруживаются почти у всех представителей русского религиозно-философского направления. Его принято обозначать как "русский космизм".
В работе "Философия общего дела" Н. Федоров ставит все проблемы человеческого бытия в зависимость от отношения человека к Космосу. Социальные, исторические, межличностные отношения рассматриваются им на основе представления о человеке как о существе космическом. Человек согласно своей физической и духовной природе обречен занимать определенное положение в Космосе. Из этого 9Н. Федоров выводит, с одной стороны, причины страданий, конфликтов, розни между людьми, а с другой - намечает перспективы для преодоления противоречий в будущем. По Федорову, с достижением человеком бессмертия изменятся все основные свойства его физического существа, такие, как способ размножения, способ питания; человек сможет мгновенно перемещаться в пространстве и т.п. Преображенный человек будет иметь право стать подлинным хозяином Вселенной, поскольку он перестанет выступать хищником по отношению к природе. Он будет не только сам находиться в гармонии с ней, но получит моральное право и возможность устранять природные несообразности, исправлять элементы природной дисгармонии.
Таким образом, с точки зрения космической философии реальный земной человек принципиально не в состоянии коренным образом разрешить проблемы, им самим созданные. Ставя задачи не частичного, а полного и глобального разрешения проблем бытия, космическая философия устремляется в отдаленную перспективу, к преображенному человеку, к преображенному миру. Поэтому космизм далек от того, чтобы его можно было использовать в качестве практического решения глобальных противоречий современности.
Главная ценность философии космизма - в предельно широком взгляде на человека и общество: они определяют самих себя через отношение к природе, к Космосу. Социальные, экономические и иные формы бытия определяются тем, насколько человек способен к заботливому отношению к природе, насколько люди сознают свою ответственность за мироздание. Эти идеи были высказаны космистами задолго до того, как человечество практически ощутило на себе всю тяжесть экологических и иных глобальных проблем.
Никогда еще на протяжении своей истории человечество не сталкивалось со столь многочисленными угрозами своему существованию, как в конце XX века. Экологический дисбаланс, дефицит энергоносителей и продовольствия, перенаселение планеты - все это образует взаимосвязанный комплекс проблем, решение которых жизненно необходимо уже в ближайшее время. Если человечество сумеет объединить свои усилия при решении глобальных проблем, то, возможно, удастся избежать гибели планеты и человека.
Заключение
Человечество в своей неконтролируемой хозяйственной деятельности превысило порог возможностей Земли и ее биосферы, вступив в эпоху глобальной экологической катастрофы. Традиционная мировая система с господствующим капиталистическим способом производства стала обреченной, так как цивилизация стала способна уничтожить саму себя.
В настоящее время для объединения людей в целях разрешения глобальных проблем имеются определенные предпосылки. Однако пути решения глобальных проблем могут быть различными.
Многие философы у нас и за рубежом рассматривают будущее человечества исходя из процесса развертывания воли человека как фактора истории. Учитывая неодномерность этого явления, они полагают, что единой научной модели будущего человека нет и быть не может. А основными факторами, которые будут определять развитие человечества, окажется все возрастающая множественность принципов, лежащих в основе человеческой активности. Однако все исследователи согласны с тем, что большую роль должно сыграть повышение общей культуры человека. В новом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования.
Возможности современной вычислительной техники позволяют учесть огромное число параметров мирового развития и на этой основе выявить отдаленные последствия современных тенденций. Выбор оптимальной социально-экономической системы диктуется исключительно ее способностью противостоять глобальной экологической катастрофе.
Судьба человечества, по всем имеющимся прогнозам, будет решаться в первую половину XXI столетия. Человечество может выйти из глобальной экологической катастрофы, кардинально реконструировав мировую систему, переведя ее из состояния стихийного процесса в состояние управляемого программного развития.
Пока не существует четкого ответа на вопрос о путях дальнейшего развития человечества. Разработки ученых в области глобалистики и социально-экономических наук отстают от стремительного протекания разрушительных процессов на планете, когда сфера глобальной экономики стала не менее напряженной, чем социальная и экономическая сферы. Человечество ждет теорию, которая позволила бы дать конкретные рекомендации политикам о стратегии развития всего мира. Без разработки такой теории человечество не может выжить в обществе, где количественные характеристики происходящих процессов превысили предел антропогенной нагрузки.
Список литературы
Алимов А.А. Случевский В.В. Век XX: экология и идеология. - Л: 1988.
Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. - М: 1997.
Василенко В.Н. Экологические конфликты общества как предмет социологии и социальной экологии// Социологические исследования. 1998. №3.- С.13-19.
Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М: 1991.
Вернадский В.И. Несколько слов о биосфере//Русский космизм. Антология философской мысли.- М: 1993
Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. - М: 1987.
Глобальные проблемы и перспективы цивилизации//Ред. В.Е. Ермолаева. - М:1994.
Кузнецов В. Экологическая безопасность человека// Основы безопасности жизни. №1. 2000.- С.41-43.
Максимов Н. Прогноз роста населения Земли.//Знание-сила. № 9-10. 1999.- С.34-35.
Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М:1994.
Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. - М:1994.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.- М: 1990.
ПанфиловА.А.,Сосунова И.А. Государственная
экологическая политика: узловые проблемы
формирования//Социально-
Печчеи А. Человеческие качества. - М: 1980.
Прогноз численности населения земного шара на 2150 год.// Общество и экономика. №10-11. 1998.-С.172-185.
Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М: 1995.
Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М: 1990.
Русский космизм. Антология философской мысли. - М: 1993.
Семенова С.Г. Русский космизм..// Русский космизм. Антология философской мысли. - М:1993.
Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М:1992.
Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М:1987.
Тойнби А. Постижение истории. - М:1991.
Федотов А.П. Проблемы разработки научной теории современного мира.//Социально-политический журнал. №5.1997. - С.236.
Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. - М: 1994.
Шаповалов В.Ф. Вопросы философии. От классики к современности. Учебное пособие.-М:1998.
Шпенглер О. Закат Европы. - М:1993.
Яницкий О.Н. Экологическая социология
как риск рефлексии//Социально-
Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М:1991.
Информация о работе Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация