Даосские обители — автономные
центры социального института даосизма
— распространены по всей стране. Они
подразделяются на два типа: наследственные
(цзысунь мяо) и открытые (шифан цзунлинь).
Все монастыри школы Правильного единства,
вне зависимости от своей величины и состава,
классифицируются даосами как наследственные.
Кроме них, имеются наследственные монастыри,
принадлежащие школе Совершенной истины.
Примерами наследственных обителей являются
монастыри Цзысяогун гор Уданшань, Улянгуань
гор Цяньшань, Чжунюэмяо пров. Хэнань.
Их собственность находится в частном
владении и передается из поколения в
поколение. Обитатели таких монастырей
чаще всего связаны не только единым вероисповеданием,
но и кровным родством, что указывает на
семейный характер раннедаосскич общин.
Эти монастыри, как правило, расположены
в сельской местности и в маленьких уездных
городах; монашеский быт в них менее строг,
чем в открытых монастырях. Наследственные
монастыри могут принимать послушников
для подготовки к принятию священного
сана, но правом проведения этой церемонии
обладают только открытые монастыри. Административное
устройство наследственных монастырей
достаточно простое и напоминает жизнь
обычной многочисленной семьи. В отличие
от наследственных, собственность открытых
монастырей принадлежит всей общине. Данный
тип монастырей — организационная вершина
социального института даосизма, в то
время как наследственные обители закладывают
его основу. Известными открытыми монастырями
являются Байюньгуань (Пекин), Тайцингун
(Шэньян), Цинянгун (Чэнду).
Открытые монастыри имеют сложную и динамичную
структуру. Она зависит от различных факторов
— величины и места расположения обители,
направленности социального служения
каждого монастыря, местных традиций и
др. Помимо названной градации существует
деление монастырей на мужские и женские.
Однако недостаток храмовых помещений
в 80-х — начал; 90-х гг. заставил отдельные
обители принимать монахов обоего пола.
Примером могут служить монастыри Тайцингун
(Шэньян) и Бэйдоугун гор Яньданшань
После «культурной революции»,
в период которой в КНР были закрыты все
действующие монастыри, начался процесс,
возвращения их даосам. Вслед за передачей
21 известного монастыря, начатой в 1982 г.,
последовало еще 173:Во второй половине
80-х — начале 90-х гг. возобновление деятельности
возвращенных и появление новых монастырей
приобрело повсеместный характер. К концу
1991 г. в Китае было уже более 400 действующих
даосских монастырей провинциального
и уездного уровня. Вместе с наследственными
и небольшими открытыми монастырями их
насчитывалось около 1000 [166, с. 17]. По официальным
статистическим данным, опубликованным
пресс-кабинетом Госсовета КНР, в 1997 г.
в КНР насчитывалось более 1500 только зарегистрированных
даосских монастырей. Одной из особенностей
современных открытых даосских монастырей
КНР является обретение ими права принимать,
обучать и воспитывать послушников, а
также проводить ритуал водружения «венца
обета» (гуаньцзинь). В определенной мере
это обусловлено необходимостью скорейшего
решения кадровой проблемы в даосских
монастырях после «культурной революции»
и новыми тенденциями в системе даосского
образования. Имеете в виду открытие и
успешное функционирование при АПД многочисленны;
специальных курсов и школ, выпускники
которых имеют право оставаться монастырях
всех типов, продолжая служение. Исследования
авторов в пе кинском Байюньгуане и даосских
обителях пров. Сычуань подтвердили, чтс
указанный факт — не редкость, он способствует
некоторому упрощению системы поступления
даосов в монастыри и сокращению затрачиваемого
на это времени. Во избежание попадания
в монастырь случайных людей каждый смотритель
и каждая монастырская община вырабатывают
ряд конкретных мер. Например, в обителях
гор Цинчэншань пров. Сычуань установлен
строжайший контроль документов при непременной
рекомендации лица, пользующегося авторитетом
и доверием в монастыре, принимающем послушника,
назначение испытательных сроков разной
продолжительности. Указанная особенность
свидетельствует о повышении роли открытых
монастырей, постепенно приобретающих
универсальное значение в рамках даосского
института. В целом, говоря об административно-хозяйственном
устройстве и внутреннем распорядке даосских
монастырей, следует отметить следующий
факт: являясь центрами даососской традиции
и культуры, они сохраняют исторически
сложившуюся внутреннюю структуру и одновременно
эффективно адаптируются к стремительно
меняющимся современным условиям
Внеинституциональный уровень
функционирования даосизма, соответственно
нашей классификации, представлен даосским
идеалом «совершенномудрого» — отшельничеством.
