Основные концепции даосизма в истории философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 13:53, реферат

Краткое описание

Само название Дао дэ цзя - "школа Дао-дэ". Одно из главных направлений древнекитайской философии и национальной религии Китая. Возник во 2-й половине I тысячелетия до н. э. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы, род. в 604 г. до н. э.), однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.) Учение даосизма изложено в трактатах, названных по именам этих мыслителей (трактат "Лао-цзы" более известен под названим "Дао дэ цзин").

Содержание

1. Введение
2. Основные концепции даосизма в истории философии
3. Даосизм в современном обществе
4. Традиции даосизма
5. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат даосизм.docx

— 61.66 Кб (Скачать файл)

Даосские обители — автономные центры социального института даосизма — распространены по всей стране. Они подразделяются на два типа: наследственные (цзысунь мяо) и открытые (шифан цзунлинь). Все монастыри школы Правильного единства, вне зависимости от своей величины и состава, классифицируются даосами как наследственные. Кроме них, имеются наследственные монастыри, принадлежащие школе Совершенной истины. Примерами наследственных обителей являются монастыри Цзысяогун гор Уданшань, Улянгуань гор Цяньшань, Чжунюэмяо пров. Хэнань. Их собственность находится в частном владении и передается из поколения в поколение. Обитатели таких монастырей чаще всего связаны не только единым вероисповеданием, но и кровным родством, что указывает на семейный характер раннедаосскич общин. Эти монастыри, как правило, расположены в сельской местности и в маленьких уездных городах; монашеский быт в них менее строг, чем в открытых монастырях. Наследственные монастыри могут принимать послушников для подготовки к принятию священного сана, но правом проведения этой церемонии обладают только открытые монастыри. Административное устройство наследственных монастырей достаточно простое и напоминает жизнь обычной многочисленной семьи. В отличие от наследственных, собственность открытых монастырей принадлежит всей общине. Данный тип монастырей — организационная вершина социального института даосизма, в то время как наследственные обители закладывают его основу. Известными открытыми монастырями являются Байюньгуань (Пекин), Тайцингун (Шэньян), Цинянгун (Чэнду).

Открытые монастыри имеют сложную и динамичную структуру. Она зависит от различных факторов — величины и места расположения обители, направленности социального служения каждого монастыря, местных традиций и др. Помимо названной градации существует деление монастырей на мужские и женские. Однако недостаток храмовых помещений в 80-х — начал; 90-х гг. заставил отдельные обители принимать монахов обоего пола. Примером могут служить монастыри Тайцингун (Шэньян) и Бэйдоугун гор Яньданшань

После «культурной революции», в период которой в КНР были закрыты все действующие монастыри, начался процесс, возвращения их даосам. Вслед за передачей 21 известного монастыря, начатой в 1982 г., последовало еще 173:Во второй половине 80-х — начале 90-х гг. возобновление деятельности возвращенных и появление новых монастырей приобрело повсеместный характер. К концу 1991 г. в Китае было уже более 400 действующих даосских монастырей провинциального и уездного уровня. Вместе с наследственными и небольшими открытыми монастырями их насчитывалось около 1000 [166, с. 17]. По официальным статистическим данным, опубликованным пресс-кабинетом Госсовета КНР, в 1997 г. в КНР насчитывалось более 1500 только зарегистрированных даосских монастырей. Одной из особенностей современных открытых даосских монастырей КНР является обретение ими права принимать, обучать и воспитывать послушников, а также проводить ритуал водружения «венца обета» (гуаньцзинь). В определенной мере это обусловлено необходимостью скорейшего решения кадровой проблемы в даосских монастырях после «культурной революции» и новыми тенденциями в системе даосского образования. Имеете в виду открытие и успешное функционирование при АПД многочисленны; специальных курсов и школ, выпускники которых имеют право оставаться монастырях всех типов, продолжая служение. Исследования авторов в пе кинском Байюньгуане и даосских обителях пров. Сычуань подтвердили, чтс указанный факт — не редкость, он способствует некоторому упрощению системы поступления даосов в монастыри и сокращению затрачиваемого на это времени. Во избежание попадания в монастырь случайных людей каждый смотритель и каждая монастырская община вырабатывают ряд конкретных мер. Например, в обителях гор Цинчэншань пров. Сычуань установлен строжайший контроль документов при непременной рекомендации лица, пользующегося авторитетом и доверием в монастыре, принимающем послушника, назначение испытательных сроков разной продолжительности. Указанная особенность свидетельствует о повышении роли открытых монастырей, постепенно приобретающих универсальное значение в рамках даосского института. В целом, говоря об административно-хозяйственном устройстве и внутреннем распорядке даосских монастырей, следует отметить следующий факт: являясь центрами даососской традиции и культуры, они сохраняют исторически сложившуюся внутреннюю структуру и одновременно эффективно адаптируются к стремительно меняющимся современным условиям