Достоверная количественная оценка этого
явления практически невозможна, да и
статистические данные не имеют здесь
определяющего значения, как на доинституциональном
и институциональном уровнях. Каждый отшельник
— это уникальное, выходящее за пространственно-временные
рамки явление, «соль» даосизма, один из
источников его легендарных личностей,
а порой и целых направлений. Отрешаясь
от чувственных восприятий, «опустошая»
свое сердце в постах и бдениях, отшельники
стремятся обрести дао и пребывать в нем,
достигнуть совершенства в вечной гармонии
триединства Неба, Земли и Человека. С
давних времен местами обитания они избирают
традиционно почитаемые китайцами священные
горы. Благоговейно даосы относятся к
горам Чжуннаньшань пров. Шэньси — колыбели
даосизма. Согласно преданию, именно там
Лао Цзы изложил суть дао в «Пятитысячесловнике»
— «Даодэцзине» и передай эту двухчастную
книгу из пяти с лишним тысяч иероглифов
Инь Си, уединившемуся в скит Лоугуань.
В народе даосским отшельникам приписывается
сокрытое могущество, а также власть над
силами природы и сонмом различных духов.
История сохранила имена отшельников
конца XIX — начала XX вв. Это Ван Цисин родом
из пров. Цзянси, Цзи Лянгун, Шэнь Юнлян
и др. [212, с. 336-344]. Примером современного
отшельника является Ван Лишоу, даос школы
Совершенной истины. Поселившись в 1988
г. на горе Лэйшэньшань близ г. Баоцзи пров.
Шэньси, он занимается самосовершенствованием
и охраной лесных угодий горы. Отмечен
факт, когда Ван Лишоу без посторонней
помощи и какой-либо техники затушил разбушевавшийся
лесной пожар [166, с. 297-298]. В горах Цинчэншань
известен отшельник по прозвищу Ицзяньмэй.
Точное местопребывание и возраст его
неизвестны. Однако старые монахи свидетельствуют,
что во время Синхайской революции он
уже был зрелым человеком. Некоторые даосы
считают его достигшим бессмертия. Авторы
встречались с монахами, утверждавшими,
что встречались с Ицзяньмэем в горах,
причем именно эти встречи явились для
некоторых из них толчком к уходу из мира
и принятию обетов.
Для всех уровней функционирования
современного даосизма в Китае характерны
следующие черты:
1. Относительная автономность
и децентрализованность в силу низкого,
по сравнению с мировыми религиями, уровня
институциализации.
2. Глобальный синкретизм
одновременно с выраженно полиморфностью
направлений, ветвей и социальной организации
этой конфессии.
3. Укорененность в селективных
и снятых формах среди подавляющего большинства
населения Китая.
4. Появление новых нетрадиционных
форм социальной организации
последователей даосизма.
Глава 3
Традиции даосизма
Ритуалы и обряды
Для
религии даосизм характерны красочные
празднества, культ предков, вера в мир
духов и магические ритуалы, связанные
со всеми сферами жизни - от покупки дома
до лечения недугов. В этой религии существуют
разного рода обряды, праздники и собрания.
Принадлежность к определенному роду
или семье здесь символизирует ритуалы
жизненного цикла и жертвоприношения
предкам, а связи человека с обществом
- празднование Нового года, ритуалы обновления
и многочисленные культы, которые посвящены
важнейшим божествам. Прокат лучших автомобилей.
Смысл многочисленных религиозных обрядов
и ритуалов - стремление достичь гармонии
фундаментальных сил - инь и ян в природе,
человеке и обществе. В домах для защиты
от злых духов вывешивались амулеты с
изображением символов инь и ян в окружении
восьми триграмм (триграммы - это восемь
комбинаций из прерванных инь и сплошных
ян линий.) Одним из важных практических
элементов, связанных с повседневной религиозной
жизнью людей является фэн-шуй (или геомантия).
Фэн-шуй - это умение определять благоприятные
для живых и умерших места обитания, где
свободно движутся потоки жизненной энергии
ци. Советы по выбору наиболее благоприятных
мест дают геоманты, пользующиеся большой
популярностью. Дома и поселения должны
возводиться по этим правилам, взаимодействие
которых порождает мир во всем многообразии
его форм и обеспечивает гармонию сил
инь и ян.
Даосские
праздники
В праздничные дни службы совершаются
по особому, торжественному чину, при большом
стечении прихожан, паломников и местного
населения. Содержание и чинопоследование
их, убранство монастыря и облачения служителей
культа соответствуют конкретному событию
По распространенности даосские праздники
условно можно разделить на три группы.
К первой относятся общедаосские торжества,
которые отмечаются даосами практически
всех направлений и ветвей. В целом они
составляют основу служебного годичного
круга в современном Китае. К ним относятся
следующие праздники.
1. Трех начал
(саньюань) или трех чиновников (саньгуань).
Согласно мифу, Лао Цзы во время нового
пришествия в 145 г. передал Чжан Даолину
учение, содержащее постулат о том, что
вселенная зиждется на трех пневмах (саньци)
— сокровенной (сюань), изначальной (юань)
и первоначальной (ши) Эти пневмы порождают
Небо, Воду и Землю, которые управляются
тремя небесными чиновниками. С их культом
связаны следующие праздники:
а) Высшего начала — Неба (Небесного
чиновника), который приходится на 15-й
день 1-го лунного месяца, он известен в
народе как Праздник фонарей, завершающий
многодневные торжества встречи нового
года (Праздника весны),
б) Второго начала — Земли (чиновника
Земли) — отмечается в 15-й день 7-го лунного
месяца;
в) Третьего начала — Воды (чиновника
Воды) — в 15-й день 10-го лунного месяца
2. Трех чистейших
(саньцин) — Небесных достопочтенных,
персонифицированных образов трех чистейших
сфер — нефритовой (юйцин), великой (тайцин)
и высшей (шанцин). В даосской космографии,
определяющей 36 небесных уровней, им соответствуют
Небо Цинвэй (Цинвэйтянь), Небо Дачи (Да
читянь) и Небо Юйюй (Юйюйтянь), следующие
непосредственно за наивысшим уровнем
— Небом великих ло (Да лотянь). В теле
человека три чистейших сообразуются
с тремя киноварными полями (даньтянь),
локализованными соответственно внизу
живота, в области солнечного сплетения
и в голове. Это основополагающие топографические
понятия внутренней алхимии (нэйдань).
3. Торжества
Пяти Ла (У ла). Круг этих праздничных
служб связан с доктринальными представлениями
даосов о сложном энергетическом (пневмальном)
состоянии единой Вселенной:
а) Ла Неба (Тянь ла) — в 1-й день
1-го лунного месяца;
б) Ла Земли (Ди ла) — в 5-й день
5-го лунного месяца;
в) Ла Дао и Дэ (Даодэ ла) — в
7-й день 7-го лунного месяца;
г) Ла народа (Минсу ла) — в 1-й
день 10-го лунного месяца;
д) Ла правителя (Ванхоу ла) —
в 8-й день 12-го лунного месяца.