Внеинституциональный уровень функционирования даосизма, соответственно нашей классификации, представлен даосским идеалом «совершенномудрого» — отшельничеством. Достоверная количественная оценка этого явления практически невозможна, да и статистические данные не имеют здесь определяющего значения, как на доинституциональном и институциональном уровнях. Каждый отшельник — это уникальное, выходящее за пространственно-временные рамки явление, «соль» даосизма, один из источников его легендарных личностей, а порой и целых направлений. Отрешаясь от чувственных восприятий, «опустошая» свое сердце в постах и бдениях, отшельники стремятся обрести дао и пребывать в нем, достигнуть совершенства в вечной гармонии триединства Неба, Земли и Человека. С давних времен местами обитания они избирают традиционно почитаемые китайцами священные горы. Благоговейно даосы относятся к горам Чжуннаньшань пров. Шэньси — колыбели даосизма. Согласно преданию, именно там Лао Цзы изложил суть дао в «Пятитысячесловнике» — «Даодэцзине» и передай эту двухчастную книгу из пяти с лишним тысяч иероглифов Инь Си, уединившемуся в скит Лоугуань. В народе даосским отшельникам приписывается сокрытое могущество, а также власть над силами природы и сонмом различных духов. История сохранила имена отшельников конца XIX — начала XX вв. Это Ван Цисин родом из пров. Цзянси, Цзи Лянгун, Шэнь Юнлян и др. [212, с. 336-344]. Примером современного отшельника является Ван Лишоу, даос школы Совершенной истины. Поселившись в 1988 г. на горе Лэйшэньшань близ г. Баоцзи пров. Шэньси, он занимается самосовершенствованием и охраной лесных угодий горы. Отмечен факт, когда Ван Лишоу без посторонней помощи и какой-либо техники затушил разбушевавшийся лесной пожар [166, с. 297-298]. В горах Цинчэншань известен отшельник по прозвищу Ицзяньмэй. Точное местопребывание и возраст его неизвестны. Однако старые монахи свидетельствуют, что во время Синхайской революции он уже был зрелым человеком. Некоторые даосы считают его достигшим бессмертия. Авторы встречались с монахами, утверждавшими, что встречались с Ицзяньмэем в горах, причем именно эти встречи явились для некоторых из них толчком к уходу из мира и принятию обетов.

Для всех уровней функционирования современного даосизма в Китае характерны следующие черты:

1. Относительная автономность  и децентрализованность в силу низкого, по сравнению с мировыми религиями, уровня институциализации.

2. Глобальный синкретизм  одновременно с выраженно полиморфностью направлений, ветвей и социальной организации этой конфессии.

3. Укорененность в селективных и снятых формах среди подавляющего большинства населения Китая.

4. Появление новых нетрадиционных  форм социальной организации  последователей даосизма.