4. Нефритового
императора (Юйхуан) — верховного
владыки, главы бессмертных, почитаемого
в даосизме, особенно на народном уровне,
как правителя Неба и Земли, Трех пределов
и Десяти сторон света. Встреча Нефритового
императора (цзецзя), сходящего с небес,
происходит в ночь с 24-го на 25-е число 12-го
лунного месяца. Все даосы монастыря коленопреклоненно
ожидают его прибытия у входа в Нефритовый
зал. Согласно традиционным представлениям,
после сошествия на землю, с 25-го дня последнего
лунного месяца до 9-го дня 1-го лунного
месяца, владыка совершает инспекцию все$(
Поднебесной, вознаграждая достойных
и взыскивая с нерадивых. 9-го числа во
всех даосских монастырях проводятся
торжественные службы, посвященные рождеству
Нефритового императора. Считается, что
сюда собираются не только жители Поднебесной,
но и обитатели Неба — бессмертные. После
обеда в тот же день пышным обрядом проводов
верховного владыки завершается многодневный
круг посвященных ему торжеств.
5. Рождество
Матушки — правительницы Запада (Си
ванму). Празднуется в 3-й день 3-го лунного
месяца. В настоящее время под влиянием
народных верований этот образ зачастую
ассоциируется с женскими божествами-охранителями
и чадоподательницами.
6. Рождество
Правителя Востока (Дун вангун). Отмечается
в 6-й день 2-го лунного месяца.
7. Рождество
божества богатства Цайшэня. Торжества,
связанные с его культом, являются самыми
популярными и повсеместно распространенными
в Китае. В народе встреча Цайшэна традиционно
отмечается во время Праздника весны,
в 5-й день 1-го лунного месяца. В монастырях
дата празднования его памяти — 15-й день
3-го лунного месяца.
8. Рождение
бессмертного Гуань Юя — легендарного
военачальника периода Троецарствия и
покровителя воинства. Празднуется в 13-й
день 5-го лунного месяца.
9. Рождение
бессмертного Вэньчана — покровителя
образования и просвещения. Его культ
связан с астральным, что определяет особую
торжественность жертвоприношений звездам
в 3-й день 2-го лунного месяца. До сих пор
в народе живо поверье, что появление на
небосводе звезды Вэьчана указывает на
рождение в Поднебесной нового яркого
таланта.
10. Рождение
Истинно-воинствующего (Чжэньу) —
даосского бессмертного, усмиряющего
нечистых духов и обитателей темного царства.
Празднуется в 3-й день 3-го лунного месяца.
11. Рождение
Повелителя снадобий (Яован) — даосского
бессмертного, покровителя врачевателей.
Отмечается в 28-й день 4-го лунного месяца.
12. Рождение
основателя даосского учения Тайшан Лаоцзюня
— Лао Цзы. Отмечается в 15-й день 2-го лунного
месяца.
13. Рождение
первого Небесного наставника Чжан Даолина
приходится на 15-й день 1-го лунного месяца.
Этот праздник наиболее значителен для
даосов школы Правильного единства.
14. Рождение
праведника Ван Чуняна — 22-й день 12-го
лунного месяца. Этот праздник наиболее
значим для последователей основанной
им школы Совершенной истины.
15. Рождение
трех владык из рода Мао — основателей
маошаньского направления даосизма: Мао
Ина — 3-й день 9-го лунного месяца, Мао
Гу — 25-й день 6-го лунного месяца и Мао
Чжуна — 2-й день 12-го лунного месяца.
16 Двойной
девятки. Повсеместно и широко отмечается
в народе как праздник урожая, благополучия,
просветления. В даосизме эта народная
традиция трансформировалась, объединившись
с астральным культом. В 9-й день 9-го лунного
месяца даосы прославляют девять Великих
императоров созвездия Северного Ковша,
вершащих судьбы людей.