 

Глава 3

Традиции даосизма

Ритуалы и обряды

Для религии даосизм характерны красочные празднества, культ предков, вера в мир духов и магические ритуалы, связанные со всеми сферами жизни - от покупки дома до лечения недугов. В этой религии существуют разного рода обряды, праздники и собрания. Принадлежность к определенному роду или семье здесь символизирует ритуалы жизненного цикла и жертвоприношения предкам, а связи человека с обществом - празднование Нового года, ритуалы обновления и многочисленные культы, которые посвящены важнейшим божествам. Прокат лучших автомобилей. Смысл многочисленных религиозных обрядов и ритуалов - стремление достичь гармонии фундаментальных сил - инь и ян в природе, человеке и обществе. В домах для защиты от злых духов вывешивались амулеты с изображением символов инь и ян в окружении восьми триграмм (триграммы - это восемь комбинаций из прерванных инь и сплошных ян линий.) Одним из важных практических элементов, связанных с повседневной религиозной жизнью людей является фэн-шуй (или геомантия). Фэн-шуй - это умение определять благоприятные для живых и умерших места обитания, где свободно движутся потоки жизненной энергии ци. Советы по выбору наиболее благоприятных мест дают геоманты, пользующиеся большой популярностью. Дома и поселения должны возводиться по этим правилам, взаимодействие которых порождает мир во всем многообразии его форм и обеспечивает гармонию сил инь и ян.

 

Даосские праздники

В праздничные дни службы совершаются по особому, торжественному чину, при большом стечении прихожан, паломников и местного населения. Содержание и чинопоследование их, убранство монастыря и облачения служителей культа соответствуют конкретному событию По распространенности даосские праздники условно можно разделить на три группы. К первой относятся общедаосские торжества, которые отмечаются даосами практически всех направлений и ветвей. В целом они составляют основу служебного годичного круга в современном Китае. К ним относятся следующие праздники.

1. Трех начал (саньюань) или трех чиновников (саньгуань). Согласно мифу, Лао Цзы во время нового пришествия в 145 г. передал Чжан Даолину учение, содержащее постулат о том, что вселенная зиждется на трех пневмах (саньци) — сокровенной (сюань), изначальной (юань) и первоначальной (ши) Эти пневмы порождают Небо, Воду и Землю, которые управляются тремя небесными чиновниками. С их культом связаны следующие праздники:

а) Высшего начала — Неба (Небесного чиновника), который приходится на 15-й день 1-го лунного месяца, он известен в народе как Праздник фонарей, завершающий многодневные торжества встречи нового года (Праздника весны),

б) Второго начала — Земли (чиновника Земли) — отмечается в 15-й день 7-го лунного месяца;

в) Третьего начала — Воды (чиновника Воды) — в 15-й день 10-го лунного месяца

2. Трех чистейших (саньцин) — Небесных достопочтенных, персонифицированных образов трех чистейших сфер — нефритовой (юйцин), великой (тайцин) и высшей (шанцин). В даосской космографии, определяющей 36 небесных уровней, им соответствуют Небо Цинвэй (Цинвэйтянь), Небо Дачи (Да читянь) и Небо Юйюй (Юйюйтянь), следующие непосредственно за наивысшим уровнем — Небом великих ло (Да лотянь). В теле человека три чистейших сообразуются с тремя киноварными полями (даньтянь), локализованными соответственно внизу живота, в области солнечного сплетения и в голове. Это основополагающие топографические понятия внутренней алхимии (нэйдань).

3. Торжества Пяти Ла (У ла). Круг этих праздничных служб связан с доктринальными представлениями даосов о сложном энергетическом (пневмальном) состоянии единой Вселенной:

а) Ла Неба (Тянь ла) — в 1-й день 1-го лунного месяца;

б) Ла Земли (Ди ла) — в 5-й день 5-го лунного месяца;

в) Ла Дао и Дэ (Даодэ ла) — в 7-й день 7-го лунного месяца;

г) Ла народа (Минсу ла) — в 1-й день 10-го лунного месяца;

д) Ла правителя (Ванхоу ла) — в 8-й день 12-го лунного месяца.

4. Нефритового императора (Юйхуан) — верховного владыки, главы бессмертных, почитаемого в даосизме, особенно на народном уровне, как правителя Неба и Земли, Трех пределов и Десяти сторон света. Встреча Нефритового императора (цзецзя), сходящего с небес, происходит в ночь с 24-го на 25-е число 12-го лунного месяца. Все даосы монастыря коленопреклоненно ожидают его прибытия у входа в Нефритовый зал. Согласно традиционным представлениям, после сошествия на землю, с 25-го дня последнего лунного месяца до 9-го дня 1-го лунного месяца, владыка совершает инспекцию все$( Поднебесной, вознаграждая достойных и взыскивая с нерадивых. 9-го числа во всех даосских монастырях проводятся торжественные службы, посвященные рождеству Нефритового императора. Считается, что сюда собираются не только жители Поднебесной, но и обитатели Неба — бессмертные. После обеда в тот же день пышным обрядом проводов верховного владыки завершается многодневный круг посвященных ему торжеств.

5. Рождество Матушки — правительницы Запада (Си ванму). Празднуется в 3-й день 3-го лунного месяца. В настоящее время под влиянием народных верований этот образ зачастую ассоциируется с женскими божествами-охранителями и чадоподательницами.

6. Рождество Правителя Востока (Дун вангун). Отмечается в 6-й день 2-го лунного месяца.

7. Рождество божества богатства Цайшэня. Торжества, связанные с его культом, являются самыми популярными и повсеместно распространенными в Китае. В народе встреча Цайшэна традиционно отмечается во время Праздника весны, в 5-й день 1-го лунного месяца. В монастырях дата празднования его памяти — 15-й день 3-го лунного месяца.

8. Рождение бессмертного Гуань Юя — легендарного военачальника периода Троецарствия и покровителя воинства. Празднуется в 13-й день 5-го лунного месяца.

9. Рождение бессмертного Вэньчана — покровителя образования и просвещения. Его культ связан с астральным, что определяет особую торжественность жертвоприношений звездам в 3-й день 2-го лунного месяца. До сих пор в народе живо поверье, что появление на небосводе звезды Вэьчана указывает на рождение в Поднебесной нового яркого таланта.

10. Рождение Истинно-воинствующего (Чжэньу) — даосского бессмертного, усмиряющего нечистых духов и обитателей темного царства. Празднуется в 3-й день 3-го лунного месяца.

11. Рождение Повелителя снадобий (Яован) — даосского бессмертного, покровителя врачевателей. Отмечается в 28-й день 4-го лунного месяца.

12. Рождение основателя даосского учения Тайшан Лаоцзюня — Лао Цзы. Отмечается в 15-й день 2-го лунного месяца.

13. Рождение первого Небесного наставника Чжан Даолина приходится на 15-й день 1-го лунного месяца. Этот праздник наиболее значителен для даосов школы Правильного единства.

14. Рождение праведника Ван Чуняна — 22-й день 12-го лунного месяца. Этот праздник наиболее значим для последователей основанной им школы Совершенной истины.

15. Рождение трех владык из рода Мао — основателей маошаньского направления даосизма: Мао Ина — 3-й день 9-го лунного месяца, Мао Гу — 25-й день 6-го лунного месяца и Мао Чжуна — 2-й день 12-го лунного месяца.

16 Двойной девятки. Повсеместно и широко отмечается в народе как праздник урожая, благополучия, просветления. В даосизме эта народная традиция трансформировалась, объединившись с астральным культом. В 9-й день 9-го лунного месяца даосы прославляют девять Великих императоров созвездия Северного Ковша, вершащих судьбы людей.

Информация о работе Основные концепции даосизма в истории философии